26 февраля 2010, 02:30

Головорезы, Дарт Вейдер и Черный Носорог

VANCOUVER-2010

Сегодня в Уистлере двумя заездами стартует турнир четверок, в котором, если не произойдет непредвиденное, за золото поборется экипаж россиянина Александра Зубкова.

Сергей БУТОВ
из Уистлера

ЛАНГЕ И ЕГО МЕТАЛЛИСТЫ

Всю бесперспективность затеи победить немецкого пилота Андре Ланге понимаешь, когда сталкиваешься нос к носу с кем-либо из его шайки головорезов-разгоняющих. Особенно с тем длинным, которого зовут Кевином Куске (впрочем, он из тех, кого зовут редко, чаще всего он приходит сам). Двухметрового роста, кажущийся вдвое шире, чем есть на самом деле, здоровяк Кевин так и притягивает к себе внимание. Всякий раз, глядя на Куске, подозреваешь, что природа словно бы решила сотворить гориллу, но в последний момент передумала.

В дополнении ко всем своим талантам, Кевин лучше всех в мире умеет толкать по льду боб. Причем (это важно), боб лучшего в мире пилота - Ланге. Только в двойках Ланге и Куске выиграли две Олимпиады, туринскую и нынешнюю, а заодно три чемпионата мира. А ведь Куске - еще и бессменный член экипажа четверки Ланге, в которой побеждал с ним в Солт-Лейк-Сити-2002, Турине-2006 и еще на четырех мировых первенствах. Итого Куске - четырехкратный олимпийский чемпион и семикратный чемпион мира. В российском бобслее, скажу вам по секрету, такого спортсмена пока нет.

Когда я говорил о шайке головорезов, имел в виду и других бессменных "тягачей" Ланге: Мартина Путце с Рене Хоппе. Их роднит легкоатлетическое прошлое и страсть к хэви-металлу. Все подавали неплохие надежды: Путце - в десятиборье, а Хоппе с Куске - в спринте. Последний, например, бежал стометровку за 10,4.

Практически весь олимпийский сезон пилот Ланге своего главного разгоняющего прятал и на этапах Кубка мира вел себя скромно. Почти не побеждал. А на все вопросы: "Где Куске?" - делал круглые глаза. Тем временем сам Куске проводил самую целенаправленную, какую только можно себе представить, подготовку к Играм в одном из подвалов родного Потсдама. Где под хэви-металл поднимал "запорожцы", жонглировал колесами от "БЕЛаза" и вязал морским узлом пожарные шланги.

В минувшие выходные Ланге и Куске вновь не оказалось равных в турнире двоек. Интуиция подсказывает: чего-то подобного стоит ожидать от немецкой четверки и сегодня. Во всяком случае, в первых двух тренировочных сессиях Ланге дважды был первым и дважды - третьим. Остается только поверить на слово Андре, заявившему об уходе из спорта после этих Игр. Быстрее бы они закончились, честное слово…

ВЕЛИКИЙ СЛЕПОЙ

Ланге, конечно, очень силен и все такое прочее, но не будем забывать об американце Стивене Холкомбе, обладателе роскошного пивного живота и звания действующего чемпиона мира в четверках. Он завоевал его (речь сейчас идет о звании) спустя лишь год после сложнейшей операции на глазах. Дело в том, что до марта 2008 года мистер Холкомб управлял бобом на скорости под 150 км/ч почти вслепую.

Такие сенсационные заявления принято подкреплять фактами. Так вот Стивен с детства страдал дегенеративным заболеванием глаз - кератоконусом, ведущим к изменению формы роговицы. А в дальнейшем - к слепоте. К 2008-му американец и впрямь практически ослеп: зрение упало до минимума. Ни о каком бобслее не могло быть и речи - Холкомб становился опасен даже за рулем трехколесного велосипеда. Выход из положения нашел его тренер Брайан Шаймер, договорившийся со знакомым хирургом об операции по уникальной, но не гарантирующей успех, методике. Холкомб пошел на осознанный риск - и не прогадал. Зрение к нему вернулось в таком объеме, что Стив в прямом смысле этого слова по-иному взглянул на жизнь.

И этот новый взгляд вдруг начал мешать ему в спорте. Раньше, идя по трассе, он полагался исключительно на свои ощущения, а теперь стал, по его собственным словам, отвлекаться на посторонние вещи. Тогда Холкомб принял неоднозначное (хотя и не лишенное логики) решение. Затемнил пластиковое забрало своего шлема до такой степени, что стал похож на Дарта Вейдера, которому не мешало бы подзаняться гимнастикой. А заодно посильным путем вернулся к прежнему принципу управления бобом - на ощущениях.

Кстати сказать, о столь серьезных проблемах со зрением у Холкомба совершенно не догадывались даже члены его экипажа. Так, разгоняющий Стив Меслер признался: он лишь недавно узнал о том, что все эти годы был "пассажиром ночного поезда". Хотя этот шалопай Меслер, мой старинный приятель, вполне мог и шутить.

Если говорить серьезно, то в случае завоевания американским пилотом любой медали в четверках, к списку великих слепых - Гомеру, Мильтону и Паниковскому - можно будет добавить и Стивена Холкомба.

Кто еще может претендовать на победу в турнире четверок? Кто эти охотники за золотом?

ПЕТЛЯ ЛЮДЕРСА И РАЗРЫВ С НОСОРОГОМ

Во-первых, канадец Пьер Людерс. В свои неполные 40 олимпийский чемпион, страшно сказать, 1998 года никак не угомонится и продолжает бегать в лосинах по скользкому льду. Секрет его спортивного долголетия мне не известен, но ничуть не удивлюсь, если узнаю, что он состоит в каком-нибудь клубе спортсменов-долгожителей, где с хрустом жуют бутылочные осколки и надевают сорочку из колючей проволоки прямо на голое тело.

Людерс, который умудрился создать себе репутацию мрачного и замкнутого человека, не общающегося ни с кем, кроме самого себя и своего старого ржавого боба, знаменит двумя вещами. Уже упоминавшимся золотом Олимпиады, которое - уникальнейший для бобслея случай - пришлось вручать в Нагано сразу двум экипажам (насмотревшись на Людерса, четыре года спустя в Солт-Лейк-Сити золотых медалей потребовали себе его соотечественники фигуристы Джеми Сале и Давид Пеллетье). После более чем трех с половиной минут, проведенных на трассе по итогам четырех заездов, Людерс и Гюнтер Хубер из Италии пришли на финиш с идентичным до сотых долей секунды временем.

Кроме того, в честь Людерса назван один из виражей олимпийской санно-бобслейной трассы в Уистлере - если совсем точно, то седьмой по счету. На нем канадец два года назад совершил падение во время тестирования трассы, после чего вираж получил название "Петля Людерса". Будете проходить мимо - не поленитесь заглянуть.

Сила канадского пилота в опыте и гигантском преимуществе над остальными по количеству спусков на этой трассе. Слабость - в некоторой нестабильности и периодических проблемах на разгоне, которые только участились после того, как с Людерсом в пух и прах разругался его сильнейший разгоняющий Ласселес Браун по прозвищу Черный Носорог.

В Солт-Лейк-Сити-2002 Носорог и знать не знал, что ему суждено поссориться с каким-то канадцем, так как выступал на тех Играх под флагом Ямайки. Однако затем, женившись на канадке, Ласселес в 2005-м отправил запрос на получение гражданства этой страны. После вмешательства премьер-министра Канады оно было специальным циркуляром присвоено Брауну всего за считаные дни до начала туринских Игр, что позволило Людерсу выйти с Ласселесом на старт в двойках, где они завоевали серебро. Несмотря на это, их отношения охладели до такой степени, что пилот и разгоняющий не разговаривают и не подают друг другу руки до сих пор. Прямо шекспировские страсти!

После Турина Браун всплыл в экипаже другого канадского претендента на медали нынешних Игр - Линдона Раша. И продемонстрировал, какое преображение может совершить по-настоящему классный "тягач" с довольно-таки средним пилотом. Приободренный до крайности Раш отправился было в поход за олимпийской медалью в двойках, но во втором заезде перевернулся, заставив экзальтированных канадских болельщиков лить не просто какие-то там крокодильи, а самые настоящие носорожьи слезы.

С оглядкой на кого фаворитам придется вступать в решающее сражение? Кто еще способен дерзнуть если не на золото, то просто на медаль? Пожалуй, следует отметить двоих - немца Томаса Флоршутца и швейцарца Иво Рюгга.

Дебютант Игр Флоршутц уже выиграл в Уистлере серебро в двойках (причем оказался единственным, кто составил действительно серьезную конкуренцию Ланге) и будет, несомненно, опасен и в четверках. Однако не без риска ошибиться все-таки предположу, что забойный вид программы для Флоршутца остался позади. Точно так же опасен будет Рюгг, однако ему в четверках, как и Флоршутцу, не хватает сильного трио разгоняющих.

Почти наверняка я включил бы в число номинальных фаворитов и латыша Яниса Мининса, но… Скажем прямо, операция по поводу аппендицита за несколько дней до начала Игр - не лучшая стратегия подготовки к олимпийским стартам. Мининс пропустил турнир двоек, да и в тренировках четверок никак не мог выйти на привычный высокий уровень.

Вот, пожалуй, и все. Только не надо волноваться, я не забыл про Александра Зубкова, Дмитрия Абрамовича и Евгения Попова. О них речь пойдет ниже.

ИНТРИГА ОТ ВАЛЬНЕРА

О россиянах разговор будет короткий, в телеграфном стиле, так как их биографии и способности нам худо-бедно известны. Очень серьезно был настроен показать себя в четверках Абрамович, однако на тренировках уступал номинально третьему пилоту Попову. Тем не менее оба будут бороться как минимум за попадание в десятку сильнейших.

Про Зубкова можно говорить долго. Но можно сказать и коротко - Зубков будет биться в Уистлере за победу. Получится или нет - другой вопрос, но, судя по результатам двоек, пилот находится в оптимальных физических и психологических кондициях. Спокоен, уверен в себе и в команде - Дмитрии Труненкове, Петре Моисееве и Филиппе Егорове. К недавно созданному экипажу у тренеров было немало претензий по поводу даже не разгона, а синхронности действий при посадке в боб. Но после работы на специальной стартовой эстакаде в Калгари, оснащенной расставленными в разных точках видеокамерами, удалось довести действия "тягачей" почти до автоматизма.

Хитро улыбался после бронзового турнира двоек и новый механик сборной австриец Йохан Вальнер, недавно продавший россиянам боб собственного производства, на который в свое время показал пальцем Зубков. "Ждите сюрпризов, - сказал Вальнер. - На этой трассе мой боб себя покажет".

Заинтриговал!

Реклама
Прогнозы на спорт
Канал Спорт-Экспресс на YouTube
Новости