1 февраля 2014, 00:15

Вам еще нет и 80-ти? Почему вы не волонтер?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Вчера 25 тысяч волонтеров и 40 тысяч силовиков в олимпийском Сочи встречали президента МОК Томаса Баха, проводили учения по эвакуации медиацентра и пытались наладить работу транспортной системы, рассчитанной на перевозку 200 тысяч человек в день. За всем этим наблюдал спецкор "СЭ".

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Сочи

Пока что самым массовым и заметным на этих Играх является, не поймите превратно, радужное сообщество. Людей в цветастых костюмах и синих кроссовках вы встречаете повсюду: на объектах, в транспорте, близ моря, в кафе. Это волонтеры. "Их тьмы, и тьмы, и тьмы".

Поведенческих отличий от волонтеров на других Олимпиадах у сочинских ровно ноль. Они веселы, любезны, коммуникабельны и не отягощены излишним объемом знаний о том объекте, на котором несут службу. С другой стороны, все знать невозможно. Так что если вы намерены спросить волонтера на санно-бобслейной трассе об организации движения в районе Лоо или ценах на пиво в Адлере, будьте готовы услышать: "Секундочку". После чего есть шанс прождать ушедшего наводить справки добровольца полчаса, да так его и не дождаться.

А вот шансов услышать "нет" или "не знаю" у вас немного. Волонтер запрограммирован быть полезным и честно пытается заложенную в него программу выполнить. Иногда это здорово тормозит процесс, зато формирует хорошее впечатление.

Всего на сочинских Играх будет задействовано 25 тысяч волонтеров, что в пять раз больше населения Красной Поляны в неолимпийское время и составляет примерно треть общего персонала Игр. Это самая масштабная волонтерская программа в российской истории. Непосредственно на олимпийских объектах будут работать 19 тысяч добровольцев. Из них 60 процентов – в прибрежном кластере, остальные – в горном.

Набирали людей, согласившихся в течение месяца видеть перед глазами одну и ту же картинку, причем не соревновательную, в 26 центрах. Волонтером мог стать каждый, кому уже исполнилось 18 и еще не стукнуло 80. Последняя цифра может смутить или развеселить. А зря. У волонтеров есть понятие "серебряный возраст". Это люди старше 55. Таких на Олимпиаде почти тысяча, и некоторые, кстати, волонтерили еще в Москве-1980. Недаром средний возраст "серебряных" – 62 года. В то время как средний возраст всех волонтеров – 25 лет. И энтузиазма в них (во всяком случае, пока) хоть отбавляй. Глаза горят, руки делают, ноги танцуют.

Одели и обули горных и прибрежных волонтеров по-разному. Нижним дали около 10 наименований одежды, верхних снабдили термобельем, горнолыжными штанами, водонепроницаемыми плащами и бахилами. Кормят все это войско, суммарно владеющее 54 языками, бесплатно, трижды в день. Рабочая смена – 8 часов, либо утренних, либо вечерних.

Иностранных волонтеров в Сочи приехало около двух тысяч из 60 стран. А еще есть семейное волонтерство. На посвященной этой теме пресс-конференции журналистам рассказали о семье Аникеевых. Самый младший ее член – 16-летняя барышня заявила, что поедет в Сочи вне зависимости от мнения окружающих и вообще кого бы то ни было. Чем подбила на аналогичные действия 6 других членов семьи. Так они теперь и волонтерят: барышня плюс ее папа с мамой плюс два папиных брата с женами. Самому старшему из Аникеевых далеко за 40.

Молодым и энергичным нужна не только работа, но и досуг. Его для них организуют другие волонтеры, специально обученные. На мой вопрос, что составляет культурную программу добровольцев, был дан ответ: песенные конкурсы, перекрестные рассказы о культуре представляемых волонтерами стран, встречи с известными людьми, соревнование на самую чистую волонтерскую комнату и коллективный просмотр кинофильмов. Например, "Легенда № 17". На мой взгляд, жидковато. Гиперактивных волонтеров такая культурная программа может подбить на что-то по-настоящему бойкое.

Расквартировывают добровольцев по-всякому. Одних – в общаги, других – в санатории, третьих – в специально построенные пятиэтажки, где селят в однокомнатных квартирах по трое, в двухкомнатных – по 7, в трехкомнатных по 10 человек. Кормят "пятиэтажечников" в разбитых по соседству шатрах.

Из того, что нигде не задокументировано, но что, как я слышал, имеет место быть. Волонтерам сильно не рекомендуется, если не сказать – запрещается, критиковать олимпийские порядки словесно или фотографически в социальных сетях.

ХОРОШО, НО МЕДЛЕННО

Транспорт Олимпиады пока оценить трудно: больно уж он непонятен. Хотя на бумаге структурирован неплохо.

Про ситуацию внутри кластеров говорить особо нечего: там все жужжит и едет. Вчера, к примеру, я совершил получасовую экскурсию на внутреннем журналистском автобусе. Сделал круг по Олимпийскому парку, поглазел на прибрежные объекты, оценил усилия барышни, проверившей на полпути аккредитации и высадившей трех организаторов Игр. Порядок есть порядок: у них свои автобусы, нечего им с журналистами ездить.

Но до кластеров надо как-то добираться. Для этой цели организаторы предусмотрели 11 пересадочных узлов: Сочи (вокзал), Мацеста, Хоста, Кудепста, Адлер, аэропорт, Олимпийский парк, Эсто-Садок, Лаура, Красная Поляна, Роза Хутор. Все эти пункты соединены между собой автобусными и железнодорожными маршрутами. Варианты пересадок достаточно широки, вместимость транспорта – тоже.

Один железнодорожный состав, скажем, вмещает 2 тысячи пассажиров. Автобус – до 100 человек. Самих автобусов во время Игр будет тысяча. А интервалы их движения, пока не самые маленькие, к началу Олимпиады станут сокращаться. Максимум, по словам местных транспортных гуру, – 1 минута. Но это экстренный случай. До и после церемоний открытия и закрытия, когда планируются наиболее жесткие пассажиропотоки, зрителей будут подбирать на остановках с интервалом в три минуты.

Режим работы олимпийской транспортной системы – круглосуточный, хотя ночью, конечно, интенсивность движения планируется снижать. Автобусами будет перевезено 70 процентов от общего числа пассажиров, поездами – 30. Максимальная загрузка – 200 тысяч человек в день. А всего за время Игр транспортники рассчитывают переместить в олимпийских целях миллион 700 тысяч пассажиров.

Поезда "Ласточка" построили специально для Олимпиады. Они комфортны, кондиционированы и отправляются в путь с платформ совершенно новых железнодорожных станций. Автобусы тоже довольно передовые. 350 из них оборудованы подъемниками и способны принять до трех инвалидов-колясочников. К Паралимпиаде автобусы переделают с таким расчетом, чтобы в них помещались одновременно 5 человек с ограниченными возможностями. При проезде на закрытые объекты автобусы будут идентифицироваться с помощью меток-транспондеров. Время считывания такой электронной метки – меньше секунды.

Для регулировки трафика задействуют передвижные светофоры и логистическую систему слежения, нафаршированную электроникой, в том числе спутниковой. Приготовлены противогололедные реагенты, снегоуборочные машины, коммунальная техника.

Обо всем этом журналистам рассказали организаторы. А теперь о том, с чем пока имеют дело сами журналисты. Транспортная система не так уж плоха, но медлительна. От прибрежного пресс-центра до горного (расстояние – 45 километров) автобус идет 70 с лишним минут. По совершено свободной, замечу, новой и качественной дороге. Разгадка кроется все в той же системе слежения. Организаторы заложились на гололед или возможные аварии. Внесли в транспортные талмуды среднюю скорость 40 километров в час и придерживаются ее неукоснительно, чтобы не нарушить стройность собственных планов. В результате автобусам приходится искусственно замедляться и ездить по пустым трассам на третьей скорости. Иначе зоркий спутник отследит превышение норматива и водителям накрутят хвосты.

Кстати, об авариях. Одна, как мне рассказали, случилась в тоннеле по дороге в горный кластер: столкнулись машины журналистов иностранного информационного агентства и организаторов. Вторые почти не пострадали, первых увезли в больницу.

С поездами другая проблема. Чтобы сесть в относительно резвую "Ласточку", надо не просто пройти через магнитную рамку, а позволить ощупать себя со всех сторон и включить все имеющиеся электронные приборы как-то телефон, компьютер и фотоаппарат. Вместе с ожиданием у рамки и получением по аккредитации бесплатного билета выход на платформу и посадка в "Ласточку" занимает порядка 10 минут. Не считая времени ожидания состава, которое не так уж мало. Из нижнего кластера в верхний, допустим, прямые поезда ходят пока с часовым интервалом.

К чему это приводит, проиллюстрирую на примере. Знакомый на лыжно-биатлонном комплексе "Лаура" представляет организаторов Игр. Поселили его в совхозе "Россия" – это почти у самой абхазской границы. На дорогу к месту работы и обратно у человека уходит 6 часов в день. По-моему, это перебор.

УЧЕБНАЯ ЭВАКУАЦИЯ

Начинаю писать эту главку под громкие и частые радиообъявления: "Учебная эвакуация. Всем покинуть олимпийский пресс-центр". Из каждого офиса, правда, допускается эвакуация лишь одного журналиста. Чтобы знал, как действовать во время чрезвычайной ситуации, и рассказал другим.

А накануне к прессе вышли два высоких чина, отвечающие за безопасность на сочинских Играх. Их фамилии, лица и костюмы были бесстрастными и малозапоминающимися. Все, что хотели, чины рассказали, а на вопросы отвечали примерно так: "Ко всему готовы, все предусмотрено, безопасность гарантируем".

В ходе общения журналисты узнали, что олимпийское спокойствие будут оберегать более 40 тысяч силовиков и правоохранителей. Информации о реальных угрозах Играм нет. ФСБ состоит в партнерских отношениях со службами безопасности 80 стран, что позволяет иметь максимум информации о возможных угрозах. Дагестан от Сочи далеко, к тому же ситуация там под контролем. В организации безопасности задействовано около 30 российских министерств и ведомств. Угрозы, которые получили некоторые национальные олимпийские комитеты и диппредставительства, не стоит воспринимать всерьез: их рассылал один российский гражданин, в психическом здоровье которого у службистов есть серьезные сомнения.

Когда я летел в Сочи, видел сценку в Домодедове. Юная иностранка не знала о введенном на время Игр полном запрете на провоз жидкостей в российских лайнерах. У нее с собой было лекарство в жидких ампулах, которое обнаружили и повелели выкинуть. Девушка ударилась в слезы. Не говорящая по-английски российская контролерша стала ее утешать фразой: "Перестаньте плакать, а то я тоже начну". Но произносила ее с таким суровым выражением лица, что иностранка зарыдала совсем уж в три ручья. Наконец, ситуация с помощью моего коллеги Сергея Бутова прояснилась. Контро-лерша пошла совещаться, а вернувшись, сказала: "Летите, только никому не показывайте".

На Олимпиаде этот номер не прошел бы. Проглядеть что-то местные контролеры могут, разрешить – нет. Слишком все серьезно и поднадзорно со стороны более важных контролеров.

Немало силовиков и в Адлере. Они не прячутся за каждой пальмой, но встречаются на городских улицах регулярно. Спросил я у двух силовых мужей про прохождение досмотра перед посадкой в "Ласточку". 2000 человек в одном поезде. Сколько же времени их будут загружать?

Как стало ясно из ответа, укорачивать досмотр не планируется. Зато по расчетам каждый пассажир даже в пиковые часы не должен стоять в очереди к рамкам более 15 минут. Какой длины будут эти очереди, силовики не сообщили. И привели в пример прошлогодние тестовые соревнования, которые прошли, по их словам, почти идеально.

Задавали вопросы и иностранцы. Например, про 5 боевиков-террористов, якобы уже пробравшихся в Сочи. "Неправда, у нас таких данных нет", – парировали чиновники. "Разработаны ли планы эвакуации? – спросила японка. – Особенно меня интересует эвакуация иностранных граждан". Не успел я возмутиться столь явной дискриминацией по национальному признаку, как услышал ответ: у МЧС все в ажуре, будете эвакуированы в лучшем виде без учета гражданства и расовой принадлежности.

Новости