21 февраля 2014, 23:50

Владимир Юрзинов: "Игры не было как таковой"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Выступление российской сборной на Олимпиаде прокомментировал известный специалист, выдающийся тренер, возглавлявший нашу национальную команду на серебряных Играх в Нагано-1998.

Андрей КУЗНЕЦОВ из Сочи

ЧЕТЫРЕ ВЫВОДА

Тренеров такого масштаба в нашем хоккее почти не осталось. Видели бы вы толстенный, с убористыми строчками блокнот, который Юрзинов исписал своими впечатлениями от просмотренного в Сочи-2014 хоккея. Смысл игры Владимир Владимирович видит глубже любого, поэтому неудивительно, что именно он был тем специалистом, под руководством которого сборная России добилась лучшего для себя результата на "энхаэловских" Олимпиадах.

Объяснить, что случилось с командой-хозяйкой Игр и как нам теперь со всем этим наследством жить, лучше этого тренера-легенды не способен, пожалуй, никто.

– Вам какую олимпийскую сборную России жаль больше – мужскую или женскую, в которую вложил уйму душевных сил один из ваших любимых учеников Алексей Яшин?

– Все-таки девчонки и Леша – немного другая история. Давайте поговорим про ребят.

– Давайте. Мы с вами беседовали во втором перерыве матча рокового для нас четвертьфинала. В тот момент вы были едва ли не единственным человеком на всей арене, сохранявшим оптимизм и обещавшим: "Россия еще может переломить ход поединка и победить финнов".

– А я и сейчас не отказываюсь от своих слов. Мое мнение не изменилось: нам все было по силам. И в том матче, и вообще на Олимпиаде. Все было в руках сборной.

– Что именно?

– И КХЛ вытянулась в струнку, ужалась ради национальной команды как только можно. И федерация любое желание тренеров и игроков выполняла. Страна дала своей сборной все, что могла. Уже здесь, в Сочи, открылся еще один обещавший хорошую перспективу факт. Все соперники, все остальные претенденты на золото были России по зубам.

– То есть невероятной, гениальной игры вы на этом турнире ни за одним из традиционных фаворитов не заметили?

– Корректнее сказать, что наша команда могла победить любого из них. А потом, давайте все-таки поговорим о себе. Более того, после таких итогов мы просто обязаны внимательно посмотреть на себя. Куда пришли, где находимся.

– России была способна вынести из плей-офф любого соперника, но споткнулась на первом же серьезном. Значит, допустили ошибки?

– Ох, не люблю я этого слова. Давайте не будем давать такие резкие оценки. Просто выскажу свое мнение. Не для того, чтобы показать – мол, вот какой Юрзинов умный. И не для того, чтобы костерить сборную в хвост и в гриву. Просто я внимательно смотрел хоккей и делал выводы. На мой взгляд, эти выводы лежали на поверхности.

– Заинтриговали до предела...

– Ну, слушайте. Первое: даже выходя на Финляндию, команда не определилась, кто все-таки будет ее основным вратарем.

– С вами не поспоришь. Поднимаясь по ходу матчей сборной России на третий ярус сочинского "Большого", я видел, с каким умным видом в каждом перерыве выходил из ложи Владимир Мышкин. Папка под мышкой, сосредоточенный взгляд, уверенность в стиле "сейчас спущусь в раздевалку – и все секреты превращу в явь". Этого интеллектуального позерства оказалось недостаточно даже для того, чтобы понять: кубковым вратарем России-2014 должен был стать Бобровский.

– Я все-таки немного о другом. Не знаю, как выглядел бы Сергей на месте Семена в том самом четвертьфинале. Принципиальнее другое. Вспомните последний чемпионат мира. Вспомните шараханья от одного голкипера к другому. "Этот? Или нет? Может, тот? Что же делать, кого выбирать?". К сожалению, стиль не поменялся и на Олимпиаде. В сборной никак не могли найти решение. Сидели все, обсуждали. Хотя кто поспорит, что вратарский вопрос на турнирах такого уровня – мягко говоря, один из существенных? Линия была важна для команды. Твердая линия. А ее не просматривалось.

Вывод номер два. Работа с полевым составом. Убежден: можно было сыграть погибче. Уже по ходу самой Олимпиады. Переставить, посмотреть, передернуть кое-что.

БОГАТЫРИ И ЗАКОНЫ

– Любопытно ваше мнение об отдельных хоккеистах.

– Давайте назовем Витю Тихонова. Это игрок, который был способен дать сборной немножко шукшинской "бляхи-мухи". Парень-фундамент. Плюс один из лучших в стране мастеров игры под воротами. Что, на мой взгляд, вещь для современного хоккея решающая. Ее импульс и мог привнести в команду Виктор.

– Мы тоже считали, что его можно поставить в звено к Ковальчуку.

– Насчет звена не знаю. Но Тихонов показателен как факт. У олимпийской сборной были резервы для усиления игры. Прочные, качественные.

– А воспользоваться ими штаб не сумел.

– Теперь послушайте мой вывод номер три. Психологии победной не было. Почему – вопрос, на который я пока ответа не нашел.

– Может, Билялетдинов, не последний в нашем хоккее тактик, психологом как раз оказался плохим?

– Пока не будем бросать камни в главного тренера. Но я бы настраивал ребят по-другому. А так смотрел на лед – и не узнавал многих парней. Кулемина, Анисимова, Тарасенко. Другие тоже выглядели какими-то потерянными, неуверенными. Без того фирменного качества тарасовских воспитанников, умевших пойти на соперника "с рогами". И неважно, клеится при этом игра или нет. Теперь же психология сказывалась на хоккее в худшую сторону.

Раньше в нашей любимой сборной были такие люди как Старшинов, Майоров, Михайлов, Фетисов. Которые могли раскачать партнеров, поднять их на бой и на победу. Сила тех ребят была в характере и умении подпитать команду изнутри. В самый тяжелый момент. Когда все шло плохо, они не боялись выходить на первые роли и объединять остальных хорошей такой агрессией. Это все внутренние моменты раздевалки, их сложно объяснить словами. Но когда глядишь на таких богатырей, чувствуешь: вот люди, которые для сборной дороже золота. Жаль, что в составе-2014 фигур похожего масштаба не нашлось.

– Как звучит ваш вывод номер четыре?

– Он относится к ключевой проблеме этой Олимпиады. Игра у сборной не была поставлена! Ее вообще не было как таковой, игры. Можно побеждать, терпеть поражения – но с постановкой, со своим стилем. Мы же видели напряженность, скованность, неуверенность. У нас был целый ряд соревнований, на которых сборная вполне могла проработать систему игры дома. Отрепетировать ее. Подготовку надо было вести.

Вы смотрите, как изменились канадцы и американцы. Я давненько не был в НХЛ, а тут сходил посмотреть на заокеанские сборные – и удивился контрасту с прошлыми годами. Молодые, техничные парни, которые рвут оборону не силой, а отработанной перепасовкой! Когда с ними такое было? А еще чувствуется, что у североамериканцев все заодно. Кросби не Кросби, а когда надо – бежит и пашет на общий интерес.

Россия же проигрывает там, где сильные побеждают. Чужого пятачка не взяли и свой отдали сопернику. А именно на них все решается – стрелами вперед мчатся, сбивают, тормозят, "доедают" все отскоки и нейтральные шайбы. Другие в этом сильны – финн Гранлунд из-под носа Варламову забивал.

Посмотрите: в любой сборной перед голкипером маячит хоккеист. Гвоздь! Это закон в нашем спорте: "Без помех перед "рамкой" и доминирования в так называемом треугольнике отскока шайбы ты ничего не добьешься". Россия рискнула играть "без", и чем все закончилось? А это был резерв, который могли обернуть себе на пользу.

– То есть своего потенциала наша сборная не раскрыла?

– Нет. Тактика раннего отката сыграла против команды. Когда теряли шайбу – отдавали территорию, инициативу, позволяли противнику легко входить в свою зону. А побеждает в наши дни тот, кто выигрывает площадь. Я понятно объясняю?

– Вполне, ведь мы за сборной России тоже старались смотреть на Олимпиаде внимательно.

– Победный стиль в моем понимании выглядит так. Играем в глубину, тормозим соперника на синей линии на встречных "заклепках", отсекаем от бега на пятак… Требования наших дней.

– Но разве, скажем, американцы в матче с Россией не применяли тот же ранний откат, схему "один впереди – четыре сзади"?

– Сейчас в любой сборной топ-уровня как минимум три из пяти полевых игроков готовы "поднырнуть" под чужую атаку. Это правда. Но нюанс в том, что накрывают раскатывающихся оппонентов очень рано – как подойдут, сразу крабовыми клешнями цепляются. Навык отработан до автоматизма. Нам надо тщательно анализировать все эти мелочи.

Согласитесь, Олимпиады проигрываются из-за нюансов. У нас даже обладатель Кубка Стэнли Войнов может в кубковом матче допустить обиднейшую ошибку. А это больше, чем несчастный случай. Это вопрос образования, фундаментальности. Шведы побеждают на Олимпиаде системой, организацией.

– Финны тем более.

– Им больше нечем (улыбается). При этом сборная не должна забывать простую вещь. Нельзя отказываться от национальных традиций. Это в команде Суоми привыкли: оборона, вратари. А вот наше – немного другое. Атака. Мощь. Напор. Почему мы отказались от своих козырей?

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИНИЯ И СТО ЛЕТ СЕЛЯННЕ

– Что нам теперь после этой Олимпиады делать?

– Заниматься резервами. Молодыми игроками. Перспективными тренерами. Серьезно подходить к делу. Мало говорить и признавать "у нас проблемы". Работать надо!

Кто там говорит, что в стране мало новых звезд? Ерунда все это! Не смейте называть россиян людьми второго сорта! Нечего глядеть на иностранцев снизу вверх – нужно всего-то начать заниматься собой, своими детьми и юниорами.

Разве в КХЛ не на кого посмотреть? А как же Прохоркин, Антипин, Копейкин, Тимкин, Василевский? Ребята с большущим потенциалом. Только пора требовать с них, сборы специальные проводить, в летних лагерях гонять. Больших денег не платить (смеется).

Россия должна иметь хоккейный центр, объединяющий всех перспективных спортсменов и специалистов. Вестерлунд до возвращения в свою сборную шесть лет у себя в Финляндии именно таким центром руководил. В США есть похожие, в Канаде. И меня удивляет, почему мы еще до Олимпиады свой центр не запустили. Убежден, руководители страны идею поддержали бы.

Но пока ничего нет. В итоге только в этом сезоне наша сборная то ли трижды, то ли четырежды подряд проигрывает команде Суоми. Кем нас финны в Сочи побили-то? Ребятами, которым уже по сто лет. Селянне, Тимоненом, Сало. И совсем молоденьким Гранлундом. Который, между прочим, уже второй раз Россию из плей-офф вышибает. Чемпионат мира-2011 помните?

– Конечно. Тот полуфинал стоил поста Вячеславу Быкову. Грустную картину вы рисуете...

– Потому-то и озвучиваю очевидные вещи, предложения. И настаиваю, что они должны стать генеральной линией нашего хоккея. Который, не будем забывать, входит в число стратегических, национальных интересов России.

Возможности трудиться и прогрессировать у нас есть. Надо только объединить все усилия. Первые лица нашего хоккея просто обязаны собраться вместе. Почему бы им не встретиться на общий разговор – боссам КХЛ, федерации, представителям высшей и молодежной лиг? Фетисов пусть перестанет от всех отдаляться и тоже к ним придет. Побеседовали, подняли проблемы – и пошли их решать.

– К сожалению, у нас часто поступают наоборот. В лучшем случае молча разбегаются по своим углам, в худшем – расчехляют информационные пушки и кейсы с компроматом, затевая войну всех против всех.

– Спасибо, что озвучили эти опасения вместо меня. Помните о китайских перегибах из времен Мао Цзэдуна? "Возведем в каждой деревне домну, будем сами давать чугун и сталь!". Суть хоккейной игры нынче – работа на команду, которой даже Кросби занимается без тени недовольства. Суть хоккейного управления должна быть такой же. Строить свое будущее надо сообща. И вести себя не как единоличники, а как государственники.

Мне же пока непонятно, как наши хоккейные руководители будут себя вести после Игр. Как будут взаимодействовать. А ведь нужно понимать, что итоги Олимпиады – настоящая беда. Ладно мы с вами профессионалы, видели многое. У людей же иммунитета к таким шокирующим поражениям нет. У всей страны сейчас боль. И непонимание. "Как это так? Все же кричали, что соберем непобедимую команду, "уберем" соперников и возьмем золото".

– Вы верите, что мы можем справиться с проявившимся в сочинские дни кризисом?

– А почему нет? Условия для развития хоккея в стране отличные. Все у нас есть. Можно планировать, самые смелые проекты запускать. Только щек надутых хотелось бы видеть поменьше. И лозунгов "все пропало, давай закупать иностранцев за границей".

Мой приятель Рене Фазель по-русски знает очень мало слов. Но одно повторяет постоянно, с удовольствием. "Работа, работа, работа". Именно таким и должен стать наш лозунг.

Придумай мем

Новости