Иоланда Чен: "Крики про бойкот не имеют отношения к патриотизму"

Иоланда ЧЕН. Фото Максим БЛИНОВ/"РИА Новости"
Иоланда ЧЕН. Фото Максим БЛИНОВ/"РИА Новости"
296

Чемпионка мира по легкой атлетике и известный телекомментатор после решения МОК выступившая в защиту российских спортсменов, которые могут поехать на Олимпиаду в Пхенчхане под олимпийским флагом, в интервью "СЭ" рассказала, как относится к этой ситуации, призвала избегать ложного патриотизма и трезво оценивать ситуацию.

МНЕ ПОЗВОНИЛА ВСЯ СБОРНАЯ СССР ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ 1984 ГОДА

– Второй день интернет пестрит ссылками на ваше выступление на ТВ. Готовы ли были к такому резонансу?

– Если честно, в тот момент меня это даже не волновало. Это был такой эмоциональный выплеск, у меня накипело. Я уже в течение двух лет нахожусь в состоянии странного напряжения – не могу понять, почему ничего не делается, почему мы находимся в положении виноватых ни за что и ни про что. И к моменту начала зимней Олимпиады, где дело действительно касается всей страны, сборной, флага и гимна, мы оказались не готовы. Мне хотелось высказать все, что накопилось за это время.

– И как провели первые часы после эфира?

– Не спала до пяти утра. Мне всю ночь трезвонили – тренеры, ветераны, спортсмены. Нет худа без добра, мне позвонила вся сборная СССР по легкой атлетике 1984 года, я их тысячу лет не видела. Я никогда не думала, что у всех этих людей, которые все уже взрослые, у всех семьи, дети – что у них спустя 30 лет сохранилось столько горечи. Все мне говорили одну и ту же фразу: "Лана, помнишь, как к нам тогда приехали и сказали, что мы не поедем на Олимпиаду в Лос-Анджелес"? 30 лет прошло! У всех уже другая жизнь, а люди помнят, словно это было вчера.

– Как вам кажется, почему многие изначально негативно восприняли идею выступления под олимпийским флагом, еще до оглашения решения МОК?

– Вы знаете, я сама человек очень темпераментный. Но при этом очень рассудительный – мои родители и друзья часто удивляются, как во мне уживаются эти два качества. Не люблю рубить сплеча, лучше сначала сесть и проанализировать, а потом уже что-то говорить. А многие люди под воздействием первых эмоций начинают просто в каких-то псевдопатриотических конвульсиях биться. Патриотизм – это очень хорошо, но все что сверх меры – патология и болезненность. Если с полезным лекарством переборщить, оно превратится в яд, правильно? Нельзя сходить с ума ни по какому поводу, хорошему или плохому. Визги и крики про бойкот к патриотизму не имеют отношения – это просто эмоции.

НЕ УВЕРЕНА, ЧТО У ДЕПУТАТОВ СТОИТ ДОМА ФЛАГ

– При этом среди ваших оппонентов – заметные государственные деятели.

– Я понимаю, всем этим людям – чиновникам, депутатам – наверное, так и положено. Они в своих Думах этих символах и атрибутах немного погрязли. Именно поэтому их первая реакция была закономерной – главное флаг, гимн. Они не думают, что за спортсменами стоит целая армия людей, которые работают на команды и федерации. Тренеры, массажисты, врачи, обслуживающий персонал, сотрудники спортивных баз, вплоть до уборщиц – все они кормятся от спорта. Хотя я не уверена, что у каждого из депутатов дома на столе стоит флаг, и они утром и вечером поют гимн России. Хотя мы все любим нашу родину. У меня, кстати, на доме флаг висит, и гимн я люблю. Но если я буду с утра до вечера петь его и бегать по улицам с флагом, меня в психушку заберут. Надо быть адекватными, спокойно разобраться в ситуации. И слава богу, что наши депутаты к спорту не имеют отношения. Ведь в олимпийской хартии в 80-е годы появился пункт, согласно которому если кто-то из спортивных функционеров даже заикнется о бойкоте, это может быть основанием для отстранения страны от Игр на восемь лет.

– И какова ваша позиция?

– Мне очень не нравятся разговоры, что мы поедем под нейтральным флагом, чуть ли не какой-то белой тряпкой. Извините, но это неуважение к олимпийским атрибутам. Когда олимпийский флаг вносят на стадион и поднимают на Играх – люди встают. И олимпийский гимн слушают стоя. Для каждого, кто стремится выступить на Олимпиаде, ее флаг – не пустой звук, не хухры-мухры. Поэтому давайте внимательно анализировать, а не слушать россказни. И журналисты тоже начинают друг у друга копировать эти штампы, не включая голову. У нас нет нейтрального статуса – под каждым участником будет написано "Олимпийский атлет из России". Нейтральными наши спортсмены были на ЧМ по легкой атлетике – вот там было обидно и неприятно. Но даже когда Маша Ласицкене стояла на пьедестале, все трибуны ей аплодировали, зная, из какой она страны. Здесь этого нет, чего мы так разорались? Откуда все эти глупости? Мы должны быть настоящими патриотами, а для этого наша команда должна быть на Олимпиаде, ведь мы ни в чем не виноваты. Мы должны быть в центре событий, показать, что мы не лишние, по возможности выигрывать медали, выполнить все правила и пройти на церемонии закрытия уже с российским флагом под свой гимн. И закрыть эту гнусную историю. Доказать, что мы не обиделись, как бабки на базаре, которые скандалят по любому поводу. А мы все должны спортсменов поддержать и сделать, чтобы Игры не прошли без нас, чтобы люди смотрели и болели за своих. Это тоже очень важно. Спортсмены не выступают для себя – они делают это для болельщиков.

МОК ДОЛЖЕН АННУЛИРОВАТЬ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИГР В СОЧИ

– Возвращаясь к тому, что за два года не предпринято достаточно мер – кто должен был их предпринимать? Минспорта, ОКР, правительство страны?

– У нас очень много организаций, которые должны этим заниматься. Кроме тех, что вы сейчас перечислили – у нас и в Госдуме есть комитет по спорту, есть представители в МОК, куча разных федераций и функционеров. Которые, между прочим, получают за это немаленькие деньги.

– Как бы поступили вы в данной ситуации?

– Я предлагала решение в тех же телепрограммах еще два года назад, когда началась вся эта странная возня с легкой атлетикой. Когда стало понятно, что допинг – лишь пробный камень: начать, а потом подтянем массу всего остального. Что, может, инициативу в этом деле возьмет на себя наш президент. Пусть он соберет всех лучших юристов нашей страны. И поставит задачу – государство готово оплатить вам серьезный заказ. Вы откладываете все свои дела, привлекаете, кого считаете нужным, известных адвокатов со всего мира и сидите, сколько вам нужно. А ОКР, Минспорта, федерации и все остальные отдают вам все нужные документы. Уверена, что серьезные юристы найдут много оснований призвать наших оппонентов к порядку и ответственности. Мы должны быть инициаторами такого процесса. Но два года прошло, а воз и ныне там.

– А что делать тем спортсменам, которых комиссия Освальда пожизненно отстранила от Игр?

– Считаю, нужно их поддержать. Прикрепить к ним юристов, оплатить расходы. Потому что нет никаких оснований отстранять людей, если у них нет положительной допинг-пробы. Есть документы – нужно изучить кодекс ВАДА, процедуру допинг-контроля. Хорошие адвокаты сразу подмечают неточности и за них цепляются – у них работа такая. Надо смотреть, что мы можем.

– Лишение россиян медалей, помимо прочего, привело к пересмотру итогов Игр в Сочи.

– Как бы я поступила – если находят после Олимпиады пробирки с какими-то царапинами и понятно, что вокруг какая-то неприятная история, то МОК должен был бы просто аннулировать все результаты Игр. Они прекрасно прошли, все выступили, но в книгах по истории, пока не будут сделаны серьезные юридические выводы, пусть не будет никаких результатов. Ведь если ВАДА допускает, что что-то было не так, то результаты всех спортсменов и сборных находятся под сомнением. Почему все только к нам прицепились?

Виталия Мутко тоже пожизненно отстранили от Олимпиад. Стоит ли ему уходить в отставку?

– Мне сложно комментировать, это должно быть его решение. Конечно, серьезная доля его вины в произошедшем есть, но Мутко адекватный человек и с себя ее не снимает. Он сам об этом много раз говорил. Как его наказывать – не наше с вами дело, есть соответствующие инстанции. МОК может раздавать аккредитации на Игры кому угодно, это их право. Им никто не может запретить отстранить какого-либо спортсмена или чиновника. Но не стоит забывать, что у Мутко большой опыт. Надо быть хитрее. Конечно, сейчас у людей есть потребность, чтобы кого-то наказали, мы так устроены. И Виталий Леонтьевич подходит на эту роль. Но если бы зависело от меня, я бы, может, и отстранила его от руководства спортом, но оставила в качестве консультанта. Как сейчас диалог с МОК ведет Виталий Смирнов, который все про них знает, прошел огонь, воду и медные трубы.

результаты опроса
132968 чел.
Россия на Играх-2018 - без флага и гимна: соглашаться с МОК или нет?
Выступать, нельзя бойкотировать
38.0%
Выступать нельзя, бойкотировать
62.0%
296
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (296)

A16

gydravlic .++++++......ПОЗОРНИКИ !!! И нам явно не по пути с этими нейтральными спортсменами и Ко.

15:23 13 декабря

crics

Собрание олимпийцев решило на олимпиаду ехать. А всё ли они учли? Будут ли аккредитованы тренеры, врачи команд и отдельных спортсменов, массажисты, технические работники. Если их не аккредитуют, кто будет готовить олимпийцев к соревнованиям, кто будет им точить коньки. Может попросят америкосов? Они наточат так, что олимпийцы будут казаться впервые ставшими на коньки. Олимпийское движение умерло давно: с тех пор как на олимпиаде разрешили участвовать профессионалам (прежде могли выступать только спортсмены-любители). Спорт "высоких достижений" с тех пор стал политическим делом, соревнованием денег и химий. Государство не должно участвовать в таких делах. Дело государства развивать массовый спорт и физкультуру, обеспечивать здоровье нации. Те, кто выбрал целью своей жизни прыгнуть на 2 сантиметра выше предыдущего чемпиона, сделать на пол-оборота больше или передать палочку в эстафете быстрее других, имеют на это право, но, в сложившейся ситуации, пусть это делают за свои денежки. Или они рассчитывают, как предыдущие призеры олимпийских игр, получить квартиры, мерседесы новейших марок и по четыре миллиона? Наши враги давят нас целенаправленно по всем фронтам. Иоланда считает, что если мы сейчас утремся от плевка, прогнемся, то своими победами заслужим затем уважения, но если, мол, такое повторится, как она считает, мы уж ответим как должно. Не случится такого: тех кто прогибается и терпит унижения, гнут до конца.

22:38 12 декабря

zeon111

отстань старушка я в печали...

17:22 9 декабря

gydravlic

Россия - нейтральная наша держава, Россия - нейтральная наша страна. Нейтральная воля, нейтральная слава - Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше нейтральное, Нейтральных народов союз вековой, Предками данная мудрость нейтральная! Мы все нейтрально гордимся тобой!!!

21:09 8 декабря

Александр О

Вот не понимаю, что все так уцепились за эту олимпиаду. 1) Элитные спортсмены не такие уж и несчастные люди и олимпиадой их карьера не ограничивается. Есть большое количество регулярно проводимых внутренних и международных соревнований, где можно ставить рекорды и зарабатывать деньги. 2) Давайте смотреть правде в глаза. Отношения к нашим спортсменам крайне свинское и унизительное. Я не понимаю как нормальный человек может хотеть поехать на мероприятие, где ему будут откровенно плевать в лицо (пусть даже при этом что-то заплатят). Я не представляю как надо себя не уважать, чтобы в этом участвовать. И ведь самое обидно - они заявляют, что представляют страну, т.е. косвенно меня. Мне интересно, если обязательным условием выступления в ООН Путина или Лаврова будут подобные приколы (напр. стоять каяться на коленях под белым флагом), они согласятся? 3) Это соревнование себя явно скомпроментировало, лицемеры соревнуются у кого фармакалогия круче, и кто больше политической власти имеет. Все эти разрешения для своих, протаскивание "правильных" видов спорта, и т.д. В чем счастье участвовать в этом цирке? 4) Аргумент "они всю жизнь готовились" именно по отношению к олимпийцам - странен. В олимпиаде участвует крайне маленькая группа спортсменов. Но ведь людей посвятивших жизнь спорту в сотни раз больше, и они тоже готовились всю жизнь, тоже надрывались, но по каким-то причинам в сборную не попали. И что-то я ни разу не слышал общественных слез по этому поводу. 5) В конце-концов можно провести свое соревнование (по аналогии с паралимпийцами). Денег, которые уходят на все эти моки и вады вполне должно хватить и на организацию, и на призовые. При грамотной раскрутке вполне можно рассчитывать на успех мероприятия.

20:36 8 декабря

shtabush

Я не понимаю. Какие-то очевидно продажные чиновники МОК назвали твоего товарища по команде "грязным", а тебя "чистым" и ты тут же с этим не только соглашаешься, но и готова воспользоваться обстоятельствами. Блин! Где тут "команда"? А где "сборная"? Попасть в сборную всегда считалось большой честью. А тут предлагают ехать в качестве приглашенных, чтобы сделать сборы организаторам того грязного сообщества под названием ОИ, и все с радостью за то хватаются! Атлеты из России, когда и у вас будут отбирать медали, я уже буду только злорадствовать. За предателей переживать уже никто не будет.

20:22 8 декабря

Инквизитор Лютует

Сколько новых ников за эту марионетку. Сколько платят? Может и я напишу....) ((((

15:56 8 декабря

Dachnik

Пускай сама оплачивает эту позорную поездку

15:56 8 декабря

Dachnik

Да езжайте на это позорище, но не за мой счет налогоплатильщика. Участие в такой скотской олимпиаде мне не нужно.

15:54 8 декабря

ramires92

Согласен.по большей части со спортсменкой.У большинства политиков и граждан страны сейчас истерика,политики весь скандал перенесли в политическую плоскость.Безусловно политическая составляющая есть,но мы сами дали очень серьёзный повод для таких расследований и решений.Вместо того,чтобы провести свое расследование и наказать самим всех виновных и сказать всю правду прежде всего своим гражданам,болельщикам,а потом и всему миру,наши политики доколупались до термина госуд. допинг-программа,прозвучавшая в докладе Макларена. Какая разница гос.программа,ведомственная или программа отдельных личностей,должностных лиц и чиновников? Ключевое слово здесь допинг-программа.И у След.комитета было полно времени и масса возможностей,намного больше,чем у макларенов,освальдов и шмидтов вместе взятых,чтобы провести свое честное расследование и определить, что было и что выдумка. Вместо этого сначала все отвергается от начала и до конца,а затем под давлением улик и мировой общественности потихоньку дается задний ход и мы по-тихоньку соглашаемся,что что-то не в порядке,но будем работать.А работать не начинаем,а пытаемся оправдать всех и вся.Выходит первая часть доклада Макларена,шум-вопли,когда дело доходит до перепроверки проб Пекина и Лондона и выяснятся,что легкая и тяжелая атлетика,частично гребля,почти поголовно в положительных пробах,мы начинаем делать вид,что да дескать проблемы есть,но ведь средний процент по всем видам спорта,как средняя температура по больнице в пределах нормы и переводим стрелки на иностранцев-вон,смотрите ваших же так не проверяют и у вас все с ТИ...детский сад,ей-богу.Вместо того,чтобы признать,что отдельные виды спорта у нас просто поражены допингом(Исинбаева и Шубенков,скорее исключения,чем правило).Выходит вторая часть Макларена,назначаются комиссии Освальда и Шмидта,опять тоже самое,крики и визги,что Родченков бредит и все ложь от начала и до конца. Наши все подумали,авось пронесет,и до выводов комиссии опять притихли,пока не рвануло перед началом ОИ-2018.И тут после заключений комиссий Освальда и Шмидта,решения МОК,начинают лихорадочно соображать,как отмазаться,кого удастся отмазать,а кого нет? Когда будут уже не отрывочные комментарии в прессе, а результаты расследования и правда,либо признание в чем виноваты,либо железные аргументы,оправдывающие Сочи-2014? Боюсь последнего мы не дождемся, а первое не хватит смелости признать в очередной раз.

15:37 8 декабря

Семен Семеныч Горбунков

Какой бойкот? Каждый имеет право ехать в частном порядке за свой счёт. Никаких проблем. И даже выступить под флагом ЛГБТ. Лично мне такая Олимпиада не интересна.

15:31 8 декабря

fisa-05

Может мы и "урапатриоты" но что вы будете делать когда например американке дадут короткую программу перекатать(эстафету им же дали перебежать в Рио) куда пойдет всеми упоминаемая Медведева жаловатся ? Кто будет подавать протест? МОК? Что вы ей тогда скажите? Стыдно за хоккей Ковальчук и Ко у вас был шанс всей жизни в Сочи вы его упустили...Чего вы хотите выиграть? кому вы эту медаль покажите? где она будет котироваться? Да ине выиграете вы ни чего!!

12:46 8 декабря

Михаил57

Хочу вот что сказать. Уважаемая Иоланта! Вы правы, но со своей, глубоко ошибочной колокольни. Поясняю. Кто есть спортсмены? Это люди, которые занимаются самосовершенсвованием, для того, чтобы потом выяснить кто больше преуспел. Кто предоставляет им такую возможность? Правильно, страна, где они тренируются, во имя которой они впоследствии выступают и являются послами ЭТОЙ СТРАНЫ. Где берутся средства для этого? Опять правильно, с граждан этой же страны, которыми, кстати, эти же спортсмены тоже являются. А страну и граждан, следовательно и меня, и вас, и спортсменов, пытаются нагнуть и изнасиловать, По вашей же версии, спортсмены - это граждане результата, и никакого отношения ни к стране ни к людям не имеют, как же, они ведь тренировались. Да мы все тренируемся, каждый в своей сфере. И разочарования посерьёзнее бывают. А спортсменам, как выступать, нагнутым-то? Нигде не колет? А страна, а люди, их пославшие? Я глубоко убеждён, не ехать надо нагнутым, а слезать с прогнившего дерево под названием МОК. И менять надо продажных чинуш от российского спорта. Создавать альтернативное, истинно олимпийское движение, а не плакать о несбывшихся надеждах. Иначе попытки нагнуть никогда не прекратятся.

12:30 8 декабря

СпортМэн

Ехать,участвовать,но за свой счёт.И не надо соплей.К России не пртитуляться в белой маечке,а то ещё запачкаются.

11:59 8 декабря

Gangtrang

Д.Т. в фигурном точно будут тянуть японцев и США в хоккее без штаба врачей и без НХЛ.. мы с НХЛ финнам с одной пятеркой улетали а тут и подавно.. спринт так это команда а не пивка попить собрались попить а без организации и поддержки может случиться оказия да и от травм никто не застрахован увы

11:12 8 декабря

Котттт

Д.Т. То есть, мы там всем проиграем, поэтому ехать не надо. Посмею не согласиться с вашей точкой зрения. Проиграть не стыдно, стыдно трусливо забиться в угол, отказаться от участия, а потом называть это патриотизмом.

10:49 8 декабря

Д.Т.

Спортсмены должны верить в себя и это правильно, но разумные люди должны понимать что без поддержки своих федераций, в том числе фармакологической, судей, наши спортсмены ничего не наберут в плане медалей на олимпиаде. Будет выдвинут тезис что без допинга мы никуда и никто и это будет правда, но только и китайцы, норвежцы, американцы и т.д. тоже, какой смысл ехать и проигрывать нашим спортсменам разным фарм нашпигованным западным звездам зимнего спорта? Понятно что к нам и так плохо относятся и хуже не будет, но смысл унижениям, если шансы выиграть золото у нас только в трех видах - женском фигурном катании, хоккее и мужском спринте в лыжах и то скорее всего не дадут.

10:38 8 декабря

Котттт

MorningFriend "Но мой телевизор на ваших трансляциях будет отключен. И новости про вас мне будут побоку" ------ Что, даже одним глазком не взглянешь? Ну ты мужик... "Кормежка от спорта" всего лишь означает, что спортсмены и люди их обслуживающие, работают в спортивной сфере. И получают в этой сфере зарплату. У этих людей бывают семьи, которые надо обеспечивать, и кормить в том числе (хотя речь не о еде). Ты же кушаешь дома что-то, нет?

10:36 8 декабря

MorningFriend

Согласно Олимпийской хартии, игры «…объединяют спортсменов-любителей всех стран в честных и равноправных соревнованиях. По отношению к странам и отдельным лицам не допускается никакой дискриминации по расовым, религиозным или политическим мотивам!» Википедия. Так почему МОК дискриминирует чистых, непровинившихся спортсменов, лишая их своей идентичности - расовой и национальной атрибутики? И вот по мнению Иоланды и пр., все мы должны расслабиться и наслаждаться и дальше их выступлениями. А если через пару лет у них опять найдут царапины и начнут отнимать медали...? Нам по всей видимости, надо будет сказать - вы не переживайте товарищи спортсмены. Вместо вас пошлют других спортсменов, под другим флагом. Ничего, это у нас норма, выступайте на здоровье.

10:00 8 декабря

Красноармеец К

Всё четко и по делу! В отличии от 99% вредного шума в эфире! Умничца, Иоланда! "Псевдопатриотические конвульсии" - в точку!

09:55 8 декабря

MorningFriend

Значит на Олимпийский флаг мы должным образом реагируем, а то что флаг Родины запретили это надо прожевать и наслаждаться. Иоланда, понятное дело бывшая сопртсменка. А всяк кулик у нас свое болото защищает. Вы там можете ехать под любым иным(!) флагом. Но мой телевизор на ваших трансляциях будет отключен. И новости про вас мне будут побоку. Кормитесь и дальше спортом. С теплых ладошек ушлых Освальдов, Бахов и Макларенов. Вы за этими кормежками не замечаете как страну теряете. Патриотизм это личностные качества гражданина. А не флажки на столах и домах. До сих пор не припомню что бы хоть один спортсмен сказал - я не поеду без флага и гимна. Всем важна "кормежка от спорта". "А я куплю себе змею или черепаху...!" /с/

09:43 8 декабря

ValerG781

"Аннулировать все результаты игр в Сочи" - Иоланда, ты чего вообще такое говоришь??! Даже откровенные предвзятые русофобы до этого если не додумались, то по крайней мере не дерзают о таком говорить.

01:30 8 декабря

Thomas_Boy_

RW.irk _________ Приезжай. Может, и АЗ все-таки приедет.)) Экскурсию гарантирую.

00:43 8 декабря

RW.irk

Thomas_Boy_ RW.irk __________ С Серегой полный как. А вот без тебя как-то никак. =============== Даже так?) Я тута, кстати, алкотрейн к вам на Месси-Модрич забронил. Так что приеду, лично посмотрю че там у вас за лазер-лопата.

00:29 8 декабря

Thomas_Boy_

Бу-га-га! _________ Эшелон был. Был эшелон, не спорю. Открыли, достали, смотрим - лазеры. Иностранные. Ну мы тоже не пальцем деланы, покопаться решили в саксонских штуках. Разобрали, потом снова собрали - лопаты получились.

00:29 8 декабря

Бу-га-га!

Thomas_Boy____ Павлиныч же вам повез эшелон лазеров. Шанцевых. Куда дели, коррупционеры??

00:23 8 декабря

Thomas_Boy_

Бу-га-га! _________ Ну так это в Московии лазеров считать - не пересчитать... А у нас на весь город один всего лазер, да и то в форме лопаты. Да и функциональностью на лопату похож. Злые языки болтают, что лазер наш - это лопата и есть.

00:21 8 декабря

Thomas_Boy_

RW.irk __________ С Серегой полный как. А вот без тебя как-то никак.

00:19 8 декабря

Бу-га-га!

Thomas_Boy____ Сосульки с крыш уже давно лазером-шмазером сшибают. Ты ещё сильнее Иркутска от жизни отстал.

00:19 8 декабря

RW.irk

Thomas_Boy_=====Неужто с Серегой без меня никак?)

00:16 8 декабря