22 февраля 2018, 09:30

Александр Кожевников: "Если чехи не найдут нового Гашека, Россия выиграет Олимпиаду"

Игорь Еронко
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ОЛИМПИАДА-2018. Хоккей. 1/4 финала. РОССИЯ – НОРВЕГИЯ – 6:1
1/2 финала. 23 февраля. ЧЕХИЯ – РОССИЯ (10.40 мск)

В среду двукратный олимпийский чемпион стал гостем эфира "СЭ" и ответил на вопросы об олимпийском турнире и вечных проблемах российского
Александр КОЖЕВНИКОВ. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Александр КОЖЕВНИКОВ. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

МОГЛИ ВЫИГРАТЬ 11:1

– Не заснули по ходу игры с Норвегией?

– Когда счет стал 3:0, конечно, уже было ясно, что яростного сопротивления не будет. Тут и сравнивать нечего – два разных полюса. Наши превосходили соперника во всех компонентах. Так и должно быть.

Сборная России в последних трех матчах показала, что на три головы выше остальных. Что с ней произошло в игре со словаками?

– Ничего удивительного. Было ясно, что команда под нагрузкой. За такое время можно дважды набрать и потерять форму. Мы любой чемпионат мира начинаем не очень удачно. Раньше вылезали за счет большинства, в этот раз не получилось. Когда ноги не бегут и хоккеисты стоят, как кегли, мастерство не проявить. Хорошо, что это случилось в начале турнира.

– Что скажете об уровне соперников?

– Мы же знали, каким он будет. Это не наша проблема. Из НХЛ никого нет, у бывших энхаэловцев другая подготовка, да они и постарше. Некоторое время они выдерживают натиск наших ребят, потом отпускают. Не удивительно, что все считают сборную России фаворитом.

– Можно уже вешать медали?

– Можно, но хотелось бы золото. С чехами может произойти все, что хочешь. На Евротурах они часто вставляли нам палки в колеса. Чехи пишут, что приберегли голы для нашей команды, что американцы – не соперник, хоть и выиграли по буллитам. В свое время, было дело, сборная Чехословакии заранее подготовила чемпионские кепки, будучи уверенной, что нас обыграет. Но я считаю, сейчас мы обязаны проходить чехов. Надо сыграть, как мы умеем – и друг за друга. В первую очередь, помогать защитникам.

– Против норвежцев защитники не подключались, не старались входить в зону.

– Просто не было соответствующих моментов. Если такие возможности есть у нападающих, зачем это делать защитникам? С норвежцами надо было взламывать пятачок, что и получилось. Могли выиграть и 7:1, и 11:1. А защитники должны на нуле держать оборону. Все равно они не обучены ходить вперед.

– Вы говорите о том, что защитники не обучены ходить вперед, но есть Никита Трямкин – один из лучших атакующих защитников КХЛ.

– Он неуверенно играет сзади. Одно дело – бросать у нас в чемпионате, а другое – на Олимпиаде, где игра быстрее. У нас и Войнов бросает, но его бросок нечасто доходит до ворот. А еще, чтобы подключаться в атаку, надо уметь развернуться и назад добежать. Для меня лучший защитник – Артем Зуб. Простой, отдает, здорово подкатывается. Но бросать тоже не умеет, слишком много времени ему требуется для броска. А с такими длинными руками должен пробивать!

Олег ЗНАРОК. Фото REUTERS
Олег ЗНАРОК. Фото REUTERS

УВЕРЕН, ЧТО ЗНАРОК ОСТАНЕТСЯ В СБОРНОЙ ПОСЛЕ ИГР

– Не удручает качество турнира, когда смотришь на норвежцев?

– Нет, нисколько. Наоборот, для нас это большой шанс стать олимпийскими чемпионами, которого может не появиться позже, учитывая развитие детского спорта.

– Что вы имеете в виду?

– По сути, его нет. Прогресса не видно. Есть отдельные звездочки, но они появляются реже, чем раньше, когда в команды мастеров добавлялось по пять-шесть человек уровня этих самых мастеров. Сейчас молодежь не готова соответствовать этому уровню. При этом, приезжая в НХЛ, ребята делают все, чтобы закрепиться, – а у нас почему-то считают, что им обязаны дать возможность проявить себя.

Университетского хоккея у нас вообще нет. Ни один университет не имеет инфраструктуры. Но это же можно развивать! В одних университетах гандбол, в других – хоккей. Нужно, как в советское время – если играешь в хоккей, поступаешь на других условиях.

– И что же делать?

– Все оттого, что в 90-е годы все сломали. Не у кого было учиться, да и спорт дорогой. После Олимпиады надо собраться и менять структуру всего хоккея. У нас не занимаются ничем. Хотя много разговоров и обещаний…

– Если не выиграем Олимпиаду

– В любом случае надо менять структуру.

– Разогнать всех?

– Если проиграем, то да.

– Стоит ли увольнять Знарка?

– Это решит тренерский совет. Но я уверен, что выиграем, и Знарок со штабом останется.

ЖАЛЬ, ЕСЛИ ВСЕ ОСТАНЕТСЯ, КАК БЫЛО

– Что скажете об идее сформировать сборную из двух клубов?

– Для КХЛ это плохо, но сейчас, перед Олимпиадой, это верное решение. Принцип совместимости должен быть. Бывают игроки, способные сыграть с кем угодно. Гусеву все равно, с кем играть, Дацюку, Ковальчуку. А остальных нужно встраивать в систему.

– Клубные связки сейчас разбили. Какой тогда был смысл в базовых клубах?

– Если игроки одноплановые, они смогут вместе сыграть.

Широков, Барабанов и Прохоркин вместе не играют в СКА.

– Зато находятся в одной системе. Есть люди, которые за счет напора и энергии могут запихнуть шайбу в ворота. Остальные играют за счет паса и перемещения. В СКА и ЦСКА разные системы для каждой пятерки. Игрокам со стороны пришлось бы в них вписываться.

– Зато базовые клубы не получают должного сопротивления.

– Мы же говорим не про чемпионат, а про Олимпийские игры. Ради них и был сделан такой длительный перерыв, чтобы сборная дольше всех готовилась.

– Получается, если победим на Олимпиаде, КХЛ утвердится как лига двух команд.

– Тогда будет жалко. После Олимпиады надо все менять.

– Как это сделать?

– Садиться и разговаривать. У каждой команды есть контракты, вынесенные "за потолок". Почему не отдать их под юношеский хоккей? В НХЛ так было с "Монреалем". Он забирал самых сильных игроков. Наколотил побед, но это стало никому не интересно. Бизнес падал… Сели и договорились: возьмите двух-трех ребят, остальных отдайте. Ввели потолок, – и стало все нормально.

– У нас все равно сделают по-своему.

– Это нужно прекращать, чтобы интерес был везде. Я против гегемонии двух клубов, СКА и ЦСКА, но дай бог, чтобы цель, ради которой это сделано, была достигнута. Но менять нужно в любом случае, проиграем мы или выиграем. Потому что чемпионат становится неинтересным.

Александр КОЖЕВНИКОВ и Игорь ЕРОНКО. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"
Александр КОЖЕВНИКОВ и Игорь ЕРОНКО. Фото Дарья ИСАЕВА, "СЭ"

КАПРИЗОВ ЕЩЕ НЕ КУМИР

– Кто, кроме чехов, может помешать России?

– Если чехов проходим, то все – там эмоции будут другие. Ведь финал – это Сталинград!

– Кого хотели бы видеть в финале из другой половины сетки (разговор состоялся до того, как Германия победила Швецию и вышла на Канаду. – Прим. "СЭ")?

– Все равно! Поверьте, если чехи не найдут Гашека, как в Нагано-98, и мы выйдем в финал, то выиграем Олимпиаду. Чехи нас все время где-нибудь обыгрывали – это наши учителя, по большому счету. Они нас с хоккеем познакомили, ездили и показывали, а канадцы уже потом появились.

– Чехов считали грязными игроками…

– Шведы еще подлее – плевали в лицо. А локоточки и мы им ставили. Чехи всегда понимали – если ткнуть, в ответ можно получить. Они такие всегда были, вязкие…

– А финны?

– Финнам дали по башке, и все (смеется)! Они подтянулись к концу 80-х. У них физики не было, хотя игроки грамотные. Благодаря нашему тренерскому составу, Юрзинову, подъем начался.

– Вспоминается Кубок Канады-87: другие сборные приукрашивали нарушения – игроки падали намеренно, а сборная СССР старалась очень сдержанно себя вести.

– Судейство против нас на Кубках Канады всегда было особенным. Для канадцев это бизнес, они делали все, чтобы помочь своей команде. Конечно, неприятно это ощущать, но со временем все понимаешь и проще воспринимается. Раньше и правила другими были. Фирсова (речь о его 20 шайбах на Олимпиадах. – Прим. "СЭ") сейчас никто не догнал бы. Эти рекорды… Паша Буре забил одиннадцать на двух Олимпиадах, а Ковальчук – на пяти! Ну, есть же разница. Илюха – молодец, забивает.

– А как вам Капризов? Новая звезда растет?

– С детьми общался – они восхищены Капризовым. Это здорово, но он должен быть кумиром во всем, примером, на который дети будут равняться. А что он? Ну, деньги получает, и все. А должна быть цель – победа. Вот он выиграет, приложит максимум усилий – другое дело, будет достигнута большая цель. А пока он всего лишь хорошо играет.

– Есть целое поколение, которое не знает звезд прошлого.

– Людям нужно свежее, а победа – это толчок… Смотрите, сколько девчонок хотят в синхронное плавание, в гимнастику. Там работа сумасшедшая – но там и победы. Сейчас на лыжи куча народу придет, после того как наша молодежь порвала всех. Когда вы побеждаете на Олимпиадах, у детей появляются стремление и ориентиры.

– Вы бы хотели, чтобы энхаэловцы вернулись на Олимпиаду?

– Престиж у турнира, конечно, был бы выше. Но кто вспомнит потом: были игроки из НХЛ или нет? Олимпийские чемпионы – и все! Это вершина профессионального спорта. Кубок Канады тот же – всего лишь коммерческий турнир. А Олимпиада – это символ.

ЗОЛОТО – ЦЕЛЬ, НО НЕ ИДЕЯ И НЕ ЗАДАЧА

Рене Фазель предложил добавить в КХЛ корейскую команду.

– А чего не англичан? Нужно нормально к этому подходить. Вот мы Европу взяли в лигу – сколько наших играет в европейских клубах? Одни канадцы. Взяли китайский клуб – тоже канадцы. Зачем нам корейский? Опять будут одни канадцы, а корейцев – один-два. Это должен быть бизнес – нужно своих туда определять, рынок завоевывать, а мы наоборот… Я тоже могу сказать, как Фазель, – давайте индусов в КХЛ!

Вячеслав Фетисов всецело за, еще и японский клуб хочет.

– У него свое мнение. КХЛ нужно сделать азиатские группы, чтобы далеко не ездить. "Адмирал", "Амур", Япония и Корея… Я в свое время предлагал в Красноярске и Томске собрать команды, получился бы совсем другой плацдарм. А мы взяли команду из Хорватии.

– КХЛ планирует сокращать количество клубов.

– Естественно, ведь не хватает игроков. Это проблема детско-спортивных школ – слабое обучение.

– Разве это решит проблему? Все останутся при своих.

– Смотря какие клубы брать. У "Югры" обалденная молодежка, но трибуны вечно пустые. Город маленький? Тогда создайте команду в МХЛ, развивайте игроков и продавайте – школа будет работать. Менять нужно не в интересах какой-то группы, а в интересах хоккея.

– Но возможно ли это?

– Не знаю, это будет зависеть от руководства. Александру Медведеву мы еще десять лет назад говорили, что нужно создавать при спортивных школах маленькие площадки, энхаэловского образца. Сейчас это началось – но спустя десять лет. Из школ должны выходить качественные игроки, а они приходят в клубы сырыми.

Сергачев уехал за океан в 17, Проворов – в 14, Кучеров – в 19.

Радулов тоже в 18 уехал – а раскрылся здесь. И Морозов тоже, и в сборной играл не хуже, чем в НХЛ.

– Почему вы считаете, что маленькие площадки помогут?

– При равных условиях те, кто хорошо катаются на больших площадках, как Гусев, не смогут также действовать на маленьких. Там постоянно будут стыки, нужно быстрее бросать и принимать решение.

Бенгт-Оке Густафссон, тренер шведской сборной, выигравший Олимпиаду-2006, рассказывал, что маленькие площадки хороши на профессиональном уровне, но детей нужно на больших тренировать.

– Согласен. Но почему-то шведы до десяти лет играют поперек в три команды. Обалденные вещи! У них маленькая площадка, быстрый пас. Может, физики им не хватает, но в принятии решений все отлично – как они решения принимают! Нужно съездить и посмотреть это. В наше время, когда мы сборной или клубами выезжали в Финляндию и Чехию, тренеры со всей страны собирались и записывали каждое движение. Это взрослые команды, а сколько они денег платили, чтобы мы детскими командами приехали и показали, как тренируемся. Нам такого не хватает. Нужно этим и заниматься, а не жить одними победами. Идей не видно… Мне тут рассказали, что уже два года существует какая-то программа. Я позвонил, узнал – мне сказали, что ничего не изменилось, все по-прежнему.

– Мы сейчас живем ради золота на Олимпиаде. Но стоит ли играть только ради медали?

– Когда играет сборная, цель должна стоять только одна – золотая медаль.

– Ну, повесим мы себе эти медали и опять решим, что не так уж все и плохо у нас.

– Вот это будет очень плохо для нашего хоккея. Мы должны идти вперед. Если мы не будем ничего менять, тогда грош нам цена.

Полуфинальный матч хоккейного турнира Олимпиады-2018 между сборными Чехии и России состоится в пятницу, 23 февраля. Начало встречи в Пхенчхане – 10.40 по московскому времени. "СЭ" проведет онлайн-трансляцию игры Чехия – Россия. Видеотрансляция в прямом эфире будет доступна здесь.

?Сетка плей-офф олимпийского хоккейного турнира – здесь

Новости