18 февраля 2018, 22:30

Крис Челиос: "Ветераны "Детройта" хотели заскочить в Вегас, но молодой Дацюк сказал: "Нет!"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ОЛИМПИАДА-2018. Хоккей

Легендарный американский защитник, который входит в тренерский штаб сборной США на Олимпиаде, дал интервью обозревателю "СЭ"

Игорь РАБИНЕР из Пхенчхана

Как же приятно наблюдать, когда встречаются два старых боевых товарища. Крис Челиос, великий североамериканский защитник, увидел Игоря Ларионова, великого советского форварда, по-моему, еще за километр. Дело было на тренировочном катке Хоккейного центра Каннына утром в день матча РоссияСША. Ларионов тут – комментатор Первого канала, а Челиос – в роли второго тренера американцев. И надо видеть, какими глазами смотрят на легенду его скромные хоккеисты. 11-кратный участник Матча звезд! Трехкратный обладатель "Норрис Трофи"!

Где только они ни соперничали. Началось с Олимпиады 1984 года в Сараево – где СССР и США, правда, между собой так и не встретились. Продолжилось – на Кубках Канады 1984 и 1987 годов, "Рандеву-87". Потом Советский Союз превратился в Россию, и встречи Ларионова с Челиосом в новом формате продолжились на Кубке мира-96 и Олимпиаде-2002, где 41-летний Профессор и 40-летний Челли являлись капитанами своих сборных. К этому времени они уже были близкими товарищами – ведь с 1998 года американец стал игроком "Детройта". И вместе выиграли Кубок Стэнли-2002. Ларионов играл в НХЛ до 43, Челиос – аж до 47. Он стал вторым хоккеистом лиги всех времен по сроку окончания карьеры – после Горди Хоу.

И вот новая встреча в Корее – за несколько часов до победы Россия над США. У американцев уже начиналась раскатка, и прямо у бортика два больших мастера чуть-чуть поболтали о своем, а потом Ларионов представил Челиосу спецкора "СЭ". И после занятия мы с ним побеседовали – и даже когда к нам подошел пресс-атташе и сказал: "Последний вопрос", Крис его успокоил: мол, все нормально. И один волшебным образом превратился в еще десяток.

Никита КУЧЕРОВ. Фото AFP
Никита КУЧЕРОВ. Фото AFP

ЕСЛИ КУЧЕРОВ БУДЕТ ЗДОРОВ, В БОРЬБЕ ЗА ПРИЗ ЛУЧШЕГО БОМБАРДИРА СЕЗОНА У НЕГО НЕТ КОНКУРЕНТОВ

– Для начала спрошу о том, что в изумлении рассказывали мне, наверное, пять российских энхаэловцев и даже Владислав Третьяк, используя это как иллюстрацию вашего феноменального здоровья. И в "Чикаго", и в "Детройте" вы в раздевалке ухитрялись ставить в баню велотренажер – и отчаянно крутить его по 20 минут. Как такое возможно?!

– Да, знаю, что парней это впечатляло. Я начал крутить велосипед в бане еще в очень молодом возрасте. Это был хороший способ прочистить организм. А в конце карьеры, когда я проводил на льду мало игрового времени, это здорово помогло мне держать себя в тонусе.

И, кстати, это у меня подхватили многие. Не знаю насчет Павла Дацюка – надо, кстати, у него при случае спросить. По-моему, у него есть какая-то своя программа. А я не просто крутил велик в бане – без этого просто не мог, был на этом помешан!

– Совсем недавно я разговаривал с Никитой Кучеровым, и он рассказал, что читал на английском вашу автобиографию – и был весьма впечатлен.

– Да?! Кстати, моя дочь работает в "Тампе" (в пресс-службе. – Прим. И.Р.), и она с большой симпатией отзывается о Никите. Говорит, что первое время он вел себя очень скромно. Но сейчас раскрепостился, и его интервью становятся все более открытыми. То же самое, кстати, происходило в "Детройте" с Павом. Это нормальное явление, когда сначала человек не очень хорошо знает язык и боится сказать что-то лишнее – а потом расковывается и становится таким, какой он на самом деле. Когда Пав освоился, оказалось, что он очень остроумен. Из того, что знаю о Кучерове, мне кажется, он на него похож.

– Кучеров уверенно идет к "Арт Росс" – призу лучшему бомбардиру чемпионата. У него есть конкуренты?

– Мне кажется, для Никиты толчком для выхода на следующую ступень мастерства стала... травма Стивена Стэмкоса в прошлом сезоне. Оказавшись без такого партнера, он почувствовал необходимость взять на себя новую степень ответственности. Если он будет здоров, то не вижу вариантов, чтобы этот трофей Кучеров в этом сезоне не выиграл.

НЕ СРАВНИВАЕМ СЕБЯ С "ЧУДОМ НА ЛЬДУ". В 80-М БЫЛА НАСТОЯЩАЯ СКАЗКА

– Возможно ли, по-вашему, сегодня новое "Чудо на льду"? - я временно перешел к текущим олимпийским событиям.

– Мы не сравниваем сегодняшний матч с тем. Хотя бы потому, что те парни были настоящими любителями. Уже по одной этой причине то, что удалось им в Лейк-Плэсиде, было настоящей сказкой наяву.

– Перед началом турнира вы называли сборную России явным фаворитом этой Олимпиады. Но в стартовом матче она проиграла словакам.

– Русские словакам проиграли, а в следующем матче мы их обыграли. И я подумал: ментально два этих результата способствуют мысли о том, что мы можем обыграть кого угодно. В то же время мы наблюдали за игрой России со Словенией и видели, с каким преимуществом она играла, как тотально доминировала. Это гораздо более сильная команда, чем те, с которыми мы играли в двух первых матчах.

– Вы имели возможность играть против российских хоккеистов разных поколений, а в "Детройте" – вместе со многими из них. Кого считаете лучшими хоккеистами из нашей страны всех времен?

– Если выбирать из тех, с кем я играл, – это Павел Дацюк и Сергей Федоров. Они хоккеисты разного типа. Гладкость катания Сергея просто поражала. А Пав стремился быть вовлеченным в каждое игровое действие и прикладывал для этого множество физических усилий. Внешне Сергею все давалось легче, а за счет габаритов он не подпускал соперников к шайбе. Не готов говорить, кто из них лучше. Они оба – великолепные игроки и одноклубники. И, конечно, наряду с ними – Игорь Ларионов.

– По-вашему, Ларионов оказал большое воздействие на Дацюка в первый год выступлений Павла в НХЛ?

– Уверен в том, что Пав очень внимательно смотрел на игру Игоря, когда рос. Игровое самообладание Игоря, выдержка в том, как он обращался с шайбой, тончайшее видение хоккея – уверен, что очень много хоккеистов по обе стороны океана многому научились у Ларионова.

– Однажды в интервью вы назвали Алексея Касатонова...

– ...лучшим защитником, с которым сталкивался? Так и есть. ФетисовКасатонов – это была фантастическая пара, они и сами по себе были в большом порядке, и друг друга дополняли.

– Какое у вас самое яркое воспоминание от поездок в Россию?

– То, как мы приезжали на благотворительную игру, организованную Ларионовым. Увиделся там со многими – с Федоровым, Козловым, Фетисовым, Касатоновым. У нас тоже хватало серьезных ребят – взять того же Айзермана. И принимали нас классно, по-настоящему!

Илья КОВАЛЬЧУК (№ 71). Фото AFP
Илья КОВАЛЬЧУК (№ 71). Фото AFP

ЗДОРОВО, ЧТО У МОЛОДЫХ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧИТЬСЯ У ЛУЧШИХ ИГРОКОВ – ДАЦЮКА И КОВАЛЬЧУКА

– У вас была возможность пообщаться здесь, в Пхенчхане, с Дацюком?

– Да. Было классно его увидеть. Пав – один из моих любимых одноклубников всех времен. Не просто великолепный игрок, но и потрясающий человек, для которого интересы команды всегда были превыше всего. Здорово видеть, что он по-прежнему в строю. Дацюк выглядит счастливым, и я был очень рад в этом убедиться.

Хоккей – такая штука, что однажды твои европейские товарищи, с которыми ты много лет бился на льду, возвращаются домой, и ты всегда хочешь их увидеть. И когда это происходит, на душе становится очень тепло. Это я и почувствовал, когда увидел Дацюка.

– Как вам два его молодых партнера – 25-летний Гусев и 20-летний Капризов?

– Честно говоря, не очень хорошо знаком с их игрой. Не знаю, играют ли они с Павлом в КХЛ, но вместе они выглядели хорошо. И это очень ценно, что у парней есть возможность учиться у лучших игроков – таких, как он и Ковальчук. В любом случае, у этой российской команды – отличная атака, много техничных игроков.

– Вы ведь давно не видели Ковальчука. Каким его нашли?

– Илья невероятно талантлив. Ему нельзя давать свободное пространство. Он не должен раскатываться, его действия нужно всячески замедлять. Иначе он будет делать все, что захочет.

2002 год. Павел ДАЦЮК (на скамейке слева) и Бретт ХАЛЛ (на скамейке в центре). Фото REUTERS
2002 год. Павел ДАЦЮК (на скамейке слева) и Бретт ХАЛЛ (на скамейке в центре). Фото REUTERS

НА ПЕРВОЙ ТРЕНИРОВКЕ ХАЛЛ "НАПИХАЛ" ДАЦЮКУ, ЧТО ТОТ ПЕРЕДЕРЖИВАЕТ ШАЙБУ

– Можете вспомнить первый день Дацюка в "Ред Уингз"? Глядя на его немного косолапую походку и видя габариты, вы не подумали: кто это вообще такой?

– Помню по первой тренировке, что он все время хотел держать шайбу. Он передерживал ее, не использовал партнеров. Обведя одного, хотел накрутить еще второго и третьего. Но Бретт Халл быстро ему все объяснил. И Пав очень быстро усвоил, что ему можно и не стоит делать. На наших глазах он превратился в шикарного двустороннего игрока, фантастически действовавшего в обороне. Недаром при своих волшебных руках и атакующих навыках он несколько раз выиграл "Селке Трофи"! Он прошел большой путь, и не надо думать, что ему было легко.

– Могли в тот момент представить, что его, как и вас, выберут в число 100 лучших игроков в истории НХЛ?

– В первый момент – нет. Тогда мысль была такая: "Этому парню надо научиться использовать партнеров! Если этого не произойдет, он никогда не сможет играть на этом уровне". Теперь понимаю, что был не прав. Понаблюдав за ним два-три месяца, сказал: "Этот мальчик учится быстро и вкалывает, как надо".

– Вспоминаю историю. В сезоне-2001/02, первом для Дацюка в НХЛ, большую группу игроков "Детройта" пригласили на Матч звезд, а Павла – туда же, в Лос-Анджелес, на сопутствовавший ему матч молодых звезд. Вы решили нанять частный самолет из Денвера, где играли предыдущий матч, позвали туда и Дацюка. Так Скотти Боумэн, узнав это, пришел в ярость – посреди ночи позвонил тогдашнему агенту игрока со словами: "Если еще есть возможность – снимите его с рейса! Они мне мальчика испортят!"

– (Смеется.) Было дело! Нам надо было все предусмотреть и позвать туда Скотти, тогда бы не было такой реакции. Это была классная поездка. Мы – Айзи, Шэнни, я, другие парни – хотели по дороге на Матч звезд заскочить на несколько часов в Вегас – он был как раз по пути. Но Пав, представьте, не захотел! Он хотел сразу в Лос-Анджелес, и мы к нему прислушались. Очень памятный полет.

– Удивились, что Дацюк решил вернуться в Россию за год до истечения контракта с "Детройтом"? Вы поняли его?

– Нет никаких сомнений, что он мог бы продолжать играть в НХЛ. Но он всегда говорил, что вернется в Россию. И для него здорово закончить карьеру дома. А заодно сыграть на очередной Олимпиаде, что он не смог бы сделать, если бы остался в НХЛ. Да, я понял его. И для меня в этом его решении не было сюрприза.

– Жаль только, что совсем чуть-чуть недоиграл до тысячи матчей в регулярных чемпионатах за "Детройт" и в НХЛ в целом.

– Да. Но ему здорово мешала травма голеностопа. Думаю, его очень расстраивало, что из-за нее он не может играть на том уровне, на каком хотел бы. Мне кажется, это было правильное время для его возвращения.

Крис ЧЕЛИОС. Фото AFP
Крис ЧЕЛИОС. Фото AFP

"ЧУДО НА ЛЬДУ" УВИДЕЛ ЛИШЬ МНОГО ЛЕТ СПУСТЯ

– Вы играли на Олимпиаде за сборную США всего через четыре года после "Чуда на льду". Где вы наблюдали за легендарной встречей советской и американских команд в Лейк-Плэсиде?

– Представьте, нигде! У меня не было шанса получить все это удовольствие. В то время я играл по юниорам (за команду "Мус Джо Кэнакс" в юниорской лиге Саскачевана. – Прим. И.Р.), и в момент того матча мы ехали в автобусе и слушали репортаж по радио. Лишь годы спустя у меня появилась возможность его посмотреть.

– С главным тренером той американской команды Хербом Бруксом вам довелось работать на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Вы поняли, за счет чего этот человек совершил "чудо на льду"?

– На то оно и чудо, чтобы в нем сохранялось какое-то волшебство и загадка (улыбается). И ведь в 2002-м с Бруксом мы вновь вышли в финал! Но две великолепные игры с Россией и особенно полуфинал отняли у нас столько сил, что на финал с Канадой их, увы, не хватило – "Кленовые листья"-то в полуфинале играли с Белоруссией, которая перед тем поразила всех победой над Швецией.

До той Олимпиады мы с Хербом никогда лично не общались. Из-за жесткой конкуренции между университетами – Висконсина, где учился я, и Миннесоты, где тренировал Брукс, у меня никогда не было возможности играть за него и даже общаться с ним. Поэтому, когда он, не зная меня лично, выбрал капитаном сборной США в Солт-Лейк-Сити, я счел это за великую честь. Три недели, которые мы провели вместе, были изумительными. Он был великим тренером и великим мотиватором.

– Полуфинал с Россией получился необычным: два периода вы люто "возили" россиян, и только Николай Хабибулин удержал их в игре, но в третьем уже сборная США еле унесла ноги. Почему так получилось?

– Да, мы еле удержали тот победный счет. Майк Рихтер нас вытащил в финал! Когда играешь с такой Россией, как на том турнире, ни в коем случае нельзя прижиматься к своим воротам и вставать на цыпочки – надо давить и удерживать инициативу. Но мы в третьем периоде не сделали этого и едва не поплатились. Думаю, что это была самая крутая игра той Олимпиады.

– Вернемся назад. Какими сохранились в вашей памяти Игры-1984 в Сараево?

– Мы провели нашей олимпийской командой целый сезон – около 60 матчей! В 84-м федерацией хоккея США было решено повторить тот опыт, который принес триумф четырьмя годами ранее – фактически сформировать сборную как клубную команду и играть ею со старта сезона. К нам великолепно относились. Мы играли против команд НХЛ, низших профессиональных лиг, университетов. Было классно играть и общаться с этими парнями. Жаль, что повторить достижение Лейк-Плэсида не удалось (американцы стали седьмыми), но что поделаешь – это спорт. И вскоре после Олимпиады я уже играл за "Монреаль".

Сейчас, конечно, такая модель невозможна. Но даже несмотря на разочарование от результатов – как сейчас помню поражения в стартовом матче от канадцев и от чехов! – это было что-то потрясающее. Правда, до конца я осознал это только потом. Участие в церемонии открытия, общение в олимпийской деревне – спустя время ты понимаешь, как тебе повезло быть частью этого.

– Правда ли, что вы играли до 47 лет в какой-то мере из-за того, что хотели все-таки выиграть в своей карьере Олимпиаду?

– Нет. Все дело было в том, что я играл в великолепной команде, с классными партнерами и вратарями. В этом возрасте я играл уже очень лимитированную роль – минут 12 за матч. То, как аккуратно меня в последние сезоны использовали, и позволило доиграть до такого возраста.

Сетка плей-офф и календарь олимпийского хоккейного турнира – здесь

Новости