Полигон или результат?

7 августа. Лондон. Грусть Екатерины ГАМОВОЙ и Татьяны КОШЕЛЕВОЙ после четвертьфинального поражения на тай-брейке от Бразилии. Фото AFP
7 августа. Лондон. Грусть Екатерины ГАМОВОЙ и Татьяны КОШЕЛЕВОЙ после четвертьфинального поражения на тай-брейке от Бразилии. Фото AFP

В понедельник страна встречала наших чемпионов-волейболистов. А ведь компанию им вполне могли составить волейболистки, шансы которых на золото перед Олимпиадой котировались не ниже, чем у их коллег-мужчин.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ

То, что женская сборная России второй раз подряд вернулась с Олимпиады без медалей, по-прежнему не укладывается в голове. И еще долго не уложится. Хотя бы потому, что до Пекина-2008 и Лондона-2012 наши девушки ни разу (!) не пропускали олимпийских полуфиналов. Но дело не только в статистике. Именно в данный конкретный исторический момент повторение конфуза четырехлетней давности представлялось наименее вероятным.

У мужской сборной России за плечами были две яркие победы прошлого года - в Кубке мира и Мировой лиге. У женской - два куда более престижных титула чемпионок мира 2006 и 2010 годов. Плюс тотальное психологическое превосходство над основными соперницами бразильянками, которых наши в решающих матчах первенств планеты в блестящем стиле побеждали. Да и гораздо более опытный и сыгранный, чем у конкурентов, состав. Сразу с несколькими прошедшими огонь, воду и медные трубы суперзвездами, которые, казалось, должны были мертвой хваткой вцепиться в последний шанс выиграть, наконец, олимпийское золото. Как это сделал в Лондоне Сергей Тетюхин.

При этом было понятно: с уходом Тетюхина перспективы мужской сборной на продолжение мирового господства будут все равно выглядеть оптимистично. "СЭ" отнюдь не поторопился, предположив вчера, что после одержанной 12 августа командой Владимира Алекно победы в олимпийском финале над Бразилией в волейболе наступила "российская эра". Про волейболисток так говорить нельзя. Даже если бы они привезли из Лондона золото, мы констатировали бы закат целой эпохи - эпохи Соколовой, Гамовой, Эстес. И тем сильнее напрашивался по такому поводу жирный восклицательный знак. А вышла, увы, клякса.

Когда команда проигрывает тай-брейк со счетом 19:21, не реализовав вдобавок шесть матчболов, как получилось у россиянок в четвертьфинале с Бразилией, велик соблазн списать случившееся на невезение. Рассуждать подобным образом - значит, признать, что нашим героям-волейболистам, спасшимся в финале со счета 0:2 по партиям и 19:22 в третьем сете, всего-навсего благоволила фортуна. Но, согласитесь, это не так. Или не совсем так. И в том, и в другом случае победа пришла к тем, кто ее больше хотел. А принципиальная разница между двумя валидольными триллерами Россия - Бразилия заключалась в следующем: у мужчин верх взяла более классная команда, у женщин - менее.

Честь и хвала бразильянкам, что в итоге они стали чемпионками, одолев в финале фантастическую сборную США. Однако молодым лидерам американок во главе с 24-летней бывшей прыгуньей в высоту Дестини Хукер, под знаком которой, скорее всего, пройдет следующий олимпийский цикл, очевидно, не хватило опыта решающих матчей. У Бразилии его было в избытке. Как и у России. Вот только если потенциал южноамериканок за время, прошедшее с ЧМ-2010, скорее снизился (весьма средняя связующая Дани Линс стала основной, не хватающая звезд с неба нападающая Гарай вытеснила из шестерки не восстановившуюся после травмы Наталью Перейру), то мы-то, наоборот, укрепились. С учетом бурного прогресса Наталии Обмочаевой. И за счет возвращения Евгении Эстес, вполне способной компенсировать потерю Татьяны Кошелевой.

По законам арифметики, бразильский "минус", помноженный на российский "плюс", обязан был превратиться в "минус". Не для нас - для подопечных отныне трехкратного олимпионика Зе Роберту. Почему не превратился?.. Вопрос - столь же риторический, как и то, по какой причине в Лондон нашу женскую сборную повез не тренер, выигравший с теми же самыми исполнителями два года назад чемпионат мира, а специалист, не имевший до своего назначения ни дня опыта работы на подобном уровне. Чем была вызвана прошлой осенью замена 65-летнего Владимира Кузюткина на 43-летнего Сергея Овчинникова, по всей видимости, так и останется тайной за семью печатями. Как и то, что за конфликт произошел внутри сборной России перед пекинской Олимпиадой, где Гамову, Соколову и Ко (не реагировавших на их тогдашнего наставника, триумфатора ЧМ-2006 Джованни Капрару) было не узнать.

Как бы то ни было, одареннейшее поколение отечественных волейболисток осталось без олимпийского золота. Упустив, пожалуй, самую реальную с момента распада СССР возможность его завоевать. Для Овчинникова, простоявшего всю Олимпиаду рядом со своей звездной командой "манекеном", Лондон, пожалуй, стал приговором. Для нашей женской сборной - отправной точкой к строительству чего-то нового.

Кому доверят строить? Иностранцу? Рулевому казанского "Динамо" Ришату Гилязутдинову? Наставнику "Заречья" Вадиму Панкову? А, может, снова Кузюткину?..

Последний, кстати, в разговоре с корреспондентом "СЭ" выразил готовность вернуться. Но на условиях, невыполнение которых заставило его покинуть сборную после ЧЕ-2011. Что ж, вариант на самом деле неплохой. Блестящее выступление в минувшем сезоне скромной по составу "Омички", занявшей в суперлиге четвертое место, говорит о том, что форму Кузюткин не растерял. Именно он приглашал в сборную несколько лет назад молодежь, вокруг которой наверняка будет строиться игра команды в ближайшее время. Ну а то, что в одну реку можно с успехом войти дважды, только что доказал Алекно.

Единственное, чего делать ни в коем случае нельзя, - это продолжать использовать сборную в качестве полигона для проверки способностей того или иного специалиста. Набираться опыта и знаний начинающим тренерам лучше в других местах. А на этом "электрическом стуле" необходимо одно - результат. Добиться которого в Рио-де-Жанейро россиянкам будет куда сложнее, чем в Лондоне.

СБОРНАЯ СССР/РОССИИ НА ОЛИМПИАДАХ

1964

2-е

1968

1-е

1972

1-е

1976

2-е

1980

1-е

1988

1-е

1992

2-е

1996

4-е

2000

2-е

2004

2-е

2008

1/4

2012

1/4

 

Владимир Кузюткин: "Не время паниковать" 

Корреспондент "СЭ" позвонил в Екатеринбург главному тренеру женской сборной России в 2009 - 2011 годах, под руководством которого было завоевано золото ЧМ-2010

- Последние несколько дней я пребываю в шоке, - сразу признался Кузюткин. - В хорошем смысле, разумеется. Победа нашей мужской сборной в олимпийском финале принесла столько радости. До сих пор успокоиться не могу. И искренне поздравляю Владимира Алекно с блестяще проделанной работой.

- А как насчет выступления женской сборной, которая не оправдала статус главного фаворита Олимпиады и оступилась уже на стадии четвертьфинала?

- Считаю, у женщин шансы на золото были выше, чем у мужчин. Поэтому поражение от Бразилии оставило крайне неприятные ощущения.

- В чем прежде всего наша команда уступила бразильянкам?

- Знаете, специалистов, которые подробно объяснят причины провала, хватит без меня. Уверен, найдутся и "эксперты", которые обратят неудачу в успех. Ну, не повезло, боролись, сделали все, что могли, и все в таком духе. Я же не собираюсь оказывать сборной медвежью услугу. С этой командой мне довелось многое пережить. И хорошего было гораздо больше, чем плохого. Я знаю коллектив изнутри - там очень много умных и справедливых игроков, не нуждающихся в утешениях.

А вот хвалебных эпитетов в адрес сборной Бразилии не разделяю. Я не говорю, что у бразильянок слабая команда. Но по своему потенциалу мы были на голову сильнее. Единственное, в чем соперник нас превзошел, - это желание победить. Однако у Бразилии нет таких нападающих, как Гамова, Соколова или Обмочаева. И с финала последнего чемпионата мира, в котором мы доказали свое превосходство над южноамериканками, они ни в чем не прибавили. Скорее даже наоборот - ослабли. Тем обиднее, что Бразилия, а не Россия в итоге завоевала олимпийское золото.

- Вам не показалось, что игра сборной России в Лондоне строилась слишком прямолинейно, а Екатерина Гамова явно не показала на Олимпиаде всего, на что способна?

- Опять же: не хочу комментировать действия игроков и тренерского штаба. Хотя, конечно, какие-то ошибки имели место. Есть ведь невидимые компоненты, на которые простой обыватель даже внимания не обратит. Но они, как правило, и оказывают решающее влияние на результат. Скажу лишь, что победу в четвертьфинале мы не заслужили. И это не повод паниковать. Наоборот, нужно тщательно проанализировать случившееся, сделать правильные выводы - и двигаться дальше. Ресурсы-то в нашей стране по-прежнему неисчерпаемые. Надо только поднять на новый уровень тренировочный процесс. Не в одном-двух, а во всех клубах суперлиги. Тогда и у сборной все будет в порядке. Даже в случае ухода прежних лидеров.

- Сейчас готовы объяснить, чем был продиктован ваш уход из национальной команды меньше, чем за год до старта Олимпиады-2012?

- Не вижу смысла ворошить прошлое.

- Тогда ответьте на другой вопрос: вы готовы снова возглавить сборную России?

- Если соответствующее предложение поступит - обязательно подумаю. Силы есть. Однако я никогда не ставил личные интересы выше командных. Пойду тренировать сборную только в том случае, если игроки не будут против моей кандидатуры.

Алексей БЕЗЪЯЗЫЧНЫЙ

22
Материалы других СМИ
Some Text
КОММЕНТАРИИ (22)

nefod

Звёздная команда РФ без рулевого-вот основная трагедия женского волейбола на Олимпе2012

18:26 26 августа 2012

tern.see

1.Ответственность за провал несёт федерация - проиграть с таким составом можно, назначив соответствующего тренера. 2.Гилязутдинов показал свой "потенциал" в лиге чемпионов. 3.Панков длительно топчется на месте.

06:59 19 августа 2012

tatjanalovushkina

Конечно полигон,а отсюда и результат.На выборах тренера сборной все отказались кроме Овчинникова потому что понимали:дело придётся иметь с Гамовой и КО.Не захотят Гамова и КО видеть какого то тренера в сборной - его и не будет.Эта ситуация имеет право только когда ты выигрываешь.Катя Гамова в последние годы находится не в лучшей форме,а это половина успеха,других нападающих такого класса нет ни у одной из команд.Соколова меня приятно удивила.Вину за создавшееся положение должна взять федерация волейбола,которая знает положение дел в сборной лучше нас.Как факт могу сказать что волейбол в стране не развивается - отсюда и нет притока молодёжи в сборную.

09:56 18 августа 2012

Сэр Майкл

Да, проиграли один матч. Не вовремя. Если бы в финале, может и не так бы реагировали. НО! По игре в других матчах было видно, что проиграть МОГУТ! Вылетала команда из игры периодически и надолго, чудить начинала. Ну и слабости наши, непоправимые. Гамова, Гончарова или Эстес ПО-ОТДЕЛЬНОСТЬ наблокировали больше, чем все центральные вместе взятые. А сколько они забили? Да практически ничего. Ну и прием. Напряженные игры почти всегда проигрываются на приеме. На матчболах прошло аж 6 раз, невиданно для наших. Но был седьмой. А бразилкам - хоть десятый, не пользуетесь сами шансом, так сами и ошибетесь. И я полностью согласен, тренер не потянул. Растерялся, команда почувствовала. Даже не с бразилками, раньше. Там только все усугубилось.

19:27 16 августа 2012

Alex 17X

если бы Бразилия была бы слаба она бы не выиграла бы Олимпиаду

18:57 16 августа 2012

Уилт Чемберлен

СБОРНАЯ СССР/РОССИИ НА ОЛИМПИАДАХ 1964 2-е 1968 1-е 1972 1-е 1976 2-е 1980 1-е 1988 1-е 1992 2-е 1996 4-е 2000 2-е 2004 2-е 2008 1/4 2012 1/4 ИТОГО: Тенденция Спорта:Чем больше Доминируешь - Тем дольше Спад:)

16:25 16 августа 2012

prof36

была одна из самых сильных сборных последних 12 лет. И лидеров сборных (Гамову, Соколову, Эстес) растил и приводил к первым успехам именно Карполь. Они с ним, тогда еще совсем молодые и неопытные, за медали на ОИ обязательно цеплялись. И понятно, что на закате карьеры этих великих волейболисток надо было поставить вновь под руководство Карполя и в финале мы играли бы уж точно. Насчет победы не уверен, так как у американцев конечно сейчас фантастическая молодая сборная, которая следующий олимпийский цикл будет править на троне

11:20 16 августа 2012

Парень с чёрными крыльями

MVD1969, соглашусь с тобой. Алекно справился с подобной "ямой", перебросив Димку на другую позицию, и это решило исход встречи. Овчинников ничего не нашёл, и не искал, похоже.

04:31 16 августа 2012

Aleks 57 RUS

Многое зависит конечно от тренера и от фарта в конкретный момент.Я до сих пор понять не могу ,как Алекно умудрился выиграть ОИ(честь ему и хвала) с посредственными связками и абсолютно невнятным либеро (в которого согласно установкам подавали соперники во всех играх),повезло, было гениальное нападение и бешеная жажда победы ,а девченок ГТ зажечь не смог,туда ему и дорога.

21:46 15 августа 2012

V_A_N

Повышение самооценки полезно, но в меру. Внушать себе исключительность, списывая неудачи на случайность - на пользу не пойдёт. Посмотрите статистику: как только у лидера эффективность нападения падает, вся команда в нервозной игре начинает "дёргаться" и "буксовать", с огромным трудом выцарапывая очки. В итоге получаем рулетку: покатило - взяли золото, не покатило - пролетели. Поэтому то и обидно, что потенциал у наших девчат есть и еще какой! Осталось лишь стабильно его реализовывать.

20:24 15 августа 2012

RT

Девчонки, не слушайте никого! Вы - лучшие!!! Катя Гамова - самая сильная волейболистка планеты!!! Просто не повезло, бывает... Выше нос!

18:25 15 августа 2012

123rap

Насчет тренера: или "деда" или Николай Васильевич!

15:24 15 августа 2012

V_A_N

То, что Овчинников вряд ли успеет "подковаться" к Лондону, было изначально предсказуемо. Если по уму, то ГТ должен готовить сборную загодя, хотя бы по контракту 2+2. Вариант был пожарным, на авось. А чуда не произошло. Тактическая схема, согласно которой ставка делается на одного нападающего, пусть даже сверх уникального, очень уязвима. Он не робот, и у него может элементарно "не покатить", особенно на протяжении всего сверхнапряжённого матча. Более того, "командный дух" попадает под прямую зависимость от текущего состояния этого нападающего. В игре с бразильянками специалистам было отчётливо видно, что наши девчата угодили в так называемую "психологическую яму", выбраться из которой можно было либо с помощью тренера, либо посредством счастливого случая. Да, не повезло и тем и с другим. Но везёт тем, кто "везёт". На авось ОИ нынче не выигрываются. Решающей может оказаться любая мелочь, которая оказалсь непродуманной заранее.

14:28 15 августа 2012

Artemka_43

MVD1969 - полностью согласен с тобой. Уже не раз писал в комментариях по поводу слабости Овчинникова, и еще раз хочу сказать что защищать этого тренера не надо.

13:44 15 августа 2012

dejura

У меня вообще было ощущение, что Гамовой было как-то до фонаря....отреченно как-то играла. В конце когда были эти матч-болы лупила как-то прямолинейно и несильно.... Хотя может только показалось. Вообще во многих наших игровых сборных как-то не очень ощущается жажда борьбы, азарт.... вот те же турки, итальянцы...видно, что какой-то экшн...а наши какие-то прибитые.... не радости....не разочарования....

12:11 15 августа 2012

MVD1969

Причина поражения одна - тренер. К этому выводу придет любой, кто сравнивал манеру ведения игры Овчинникова и Алекно. Первый катится по колее, практически не делая замен, второй - варьирует состав, делая серьезные перестановки. При этом девушки, манера и схема игры которых давно изучена, в конце концов начинают биться лбом в стену, не думая, как ее обойти, а мужчины, напротив, в любой момент игры способны выйти на качественно иной уровень, ломая соперника, уже готового праздновать победу.

12:01 15 августа 2012

tolik1913

Николай Карполь для этих девочек наверняка стал бы отличным лекарством от звЕздной болезни.....только лишь в одном отдельно взятом матче против бразильянок,..да и вообще по турниру,видимо.....РАЗОЧАРОВАН,ИСКРЕННЕ ЖАЛЬ.....................И СПАСИБО ЗА ПРЕДЫДУЩИЕ ПОБЕДЫ!..

11:06 15 августа 2012

123rap

Нет хорошей связки, нет как следствие первого темпа! Старцева не умеет, не хочет пасовать первым темпом уж не знаю в чем причина? Если уж у СЭ Дани Линс "ниже среднего", то тогда наша связка "ниже полусреднего" А вбивать в пол умеют и Катя и Таня и Наталия, но все дело в "парашютах" которые запускает связка! Насчет либеро тоже, на мой взгляд есть и посильнее в нашем "хозяйстве"!

10:06 15 августа 2012

alex6111

Все беды от того,что нет связующей способной сыграть первым темпом и вообще придумать что-то поинтересней,чем высокие долголетящие передачи на края.Игра с двумя диагональными ни к чему хорошему привести не могла - сколько ни называй Гончарову доигровщицей,все равно ни принять,ни сыграть в защите,ни ударить с неудобного мяча она не может.В сочетании с тренером-манекеном всё это и дало то,что мы имеем - если бы не Бразилия мы бы проиграли кому-нибудь ещё.

09:44 15 августа 2012

utf

Есть конечно много причин поражения сборной.Но посмотрите еще раз повтор игры с бра-ми. Ну ухайдакали Старцеву сбитым приемом!Что помещало выпустить на круг Матиенку, она слабея, спору нет,но Старцева передохнула бы и тогда с ее передач и Гамова и Соколова забивали бы до пола.Тренер должен нучится немедленно реагировать на ситуацию и в этом деле не должно быть неприкасаемых. Короче звать татарина (Гиллязутдинова Ришата) на царство!.

09:39 15 августа 2012

n1oneр

Гамова действительно слабенько сыграла. Соколова - это Хтей в юбке, правда сильно улучшенный вариант. У Гончаровой пока опыта и техники мало. И вообще у нас до пола-то никто не может добить, кроме Гамовой. Правда удары у нее слабенькие и неточные, чистенько их спокойно принимают. Первого темпа вообще нет. Вон как Таиса вбивала нам гвозди. Ну и либеро у нас очень слабенькая. В приеме часто ошибалась. В защите почти ничего не тащила в отличии от бразильянок. В общем бесперспективняк.

08:33 15 августа 2012

Орест

Смените тур оператора, то есть тренера! А для Катеньки Гамовой, медали олимпиады не светят! Ну если только возьмут её в качестве "сувенира", в Рио, как Джибу взяли в Лондон! А в Лондоне, Катя, на каждый матч нужно было выходить как на смертный бой! Тем более с Бразилией! А слезами медали не выпросишь! Считаю "по-делом" женской сборной! Справедливо! Хотя потенциал у женской сборной был. Жаль конечно, но историю уже не переписать!

06:59 15 августа 2012