Газета Спорт-Экспресс № 26 (7265) от 7 февраля 2017 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

7 февраля 2017

7 февраля 2017 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Олимпийская чемпионка-2012 в беге на 400 м с барьерами дала первое интервью после официального заявления о завершении карьерыю

Наталья АНТЮХ: “КОГДА УЗНАЛА, ЧТО К ОЛИМПИАДЕ НАС НЕ ДОПУСТИЛИ, В ОРГАНИЗМЕ СЛОВНО ЧТО ТО ОТКЛЮЧИЛОСЬ…”

Наталья АНТЮХ

Родилась 26 июня 1981 года в Санкт-Петербурге.

Тренер - Екатерина Куликова.

Бронзовый (400 м) и серебряный (эстафета 4х400 м) призер Олимпийских игр-2004 в Афинах.

Олимпийская чемпионка-2012 в беге на 400 м с барьерами.

Двукратная чемпионка мира (2005, 2013) в эстафете 4х400 м. Трехкратная чемпионка Европы (2010, 2011). Двукратная чемпионка мира в помещениях (2003, 2006).

ЗА СТОЛЬКО ЛЕТ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ НЕ УШЛИ

- Несколько дней назад в интервью вы сказали о своем уходе из спорта в удивительном стиле: “Все, хватит с меня”. Вам не кажется, что спортсменка вашего калибра должна объявлять о завершении карьеры как-то более продуманно?

- Так получилось. На самом деле мы планировали провести церемонию моего ухода из спорта во время соревнований “Русская зима”. Но возникли определенные сложности, и мои проводы перенесли. А журналисты тем временем продолжали звонить. В какой-то момент я уже не знала, что отвечать, и сказала как есть.

- Вы толком не выступали начиная с чемпионата мира-2013 в Москве. Решение об уходе из спорта на самом деле было принято уже давно?

- Я бросила тренироваться после летнего чемпионата России. Какое-то время еще размышляла, но где-то с сентября уже точно для себя решила, что закончу.

- Судя по всему, это решение далось вам непросто?

- Конечно. Много лет у меня был четкий ритм жизни, понятные цели, план на месяцы вперед. А тут вдруг этого всего не стало, и появилась необходимость искать себя в чем-то другом. Есть ощущение, что определенная глава моей жизни закончилась, и теперь нужно думать, как и о чем писать следующую.

- Можно сказать, что, если бы не отстранение российских легкоатлетов от международных соревнований и невозможность выступать за границей, вы бы еще побегали?

- Я не могу однозначно так утверждать, но все возможно. Когда летом я приехала на чемпионат России и узнала, что к Олимпиаде нас не допустили, в моем организме словно - раз, и что-то отключилось. Хотя не могу назвать себя нервным человеком. И на протяжении карьеры никогда не испытывала проблем с мотивацией. Видимо, со временем психика стала давать сбои. Я ведь изначально после Лондона осталась в спорте еще на четыре года только с мыслями о Рио.

- Не жалеете об этом четырехлетии? Вы упустили возможность уйти на пике, олимпийской чемпионкой - а в итоге все равно остались без Игр...

- Ни секунды не жалею. Я ведь хотела доказать определенные вещи не кому-то, а самой себе. Мысленно я постоянно ставила себе “плюсики”, даже за тренировки. Это же здорово: столько лет бегала, а физические возможности никуда не ушли.

ПОСЛЕ ИГР-2008 РАБОТАЛА С ПСИХОЛОГОМ

- Почти в 30 лет вы приняли небанальное решение сменить дистанцию - и ушли с гладкого бега на 400 м в барьерный. Именно это помогло сохранить свежесть восприятия?

- Моя карьера получилась словно закольцованной. В детстве я начинала именно с барьеров и ушла на гладкий бег, будучи уже взрослой спортсменкой. Я много лет мечтала попробовать пробежать барьеры уже в сознательном возрасте, и вот это удалось. Кто знает: возможно, мне и не стоило вообще уходить на гладкую 400-метровку... Но в спорте сослагательного наклонения не существует.

- Вы ушли в барьерный бег после того, как на отборочном чемпионате страны-2008 потеряли сознание, не смогли финишировать и в итоге не попали на Игры в Пекин...

- Это был очень сложный для меня момент в жизни. После того падения появился страх, что я вообще никогда больше не финиширую. Что всегда будет что-то случаться и моя карьера закончена. Я работала с психологом, и буквально за несколько встреч от страха удалось избавиться. Больше я к этой мысли ни разу не возвращалась. Зато, в попытке что-то изменить в своей жизни, я именно тогда решила вернуться к барьерному бегу. И угадала.

- Самый яркий момент карьеры - это победа на Олимпиаде в Лондоне?

- По эмоциям бронза в личном виде в Афинах в 2004 этому не уступит. Я приехала на те Игры совсем молодой, 23-летней девушкой. Была безумно счастлива даже просто попаданию в финал. В таком возрасте, да еще на 400 метров - это очень круто. А уж когда медаль выиграла, это было вообще нечто! Даже спустя много лет, пересматривая запись, я вообще не понимаю, как сумела добиться такого результата.

- Что осталось в памяти с Олимпиады в Лондоне?

- Из всего бега я могу вспомнить только финиш. Со старта находилась в состоянии какой-то отключки. И только уже после черты пришла в себя и никак не могла понять: выиграла я или нет. На самом деле это было всего несколько секунд: меня трясло, я смотрела на табло и ждала, чья фамилия там загорится на первой строчке. Но такого адреналина я, наверное, уже никогда не испытаю. Может, неправильно так говорить, жизнь же продолжается, и надо пытаться находить столь же острые эмоции в какой-то другой деятельности, помимо спорта. Но где - пока даже не знаю...

- Чем вы собираетесь заняться после завершения карьеры?

- Сложный для меня вопрос. Три месяца, после того как закончила тренироваться, я вообще не выходила в интернет, ничего не читала и не смотрела про спорт. Общалась с друзьями, занималась семьей, съездила в отпуск. В общем, жила нормальной человеческой жизнью, какой у меня много лет не было. А потом совершенно случайно открыла “Яндекс”, нажала там на что-то, и в меня полетели все новости... Оторваться уже не смогла, к сожалению. Так постепенно стала отходить от домашних дел и появляться на стадионе. Пока я на общественных началах помогаю своему тренеру Екатерине Куликовой. Но не могу сказать, что мечтаю начать работать с каким-то конкретным спортсменом. На данный момент я бы хотела для себя чего-то иного.

- Например, чего?

- Мне интересно заняться проблемами легкой атлетики в родном Санкт-Петербурге. Проблем масса, дети не идут в секции. А если не искать таланты и не пытаться их в дальнейшем мотивировать, откуда брать смену? Есть ощущение, что все вымирает... Не знаю, как и что конкретно сейчас надо делать. Но если очень захотеть, верю, что все можно изменить.

- По результатам перепроверок вы из-за положительной пробы Антонины Кривошапка должны вернуть серебряную медаль Лондона-2012 в эстафете. Ваши подруги по команде уже заявили, что отправлять свои награды обратно в Международный олимпийский комитет не собираются. Какова ваша позиция?

- Если Тоня подала апелляцию, получается, что нам нужно ждать итогового решения. Да и вообще никакого официального уведомления, что надо вернуть медаль, я не получала.

- А если получите?

- Я еще не приняла никакого решения. Дело ведь даже не в самой медали и тем более не в призовых. Дело в том, что мы остаемся без титула призеров Олимпийских игр. Если титул официально заберут, медаль превратится просто в памятную для меня вещь, кусочек металла, не более. И вернуть ее или нет - уже даже не важно...

Наталья МАРЬЯНЧИК