Газета Спорт-Экспресс № 157 (7101) от 19 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

19 июля 2016

19 июля 2016 | Футбол

ФУТБОЛ

Бывший гендиректор “Лиги ТВ” в августе может стать президентом “Локомотива”. Это и многое другое мы обсудили с ним в эксклюзивном интервью.

Илья ГЕРКУС: “Я ОБЩАЛСЯ С РУКОВОДСТВОМ РЖД”

МНЕНИЕ О СМОРОДСКОЙ ПРОТИВОРЕЧИВОЕ

Новые технологии в действии - до вчерашнего дня не имел обратной связи с кем-то из руководителей (в том числе будущих) клубов РФПЛ через Facebook. Во вчерашнем номере “СЭ” я привел ряд мнений о будущем президенте “Локо”, а наутро Геркус написал, что готов дать интервью.

- Что вас так задело в моей публикации?

- Мне кажется, что у читателей могло сложиться следующее впечатление: они видят перед собой человека, имеющего исключительно теоретический опыт, а опыт практический, футбольный у меня неглубокий. Это слышать странно. Понимаю, кто мог обо мне оставить определенные отзывы. Что ж, это взаимно. Будущее нас рассудит. Да и уже рассудило.

- Вы приходите работать в “Локомотив”? Прошли ли собеседование?

- Я общался с руководством РЖД, но комментировать назначение до того, как оно произошло, не считаю правильным. То же самое касается и отставок.

- Вы знакомы с Ольгой Смородской?

- Да, достаточно хорошо. Мы многократно общались на общих собраниях в премьер-лиге.

- Какое у вас сложилось мнение об Ольге Юрьевне?

- Противоречивое. Но я не хотел бы подробно его расписывать. Наши две фамилии упоминаются часто в одном тексте, и не хочется, чтобы сложилось мнение, будто я комментирую то, что связано с Ольгой Юрьевной.

ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ПРИБЫЛЬ, “ЗЕНИТУ” НУЖНА ДРУГАЯ АРЕНА

- Какую должность вы сейчас занимаете? Где находится ваша трудовая книжка?

- В ФК “Зенит”, где я работал директором по стратегическому развитию. Помимо этого есть и второй пост - в РФПЛ являюсь советником президента и возглавляю комитет по стратегии.

- Живете на два города?

- Да, уже пять лет. На выходные стараюсь выбираться в Петербург.

- После инсайдов о приходе в “Локо” в соцсетях появились ваши фото в зенитовской атрибутике. Вас это не смущает?

- А почему должно смущать? Это мои фотографии, я на них хорошо выгляжу, там у меня волосы на голове - прекрасно! Этим снимкам более десяти лет, за “Зенит” я болел с 79-го года, с первого класса. А так, чтобы ходить весь сезон на стадион, с 95-го.

- Этими подробностями хотите показать, что болельщицкий период был до погружения в профессиональный футбол?

- С одной стороны, да. В “Зенит” пришел, потому что был болельщиком. В тот момент многие менеджеры Петербурга по первому свистку побежали бы в любимый клуб. С другой стороны, уже работая там, продолжал ходить на “Петровский”, но с 2012-го года прекратил.

- Что тогда произошло?

- Может быть, молодость прошла. Мои любимые футболисты перешли в другие команды, к новым я не привык. Мне лично игра команды перестала нравиться.

- Какое у вас образование?

- Основное - финансовое, университет экономики и финансов. Есть еще инженерное. Я менял специальность - уже будучи человеком взрослым, поступил в ФИНЭК, на дневной. А до этого заканчивал заочно на инженера.

- Как вы попали в футбол?

- Мой близкий коллега работал в клубе, пригласил меня. Можно говорить о том, что Александр Валерьевич Дюков имел к этому прямое отношение.

- Чем вы занимались в “Зените”?

- У меня было две позиции. Первая, на которую и пришел в 2008-м, - директор по экономике и финансам. Это классический финдир - учет, планирование, бюджетирование, фондирование. Довольно быстро это переросло в стратегическую плоскость, в начале 2009-го Александр Валерьевич и совет директоров поручили перезагрузку коммерческого департамента. Он был создан заново. Благодаря коллегам, которых я рекомендовал и принимал на работу - нынешнего коммерческого директора, его заместителя, - вылилось это в то, что сейчас называется коммерческим департаментом “Зенита”. Та машина по привлечению средств, которую сейчас считают во многом образцовой, создана во многом моими усилиями. Это спонсорское, рекламное направление.

- Вы рассказываете о себе так, что даже странно будет звучать следующий вопрос: что же сделать не удалось?

- В “Зените” уже после того, как развили коммерческое направление и поняли его ограничение, мне поручили стратегию клуба. В ней ключевым элементом стал переезд на новый стадион. И вот это не получилось сделать по объективным причинам - арены-то нет. Потенциал “Петровского” использован на сто процентов, если не больше. Из него выкручивается столько денег, сколько не может никто в России из стадиона. Но он маленький и старенький. Чтобы получить другой масштаб прибыли, нужен другой.

В ПЕТЕРБУРГЕ НА БИЛЕТАХ ЗАРАБАТЫВАЮТ В 5-6 РАЗ БОЛЬШЕ “ЛОКО”

- Вы гордитесь прибылью - могли бы перечислить ряд цифр?

- Если сравнивать с “Локомотивом”, то “Зенит” на билетах зарабатывает в 5-6 раз больше.

- Сколько это в год?

- Если у “Локомотива” это десятки миллионов, то у “Зенита” - сотни. Таков порядок цифр.

- Но посещаемость “Петровского” упала в последние годы.

- Насколько знаю, выручка не уменьшилась. Может быть, люди абонементы покупают, а ходят не на все матчи? Но основная причина - усталость от старого стадиона. Все-таки сфера услуг за эти годы ушла далеко вперед, люди знают, что такое комфорт. Парковать машину где-то во дворах, потом идти километра два до “Петровского”, иногда под дождем, потом под ним же смотреть футбол - приятного мало. Желающих объективно становится меньше.

- Какова коммерческая выручка “Зенита” в сравнении с тем же “Локомотивом”?

- Сотни миллионов рублей. Коль скоро мы говорим о “Локо”, то там коммерческая выручка практически равна нулю. Это уже не разница, а разрыв. Если брать фирменную торговлю, то зенитовская многократно превосходит локомотивскую. Далее - “Зенит” обладает самым большим контрактом с техспонсором.

- Цифры?

- Это выдающийся контракт не только для России, но и по меркам Европы. Вы знаете о том, что у нас, оказывается, не так много клубов, получающих деньги от техспонсора?

- Не так много - это сколько?

- Три. “Зенит”, “Спартак” и ЦСКА. У других иные формы сотрудничества: один-два получают форму бесплатно, остальные за нее платят. Да, им дают скидку, но - платят.

- “Локо” к ним относится?

- Да. У клуба раньше был контракт со спонсором, который платил. Контракт хороший, но по ряду причин производитель продлевать договор отказался. И сейчас за форму “Локомотив” выкладывает деньги, что грустно.

Сергей ЕГОРОВ

Полностью интервью Геркуса - в одном из ближайших номеров “СЭ”.