Газета Спорт-Экспресс № 153 (7097) от 14 июля 2016 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

14 июля 2016

14 июля 2016 | Футбол

ФУТБОЛ

ОСОБОЕ МНЕНИЕ

Наш корреспондент сомневается в том, что натурализация МариуФернандеса - верное решение.

СКОРО ЛИМИТ ПОНАДОБИТСЯ В СБОРНОЙ?

Филипп ПАПЕНКОВ

Мариу Фернандес - крутой правый защитник. В премьер-лиге равных ему нет. Есть, конечно, Игорь Смольников: именно зенитовец идет под первым номером в списке 33 лучших футболистов чемпионата России-2015/16. Но игрой за сборную во Франции он репутацию себе испортил.

Да и вообще Фернандес стабильнее. Приехал четыре года назад и уже три золотых медали имеет. Улыбчивый, позитивный, до мозга костей профессионал. Глубоко религиозный, ни в одном скандале не замешан - шампанское сотнями бутылок в ресторане не заказывал.

Словом, противопоказаний никаких. Хочет быть россиянином - милости просим.

Получив паспорт с двуглавым орлом, бразилец (а он им остается - обе страны признают двойное гражданство) здорово помогает родному уже ЦСКА. Армейцы получают лишнее место для легионера. Лимит у нас до чемпионата мира не отменят. По крайней мере так говорил Виталий Мутко. А срок эксплуатации пары центральных защитников Березуцкий - Игнашевич может окончательно закончиться уже очень скоро. Последнему 14 июля исполняется 37 лет (поздравления от “СЭ”). И российских сменщиков, таких чтобы достойно вступили в наследство, на горизонте все не видать. Васина с Черновым снова отдали в аренду, с прогрессом у них явно не все гладко. Так что покупка центрального защитника-иностранца весьма актуальна.

Допустим, Фернандеса заявят россиянином уже эти летом. Что это даст ЦСКА? С одной стороны, проблема лимита их и так не беспокоит. В оптимальном стартовом составе у них семь россиян: Акинфеев, три защитника, Ионов, Головин, Дзагоев. С другой, Головин после тяжелого с моральной точки зрения Euro может оказаться в откровенно плохой форме. Синдром второго сезона тоже никто не отменял. Когда выйдет на пик прооперированный Дзагоев - вопрос. И вот уже не так очевидно, что делать Слуцкому в случае травмы, например, Ионова…

В общем, с ЦСКА все понятно. Новость для красно-синих исключительно положительная. Но у остальных возникают вопросы…

Во-первых, у других клубов. Фернандес получил паспорт в рекордно короткие сроки: процесс стартовал только в мае. Положенных по закону пяти лет в России защитник еще не прожил. В отличие, например, от Гильерме, который свой документ ждал очень долго и получал его на общих основаниях. У Нойштедтера есть русские корни - тоже придраться сложно.

Армеец обошел всю бюрократическую возню благодаря помощи со стороны РФС. И невольно у некоторых возникает вопрос: а не часть ли это сделки между ЦСКА и футбольным союзом за “аренду” Леонида Слуцкого в сборную?

Впрочем, не будем развивать тему конспирологии. Поверим, что РФС пошел на такой шаг с одной целью: сделать Мариу футболистом сборной России. Но нужен ли он ей? Если судить исключительно по игровым характеристикам - безусловно.

Но вот тут - во-вторых. За четыре года Мариу Фернандес вообще не выучил русский язык! Опять же в отличие от Гильерме (Нойштедтеру и учить было не нужно). И в таком случае хочется уточнить: а что такое сборная? Разве не команда, которая должна быть высшей точкой в футбольной пирамиде страны? Не конечная цель для мальчишек, которые занимаются в детских школах?

Не имею ничего против лично Фернандеса. Дело в прецеденте. Подобные действия стирают грань между клубным и национальным футболом. И вслед за защитником ЦСКА теоретически можно выдать паспорта еще нескольким легионерам. Просто потому, что своим сборным они не нужны (Фернандес хорош, да не настолько, чтобы получить вызов из Бразилии), но при этом сильнее наших - РФС так и объяснит. Только, может, правильнее начать с низов, а не с верхушки? Иначе можно быстро дойти до того, что наемников в сборной наберется полсостава, а то и больше. Хоть лимит вводи.

Впрочем, если перед РФС стоит задача любой ценой не опозориться на домашнем чемпионате мира, то все вопросы отпадают сами собой. Ведь лицами победной Олимпиады в Сочи тоже были Фернандесы, а не Смольниковы.