Газета Спорт-Экспресс № 98 (7042) от 10 мая 2016 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

10 мая 2016

10 мая 2016 | Хроника

ДОПИНГ

На американском канале CBS вышел фильм под названием “Темный секрет России”, главными героями которого снова стали экс-сотрудник РУСАДА Виталий Степанов и его жена, бывшая бегунья сборной России Юлия Степанова (Русанова).

НОВЫЕ ОБВИНЕНИЯ СТЕПАНОВЫХ ПОД УДАРОМ “СОЧИ-2014”

CBS анонсировал фильм с пафосом и размахом. Только у нас, не пропустите - шокирующая правда о том, как четыре российских олимпийских чемпиона Сочи-2014 употребляли запрещенные стероиды. И рассказал об этом не кто-нибудь, а сам экс-директор московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков, “сердце русского допинга”. Учитывая, что после увольнения Родченков действительно эмигрировал в США и, по некоторым данным, может возглавить там лабораторию в Лос-Анджелесе, его откровения действительно представляли интерес.

Степановы после выхода фильма на ARD, который обернулся огромными неприятности для российского спорта, уверяли, что в их распоряжении имеется еще немало компромата. После того как супруги перебрались из Германии в Канаду, они, возможно, сочли возможным обнародовать новую порцию своих “секретных материалов”. Интриговала и фигура автора фильма CBS - обладатель 11 премий “Эмми”, один из самых известных тележурналистов, американец армянского происхождения Армен Кетеян. Эдакий американский Владимир Познер, который мог бы вытащить из Степановых с Родченковым то, что не удалось немецкому коллеге Хайо Зеппельту. Возможно, и мог бы, но не вытащил.

КАК СТЕПАНОВЫ ЧУТЬ НЕ РАЗВЕЛИСЬ

13 минут в воскресный прайм-тайм CBS оказались на редкость унылым зрелищем. Из интересных подробностей мы узнали разве что детали семейной жизни четы Степановых. Оказывается, пока карьера складывалась успешно, Юлия не думала ни о каких разоблачениях и считала “врагом” не тех, кто давал ей допинг, а собственного мужа. Дошло до заявления о разводе, но тут подоспела положительная допинг-проба.

Оказавшись в дисквалификации, Степанова поддалась на убеждения, что терять уже нечего, и встала на сторону Виталия. Что произошло дальше, хорошо известно: съемки скрытой камерой тренеров и подруг по команде, участие в фильмах Зеппельта, эмиграция. В эфире Кетеян смакует список из трех стероидных препаратов, которые употребляла Степанова. И задает вопрос: “Вы не думали, что делаете что-то плохое?”

- Сложно поверить, что делаешь плохое, когда все вокруг говорят, что ты поступаешь правильно и иначе нельзя, - говорит Степанова.

Отличное доказательство системности употребления допинга в России, правда? Виталий Степанов не балует нас новыми фактами. Так, например, в фильме Кетеяна он говорит о случае, когда вице-президент федерации предлагал ему взятку за то, чтобы не брать допинг-пробу у одной из спортсменок. Ровно об этом же Степанов сообщил в интервью автору этих строк еще год назад, только с конкретными фамилиями. Того самого вице-президента Всероссийской федерации легкой атлетики зовут Георгий Нечеухин, и он скончался еще в 2009-м. Неужели за два года Виталий Степанов не вспомнил ни одного нового примера “российского допингового кошмара”, кроме старых обвинений в адрес человека, которого уже давно нет в живых?..

ПОПУЛИЗМ БЕЗ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Самое интересное, чего ждали от фильма CBS, - фамилии тех самых четырех олимпийских чемпионов Сочи-2014, кто употреблял стероиды. Но обвинения так и остались голословными - ни имен, ни видов спорта мы так и не узнали. Более того, вообще никаких деталей и доказательств этого факта в фильме не прозвучало. По словам Виталия Степанова, он записал более 15 часов бесед в скайпе с Григорием Родченковым, где тот делился всей известной ему информацией. При этом Родченков якобы не знал, что его слова записывают. Хотя рассказывать допинговые секреты Степанову и думать, что он сейчас все забудет, примерно как отправиться на встречу с гризли и ждать, что он погладит тебя по головке.

Зачем на самом деле Родченков стал общаться со Степановым - большой вопрос. Ведь регулярные беседы на профессиональные темы общей сложностью более чем на 15 часов - это уже явно работа, а не просто дружеское общение. При этом Григорий Михайлович явно пока не готов примерить на себя роль “борца за правду”. Он отказался от общения с автором фильма Кетеяном, хотя в распоряжении того имелись записи его бесед со Степановым. Так что в фильме в качестве доказательств “российского допинга в Сочи” прозвучали только слова Степанова.

Тот поведал, что якобы каждый шаг в работе антидопинговой лаборатории контролировали агенты ФСБ. Что именно они делали и как умудрялись скрывать положительные пробы в условиях тотального контроля со стороны ВАДА и Международного олимпийского комитета (МОК), осталось загадкой.

УКОРЕНИВШАЯСЯ СИСТЕМА МОШЕННИЧЕСТВА

Но самое удивительное - это вывод, который делается Кетеяном в финале фильма: российские легкоатлеты не должны ехать на Олимпиаду в Рио. Спрашивается, при чем тут зимние результаты Сочи-2014 и летние Игры-2016? Но телезрителей готовят к нужному выводу: сначала исполнительный директор Американского антидопингового агентства Трэвис Тайгерт говорит о том, что употреблять допинг спортсменов принуждали на государственном уровне и в России существует “укоренившаяся система мошенничества”, ответственность за которую несут на уровне кабинета министров. Более прозрачного намека на Виталия Мутко сложно себе представить.

А на закуску ведущая американская бегунья на 800 м Алисия Монтаньо смотрит вместе с Кетеяном олимпийский финал Лондона-2012. В том забеге Монтаньо финишировала пятой, уступив в том числе россиянкам Марии Савиновой и Екатерине Поистоговой. Дальше уже дело техники. Запись скрытой камерой, где Савинова признается Степановой в употреблении допинга. Слезы на глазах Алисии при мысли о том, что она должна была стать как минимум бронзовым призером Игр. И вывод: российской легкой атлетике не место в Рио. Попробуйте на пике сочувствия Монтаньо с этим не согласиться.

В общем-то авторы американского фильма используют дешевые приемы и не заморачиваются поиском конкретных доказательств. Если в фильмах Зеппельта доказательств порой не хватало, то у Кетеяна их нет вообще. Но это не помешало убедительно прозвучать тому, ради чего, очевидно, все и затевалось: русские легкоатлеты не должны ехать в Рио.

Ровно об этом открыто сказал несколько дней назад в интервью “СЭ” экс-президент ВАДА Ричард Паунд. Это не Запад будет доказывать, что Россия виновна, - это мы обязаны предоставить все возможные факты, чтобы заставить их поверить в нашу честность. О “справедливости” такого положения дел можно рассуждать долго, но проще принять его как факт. Если не хотим или не можем - без проблем, как минимум легкоатлеты будут смотреть Игры в Рио по телевизору.

Наталья МАРЬЯНЧИК