Газета Спорт-Экспресс № 90 (7034) от 28 апреля 2016 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

28 апреля 2016

28 апреля 2016 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

100 ДНЕЙ ДО РИО

Всемирный партнер Международного олимпийского комитета компания Procter&Gamble застодней до старта Олимпийских игр в Рио запустила кампанию “Спасибо, мама!”

ОКР ОТБЛАГОДАРИЛ МАМ РОССИЙСКИХ ОЛИМПИЙЦЕВ

В рамках этого проекта болельщики получат возможность познакомиться с мамами российских чемпионов в различных видах спорта, которые как никто могут рассказать об истинной цене побед собственных детей. Проект “Спасибо, мама!” - одна из многих инициатив, которые реализуются при содействии ОКР.

Мамы наших олимпийцев - люди разного возраста, социального статуса, мировоззрений. Чтобы в зале во время торжественного мероприятия их было лучше видно, женщинам раздали красивые цветные платки. Но даже без них маму чемпиона легко отличить по блеску в глазах, как только на экране появляются кадры спортивных побед. Не важно, твой или чужой ребенок сейчас стоит на помосте или садится на велосипед. Но когда знаешь, какой ценой достается даже просто шанс надеть майку национальной сборной, смотреть равнодушно невозможно. Тем более что мероприятие, состоявшееся в ОКР, получилось по-настоящему теплым, почти семейным. К тому же для мам организаторы приготовили немало приятных сюрпризов, добавивших всем прекрасного настроения.

ЭТОТ ПРОЕКТ - СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков шутит: “Давно мне не приходилось сидеть в окружении стольких красивых женщин”.

- Меня ведь тоже в семь лет отвели в спортивные секции: бабушка - на фигурное катание, а дедушка - на шахматы, - вспомнил глава ОКР. - К сожалению, олимпийского чемпиона из меня не получилось, но любовь к спорту осталась на всю жизнь.

- Проекту “Спасибо, мама!” уже четыре года, начинался он на Олимпийских играх-2012 в Лондоне, - напоминает Александр Жуков. - Это замечательная идея, и я считаю, один из самых эффектных и удачных партнерских проектов Олимпийского комитета. Наше взаимодействие с P&G основано на общих социально ориентированных целях и задачах и идеалах олимпийского движения. Без поддержки семьи, и в первую очередь мамы, не бывает никаких достижений. Мама - это человек, который приводит в спортивную секцию, первым поздравляет с победами и утешает после неудач. Так что этот проект воплощает правильный подход к поддержке не только спорта, но и семейных ценностей.

Как говорится, в честной спортивной борьбе места в президиуме заслужили мамы самых титулованных наших олимпийцев. Свои кресла там занимают Анна Мамун - мама многократной чемпионки мира по художественной гимнастике Маргариты Мамун, Елена Войнова - мама трехкратной чемпионки мира по велоспорту на треке Анастасии Войновой, Ирина Ищенко - мама трехкратной олимпийской чемпионки по синхронному плаванию Натальи Ищенко и Татьяна Ратникова - мама лидера сборной России по гребному слалому Павла Эйгеля.

ПО НОЧАМ ПИСАЛА СОЧИНЕНИЯ У ДОЧЕРИ В ТЕТРАДКЕ

Как водится, разговор сразу заходит о самом больном для родителя: как совместить спортивную карьеру с образованием. Для кого-то, например для Анны Мамун, этот вопрос как раз актуален - дочка недавно закончила школу и учится в институте. А вот для ИриныИщенко все уже в прошлом, и она может с гордостью похвастаться:

- Когда Наташа защищала кандидатскую диссертацию, даже коллеги из Санкт-Петербурга сказали, что это суперуровень. Но у нас бабушка профессор, так что в семье иначе нельзя. Мы все хорошо учились. Наташа всегда хотела быть лучшей - и в спорте, и в учебе. А мне порой становилось так ее жалко, что по ночам писала за нее школьные сочинения. Естественно, ее почерком и в ее тетрадке.

Мамы единодушны: их дети хорошо или даже отлично учились класса до восьмого, пока не пришлось делать выбор в пользу профессионального спорта. Причем для многих этот выбор совпал с уходом из родной школы и даже переездом в другой город.

- Рита попала на базу национальной сборной в Новогорск в 14 лет, - вспоминает Анна Мамун. - Пришлось уходить в экстернат, хотя слез поначалу было много. Рита переживала: как так, все ее подружки утром пошли на уроки, а она на тренировку?! Я успокаивала, что можно успеть и спорт, и учебу, а у самой в душе кошки скребли: как тут усидеть на двух стульях... К счастью, потом Рите в экстернате даже понравилось. И ЕГЭ мы сдали совсем неплохо.

- Помню, как провожала дочь в 14 лет из Калининграда в Москву, - говорит Ирина Ищенко. - Наташа домашняя девочка, ходила только по треугольнику: дом - бассейн - школа, а тут вдруг одна едет в большой город... Я успокаивала ее как могла: мол, это так здорово пожить в Москве, ты посмотри, как там, а не понравится - я тут же прилечу и заберу тебя домой. Самым сложным было не заплакать, когда она садилась в самолет...

У серебряного призера Олимпийских игр-88 в Сеуле в академической гребле Ирины Тихановой - интересный опыт, ведь за попадание в олимпийскую сборную боролись две ее дочери-двойняшки - Анастасия и Елизавета Тихановы. На данный момент на путевку в Рио претендует только Настя, которая уже стала чемпионкой Европы в составе восьмерки.

- У Лизы возникли проблемы со здоровьем, но не исключено, что она еще попытается вернуться, - рассказывает Ирина. - Хотя убиваться мы за это не будем: получится - хорошо, нет - так займется чем-то другим. Вообще спорт - это наше семейное дело, мой муж - тоже призер Олимпийских игр Сеула. Господь не обидел нас ростом и силой, у детей хорошие гены - так чего добру пропадать? У меня есть еще младшие дети, и они тоже будут обязательно заниматься спортом!

Еще один важный вопрос для любой мамы - спортивные травмы, без которых, к сожалению, на пути к победам не обходится никто.

- У дочери от ожогов после падения на треке бывало сожжено все тело, - делится Елена Войнова. - Но Настя поплачет и пойдет дальше тренироваться. Она очень сильная у меня.

Мама чемпионки Европы в прыжках с шестом Анжелики Сидоровой пошла дальше - чтобы убедиться в безопасности нового для дочки вида спорта, она собственноручно взяла шест в руки!

- Мы с Анжеликой начинали со спортивной гимнастики, - вспоминает Марина Сидорова. - И когда ей предложили перейти в прыжки с шестом, поначалу вообще не представляли, что это такое. Было страшновато: все-таки шест, высота... Наш тренер Светлана Абрамова попросила меня прийти на первую тренировку вместе с дочкой. А там вручила мне шест и заставила попробовать. Я повисела на нем, посмотрела на все сверху... Если серьезно, я безумно благодарна нашему наставнику за все, что она делает. Нет ничего ценнее для мамы, чем видеть, что тренер относится к твоему ребенку как к собственному.

Ирина Ищенко - одна из немногих из сидящих в зале не только мама, но и бабушка. Ее маленький внук Семен значительную часть своего детства проводит в бассейне - ждет маму с тренировок. Может быть, с Натальей династия спортивных мам в семье Ищенко продолжится?

- После Олимпийских игр в Лондоне у Наташи было огромное желание родить ребенка, - вспоминает Ищенко-старшая. - А когда она исполнила свою мечту, захотела снова вернуться в спорт. Но Семена она безумно любит и никуда от себя не отпускает. Не знаю, может, он тоже в плавание пойдет или в прыжки в воду, как папа...

РАДИ ДОЧЕРИ ПОЛУЧИЛА ОБРАЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГА

Велосипедистка Анастасия Войнова - действующая чемпионка мира и одна из главных медальных надежд российской сборной в Рио. Ее мама Елена для дочери - не только родитель, но и друг, психолог и даже тренер.

- Ваша дочь в одном из интервью заявила, что вы для нее - лучший психолог...

- Дело в том, что я благодаря Насте и для нее даже получила второе образование по специальности психолога. Когда у дочки начались серьезные соревнования, мне порой становилось страшно. Вот она сидит, глаза полны слез, а я не понимаю, что происходит. Я хотела знать, что чувствует мой ребенок, быть для него другом, быть способной направлять и поддерживать. И поэтому пошла учиться на психолога! До сих пор меня порой вызывают в команду как “скорую помощь”. Недавно были они на сборе на Кипре, я поняла, что мой ребенок начинает уставать, загружаться - собралась и приехала, чтобы решить все вопросы.

- Интересно, а как к вашему присутствию на сборах относятся тренеры - ведь вы, получается, напрямую вмешиваетесь в их работу?

- Наставник Насти Владимир Дмитриевич Кирильцев, наоборот, доволен, что я помогаю. Говорит: “Ну что, промыла мама тебе мозги, готова к работе?” Я считаю, психолог в команде необходим, и раз у них нет такого человека, эти функции могу выполнять я.

- Жалости к дочери, когда она стонет от сверхнагрузок, у вас не возникает?

- Я считаю, что нельзя позволять себе давать слабину. Расслабиться можно, но уже потом, когда работа сделана. Но при этом заставлять неправильно, надо объяснить так, чтобы Настя поняла, зачем и что нужно делать. У нас с ней очень близкие отношения, даже больше дружеские, чем как у мамы с дочкой. И мне очень приятно, что моего слова ей бывает достаточно, чтобы переключиться и изменить свое мнение.

- Часто вам приходится работать “скорой помощью” и экстренно срываться к Насте на сборы или соревнования?

- Не очень часто, но в любом случае мы с Настей постоянно на связи. Мне кажется, даже когда родители с детьми постоянно живут вместе, они столько не общаются, сколько мы с дочкой. Вплоть до того, что она может написать и спросить, как приготовить то или иное блюдо.

- В тонкостях велоспорта на треке вы разбираетесь?

- Поначалу, когда дочь рассказывала о соревнованиях, мне казалось, что она говорит на каком-то иностранном языке - столько всяких непонятных терминов! Но постепенно пришлось разобраться. Папы у нас не было, я растила дочь одна, и потому выбора не было: чтобы ее поддерживать в спорте, нужно было понимать. Сидела с картинками, учила, как выглядят, чем отличаются между собой все эти дисциплины. Некоторые я до сих пор не понимаю, но это только темповые виды, где Настя не выступает.

- Вы собираетесь приехать в Рио-де-Жанейро, чтобы там поддерживать дочь?

- Настя сама говорит, когда ей нужно, чтобы я была на соревнованиях, а когда она чувствует, что справится сама. И она очень хочет, чтобы я была с ней в Рио, потому что это первая ее Олимпиада, и она переживает. Пока не знаю, получится ли решить вопрос с моей поездкой, но мы все очень стараемся.

Наталья МАРЬЯНЧИК