Газета Спорт-Экспресс № 79 (7023) от 15 апреля 2016 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

15 апреля 2016

15 апреля 2016 | Хроника

ДОПИНГ

В чем ошибки ВАДА? Кто в нашей стране виноват в случившемся - врачи, спортсмены, чиновники? Какие выводы мы должны сделать из этой допинговой истории? Обозреватель “СЭ” разбирает ситуацию с мельдонием - препаратом, который поставил под вопрос карьеры десятков российских спортсменов.

МЕЛЬДОНИЕВЫЙ КОШМАР

Наталья МАРЬЯНЧИК

В череде мрачных новостей о массовой поимке представителей Восточной Европы на “латышской витаминке” на этой неделе впервые забрезжила надежда. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) рекомендовало не наказывать спортсменов, в пробах которых содержится малая концентрация запрещенного препарата. Скорее всего, это послабление позволит вывести из-под удара большую часть наших “милдронатчиков”, в числе которых есть суперзвезды мирового спорта - Юлия Ефимова, Павел Кулижников и Екатерина Боброва.

Но, несмотря на то что ВАДА пошло на уступки и косвенно вроде бы признало свою неправоту, скандал с милдронатом, который бушует с начала марта, явно не улучшил имидж нашего спорта. Более того, он вскрыл множество проблем в деле медицинского обеспечения и фармакологической поддержки сборных России, а также информационного сопровождения борьбы с допингом в нашей стране. После того как российский спорт пережил шесть недель “милдронатового кошмара”, мы вправе задаться вопросами: “Что это было?” и “Кто виноват?”.

ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ

Прецедентов, подобных нынешнему, история мирового спорта не знала. ВАДА ежегодно запрещало разные препараты, но никогда это не приводило к более чем 170 положительным пробам за три с половиной месяца. На данный момент известно о 29 “жертвах” с российским паспортом - от мегазвезд вроде Шараповой и Кулижникова до твердых середняков. География распространения милдроната также весьма широка: помимо стран бывшего СССР свои пострадавшие есть в Эфиопии, Болгарии, Румынии и Чехии.

И вот ВАДА на этой неделе поставило первые точки над i. Полной реабилитации всех пойманных не будет. Но главное: появилась лазейка, которая может позволить избежать дисквалификации и добиться оправдания. Итак:

- в случае, если концентрация мельдония в пробе менее 1 мг/мл и проба была взята до 1 марта 2016 года - со стороны спортсмена отсутствуют доказательства вины и халатности, и он может быть оправдан;

- в случаях, если концентрация менее 1 мг/мл, а проба была взята после 1 марта либо концентрация во взятой до 1 марта пробе составляет от 1 до 15 мг/мл, необходимо подождать результатов дальнейшего исследования. Тут спортсмен имеет право выбирать:

а) продолжать выступления, но если впоследствии исследование покажет, что он употреблял милдронат после 1 января 2016 года, то все показанные результаты будут аннулированы, а дисквалификация начнется с более поздней даты;

б) сохранить статус временно отстраненного до завершения исследований.

Если раньше мы по милости ВАДА разбирались в тонкостях сердечных восстановителей и пытались понять, почему известный уже полвека милдронат стал считаться допингом, то теперь наши зарубежные друзья предлагают заняться химией. Микро- и нанограммы очень далеки от сознания основной массы болельщиков, спортсменов и функционеров. Но от этих цифр теперь зависит судьба каждого подозреваемого спортсмена.

В ЧЕМ ПРОСЧЕТ ВАДА?

В “милдронатном” скандале изначально все складывалось странно и некрасиво. Все эти заявления от ВАДА: сегодня пойманы 100 спортсменов, завтра 110, а на следующей неделе - 150... Листовки от Международного союза биатлонистов: от соревнований отстранен некий спортсмен, но его фамилии мы не скажем. Мол, болельщики, вычисляйте его сами по стартовым протоколам. В последнем заявлении ВАДА также не содержится ни одной фамилии. Их там быть и не могло - ведь решения по дисквалификациям принимают международные федерации либо национальные антидопинговые агентства. ВАДА не вправе напрямую накладывать санкции и может давать только рекомендации.

Вывод о том, что с милдронатом все непросто, напрашивался. Это поначалу вал положительных проб еще можно было списать на невнимательность спортсменов, которые не знали о запрете и продолжали употреблять препарат после 1 января 2016 года. Но вряд ли разгильдяями оказались полторы сотни человек из разных стран и видов спорта. Значит, милдронат действительно задерживается в организме на длительное время после завершения его приема. И как минимум часть спортсменов, сдавших положительные пробы, ни в чем не виновата.

ВАДА, очевидно, ошиблось, не проведя отдельное исследование по срокам вывода милдроната до того, как его запретили. Но точно по такой же схеме ранее были запрещены десятки других препаратов - и проблем не было. Трех месяцев, с 1 октября (когда был опубликован запрещенный список) до 1 января, вполне хватало для вывода из организма гормонов, стероидов и массы других допингов. А вот милдронату - не хватило.

В ЧЕМ НЕДОРАБОТКА ФМБА?

Тут необходима ремарка: запрет того или иного препарата с 1 января не означает, что его с чистой совестью можно пить вплоть до новогодней ночи. Основанием для дисквалификации служит факт наличия вещества в организме, то есть положительная проба. Есть наглядный пример с вождением автомобиля: не важно, когда именно вы пили, но если тест на алкоголь дал положительный результат, то вы нарушитель и останетесь без прав. Может ли быть оправдан водитель, если он выпил элитный коньяк, который каким-то образом не выветрился за неделю? Ведь вы не обязаны быть химиком или биологом и знать сроки выведения конкретно этого напитка. Так и с милдронатом: если уж точные сроки его вывода до сих пор не могут определить ученые, то как это еще в прошлом году должны были сделать спортсмены?

Интересно другое: когда именно каждый из обладателей положительных проб прекратил принимать милдронат. Теоретически спортсмены обязаны были сделать это уже в начале октября, когда был опубликован новый запрещенный список. Но по данным “СЭ”, милдронат и аналогичные ему препараты выдавались со складов Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) гораздо позднее. Да и сам глава этой организации Владимир Уйба в официальном комментарии признал: ФМБА прекратило выдавать милдронат только 29 октября. Это значит, что наши спортсмены спокойно принимали его и в ноябре - ведь продолжительность курса составляет в районе двух недель.

Почему же препарат, официально признанный допингом, выдавался у нас еще целый месяц после того, как стало известно, что он будет запрещен? И что было бы с российскими атлетами, сделай ВАДА максимальный порог концентрации чуть меньше, чем один микрограмм?..

- В связи с включением мельдония в запрещенный список ВАДА ФМБА России была оперативно проделана большая работа по неприменению препаратов, содержащих мельдоний, - заявил “СЭ” Владимир Уйба. - 6 октября 2015 года на нашем официальном сайте размещена информация о внесенных изменениях в запрещенный список субстанций и методов-2016. В течение октября - декабря 2015 года все врачи сборных команд были оповещены о прекращении использования препаратов, содержащих мельдоний, в связи с включением его в запрещенный список с 1 января 2016 года. Выдача препаратов, содержащих мельдоний, была прекращена со склада ФМБА России 29 октября 2015 года, все имеющиеся остатки кардионата (одно из торговых названий милдроната. - Прим. “СЭ”) заблокированы к выписке и приготовлены к передаче в иные лечебные учреждения.

КТО СПАС РОССИЙСКИХ ЗВЕЗД?

Решение ВАДА ввести максимально допустимую концентрацию вещества в пробах, взятых до 1 марта, - логичный выход из ситуации. Называть его “амнистией” и рассуждать о том, как Россия поставила ВАДА на колени, как минимум не очень умно. Хотя если наши спортивные чиновники в процессе обсуждения с руководством ВАДА отстаивали именно такой вариант, какой был в итоге озвучен, то они действительно проделали неплохую работу.

Как уже писал “СЭ”, нынешние поправки вовсе не означают, что “милдронатный кошмар” позади и все спортсмены теперь будут спасены. Решения по санкциям примут международные федерации по видам спорта, и далеко не факт, что все попавшиеся атлеты будут оправданы. Более того, независимо от того, последуют дисквалификации или нет, Россия уже лишилась как минимум девяти наград с чемпионатов мира и Европы.

ВАДА подтвердило, что сам факт наличия мельдония в организме является нарушением антидопинговых правил, употреблявшие его атлеты имели неспортивное преимущество над соперниками, а значит, результаты не могут быть оставлены в силе. Так, Павел Кулижников должен лишиться двух золотых наград чемпионата мира по конькам в Коломне, Семен Елистратов - трех побед на чемпионате Европы по шорт-треку в Сочи, а фигуристка Екатерина Боброва потеряет бронзовую медаль чемпионата континента в Будапеште. Все это - вне зависимости от исхода дисциплинарных дел и последующих санкций или оправдания этих спортсменов.

Кстати, эта поправка автоматически ограждает ВАДА от судебных исков со стороны “милдронатчиков”. Иначе можно было бы рассуждать так: раз никто ни в чем не виноват, то на каком основании тот же Кулижников пропустил финал Кубка мира, а Елистратов с Бобровой - чемпионаты мира? Кто возместит спортсменам потерянные призовые, да и моральный ущерб? А теперь вопросов нет: результаты на этих турнирах в любом случае были бы аннулированы.

При этом установленный ВАДА максимальный порог концентрации вселяет оптимизм. 1 микрограмм - это довольно много. В него укладываются большинство российских спортсменов, а далеко не все из них благоразумно прекратили принимать милдронат в октябре. Очевидно, что ВАДА оставило широкое окно для тех, кто может избежать наказания. Будь порог концентрации в пробах, взятых до 1 марта, иным, мы бы сейчас были далеки от радости.

- Мы находимся в постоянном контакте с представителями ВАДА - и по вопросу милдроната, и по многим другим темам, - заверила “СЭ” Наталья Желанова, советник министра спорта по вопросам антидопинга. - Но поправки по милдронату были приняты ВАДА на основании промежуточных результатов инициированных ими научных исследований. Это, конечно, не признание ошибки ВАДА или освобождение от ответственности спортсменов, а просто рекомендации антидопинговым организациям, позволяющие вынести санкции с учетом степени вины спортсмена в каждом конкретном случае. В соответствии с этими рекомендациями теперь будут приниматься решения.

БЫЛ ЛИ В ДЕЛЕ О МИЛДРОНАТЕ АНТИРОССИЙСКИЙ ЗАГОВОР?

Милдронат - не допинг и в запрещенный список ВАДА попал по ошибке либо в результате антироссийского заговора (нужное подчеркнуть). Эту мантру у нас повторяли все - от чиновников до людей на улице. В ВАДА наверняка были очень удивлены такой риторике, ведь милдронат прошел тот же путь от разрешенного вещества до допингового, что и десятки других препаратов.

Механизм признания чего-либо допингом очень прост. С января по сентябрь группа экспертов занимается исследованием подготовленного списка препаратов (так называемая программа мониторинга), изучая их эффект и количество потенциальных нарушений. Затем свое мнение также вносят медицинский и научный комитеты ВАДА. В конце сентября список препаратов, которые предлагается отныне считать допинговыми, выносится на голосование исполкома. И на этом, собственно, все. 1 октября новый список запрещенных препаратов публикуется, а с 1 января вступает в силу.

Сам факт включения вещества в программу мониторинга ВАДА еще ни о чем не говорит. Например, кофеин или морфин находились в этой программе семь лет подряд, но до сих пор разрешены. Причем морфин ВАДА убрало из мониторинга только в этом году, а за употреблением кофеина продолжает наблюдать. Поэтому не совсем правильно утверждать, что о милдронате следовало забыть уже с начала 2015-го, когда он появился в мониторинге. С тем же успехом ВАДА могло мониторить его употребление годами. Но в данном случае получилось иначе, и уже спустя год препарат переместился в запрещенный список.

Тут велик соблазн перейти к теме антироссийского заговора и фармакологических войн. Мол, почему вдруг ВАДА взялось за старый добрый латвийский милдронат, а не за его американский аналог l-карнитин, например. Но объяснение на поверхности: ВАДА как минимум целый год, с 2014-го по 2015-й, проводило научное исследование милдроната. Немецкие эксперты сделали вывод, что он может улучшать результат, то есть дает неспортивное преимущество и соответствует определению допинга. Насколько этим выводам можно верить - вопрос открытый, ведь существуют и другие эксперты, которые считают иначе.

Но формально ВАДА сделало все как положено. Именно по такой схеме каждый год запрещают самые разные препараты. В их числе попадались и более безобидные, чем милдронат, - например, популярные в России капли от насморка “Ринофлуимуцил” содержат запрещенный стимулятор туаминогептан и тоже являются допинговым средством. Чем именно могут помочь в плане прироста результатов обыкновенные капли, которые рекламирует Масяня из мультика, - большой вопрос, но возмущения в спортивных кругах этот запрет не вызвал. Действия ВАДА вообще не принято ставить под сомнение: раз запретили - значит, так было нужно.

Возможность воспрепятствовать запрету милдроната у России все же была. В период мониторинга ВАДА предложило выразить свое мнение по поводу этого препарата национальным антидопинговым агентствам и представителям правительств стран-членов. Это рутинная процедура, которую проходят все вещества перед их внесением в запрещенный список. Тем не менее, получи тогда ВАДА аргументированный научный доклад о том, что милдронат - это не допинг, возможно, сейчас все было бы иначе.

Но такого ответа ни из России, ни откуда-то еще не поступило. Откликов было всего два, и ни один из них не был написан РУСАДА или Минспорта. Хотя, зная огромный масштаб распространения милдроната среди наших спортсменов, отечественные чиновники могли бы предположить, что за него как минимум стоит побороться. Тем более что возможности представить экспертов и научные доказательства недопинговой природы милдроната были. Но РУСАДА промолчало. Почему?

- РУСАДА - не та организация, которая имеет необходимые ресурсы, чтобы анализировать механизм действия или эффективность того или иного препарата, - объяснил “СЭ” Рамил Хабриев, глава РУСАДА в 2010-2015 годах. - Получив от ВАДА в 2015-м проект о дополнениях в запрещенный список, мы проинформировали о готовящихся изменениях ФМБА и сами федерации по видам спорта. Если, например, та или иная федерация считала, что милдронат нельзя запрещать, они могли поднять этот вопрос. Но откликов мы не получили, а без запросов со стороны медиков или спортсменов РУСАДА просто не могло инициировать дальнейшее обсуждение.

ЧЕМУ НАУЧИЛА ИСТОРИЯ С МИЛДРОНАТОМ?

В процессе подготовки этого материала мне приходилось задавать неприятные вопросы самым разным людям. Мол, почему не протестовали, не информировали, не отстаивали... Ни один из них не признал и толику своей вины. Ситуация парадоксальная: проблемы допинга вообще и распространения сомнительных препаратов вроде милдроната в российском спорте не увидит только слепой. Но как-то само получается, что в этом никто не виноват.

Три ведомства - Министерство спорта, РУСАДА и ФМБА - делят между собой ответственность за все происходящее в сфере спортивной медицины и антидопинга. На бумаге их полномочия четко разграничены: Минспорта создает законодательную базу, РУСАДА осуществляет контроль, а ФМБА отвечает за работу спортивных врачей и поставки препаратов. На практике взаимодействие между “тремя китами”, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Представители Минспорта, как выяснилось, не отстаивают нужные нам медикаменты в ВАДА, потому что не знают, стоит бороться за тот или иной препарат или нет - ведь все остальные заинтересованные организации внутри страны молчат. ФМБА, которое подчиняется Минздраву, а не Минспорта, не только годами выдает спортсменам милдронат, хотя существуют и гораздо более эффективные современные аналоги, но и продолжает делать это уже после его официального запрета. РУСАДА и вовсе сейчас потеряло аккредитацию и фактически не имеет полномочий.

Получается какой-то тотальный коллапс. И в этом плане уступки ВАДА мало что значат: даже если сейчас всех российских спортсменов, попавшихся на милдронате, оправдают, возникновение нового скандала - дело времени. В ВАДА явно есть желающие воспользоваться нашими слабостями. А мы вместо того, чтобы грамотно противостоять, сами даем в руки наших оппонентов новые козыри.

ЧТО МОЖЕТ СТАТЬ МИЛДРОНАТОМ-2?

Чтобы делать шокирующие заголовки из серии “Вся правда о русском допинге”, совсем не нужно быть Хайо Зеппельтом и использовать сомнительные методы вроде скрытой камеры. Множество любопытной информации находится в открытом доступе. Вот, например, восстановитель под названием “Изофосфин”. Спортивный врач Фарид Хамидуллин в интервью “СЭ” назвал его одним из аналогов милдроната, при этом гораздо более эффективным. Со стороны ВАДА вопросов к нему нет и никогда не было: смесь препаратов, основным действующим веществом которой является креатин, разрешена для использования как в соревновательный, так и во внесоревновательный период.

Изофосфин стоит дорого - цена одной ампулы составляет в районе трех-четырех тысяч рублей. А ведь чтобы пройти курс, таких ампул нужно много. Но у спортсменов уровня сборной проблем с этим нет: изофосфин выдается бесплатно врачом команды, который предварительно заказывает препарат на складе ФМБА.

- Обычно бывает так: в один из первых дней сбора тебя приглашает доктор и под роспись выдает набор препаратов, - рассказал “СЭ” один из лидеров сборной России, пожелавший остаться неизвестным. - Там содержатся спортивное питание, а также стандартные препараты: рибоксин, неотон, изофосфин, раньше был милдронат. Ты расписываешься за все, а дальше уже решаешь сам: совершенно не факт, что если ты все взял, то и все это принял.

В этой схеме есть одно большое “но”: изофосфин выпускается в форме ампул с раствором для инъекций. А согласно кодексу ВАДА, любые внутривенные инфузии объемом более 50 мл запрещены. Точнее, чтобы их производить, необходимо пройти процедуру оформления специального терапевтического исключения по показаниям здоровья.

Верю, что каждый из российских атлетов, употреблявших изофосфин, до того озаботился оформлением этого исключения через РУСАДА. И никто из сотен спортсменов, сидящих сейчас на централизованных сборах, не использует запрещенные ВАДА методы вроде капельницы в надежде “проскочить”. Ну, должна же история с милдронатом хоть чему-то нас научить.