Газета Спорт-Экспресс № 46 (6990) от 5 марта 2016 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

5 марта 2016

5 марта 2016 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 19-й тур. Завтра ЦСКА - “СПАРТАК”

Обозреватель “СЭ” побывал в уникальном музее “Спартака” на “Открытие Арене”, который, по всей видимости, откроется в конце мартаю

СПАРТАКОВСКИЙ “ЭРМИТАЖ”

Игорь РАБИНЕР

из Тушина

Конкретный день еще не объявлен. Но всем болельщикам “Спартака” следует готовиться - и находиться на низком старте, потому что этот почти двухлетний забег вышел на финишную прямую.

В пятницу утром мне посчастливилось увидеть уже почти готовый музей “Спартака”. И разрешите вам доложить: это будет бомба. Не российского - мирового масштаба. Если мы пока не научились (и не факт, что научимся) на таком уровне играть в футбол, то делать такие музеи, что способны влюбить в команду даже равнодушного к ней прежде человека - выучились, как я убедился, блестяще.

Моя жена, исходившая вдоль и поперек все европейские картинные галереи, пришла к выводу, что ничего круче “Эрмитажа” в мире нет. Так вот, музей “Спартака” на “Открытие Арене” станет футбольным “Эрмитажем”. Лишь мимолетно, без особо долгих остановок, пробежавшись по музею в почти 500 квадратных метров, я на два часа потерял счет времени. И, подозреваю, буду делать это еще не раз - там и на пять, и на десять раз по два часа хватит.

Мне доводилось бывать в клубных музеях по всему миру - от “Манчестер Юнайтед” до “Фламенго”, от мадридского “Реала” до “Ривер Плейта”. Многие из них прекрасны. Но такого невероятного и гармоничного переплетения истории и современности, фантастических артефактов и новейших технологий не видел нигде.

Очень важно то, что спартаковский музей - не копия какого-то зарубежного шедевра. Изучили в “Спартаке” весь возможный международный опыт - но пришли в итоге к чему-то абсолютно своему. И это правильно, потому что нет в мире двух клубов с похожей историей и сердцем.

Хотите увидеть в исполнении главного технаря 50-х Сергея Сальникова “финт Зидана” за 16 лет до рождения самого Зидана? Будьте любезны, как выразился бы великий спартаковец Владимир Маслаченко.

Желаете полюбоваться бутсой Алексея Парамонова с грязью олимпийского Мельбурна-1956 на шипах или обувью, в которой Валерий Шмаров забил знаменитый золотой гол со штрафного киевскому “Динамо” в 89-м? Легко.

Интересно поглазеть на очки с надтреснутыми стеклами, в которых ходил в последние годы жизни Николай Старостин, и на его партбилет? Для этого нужно лишь перешагнуть порог музея и под пристальным взором основателя “Спартака” со стены окунуться в “уголок братьев Старостиных”. Там же - письма братьев из лагерей и слова Андрея убористым почерком: “Скорее добивайте фашистскую гадину. Эх, мне бы повоевать...”

Настолько любознательны, чтобы почитать тренерский дневник Никиты Симоняна во время чемпионского сезона-62 (в частности, скромно упоминается встреча с Юрием Гагариным) и обширную анкету Николая Старостина в возрасте 82 лет во время переаттестации в ВШТ? Для этого даже не нужно ломать глаза: вот она вживую, а вот “залита” в компьютер, и каждую страничку вы можете прокрутить на мониторе. И узнаете, что важнейшее качество, которое патриарх отводил тренеру, - это “не торжествовать при победах и не падать духом при поражениях”.

Почти все старинное видео о “Спартаке”, которое можно было найти в России, да и не только, - к вашим услугам. Спасибо архиву кино- и фотодокументов в Красногорске, к которому “Спартак” официально обратился - и там пошли навстречу. А уж в том, что директор музея Алексей Матвеев, кандидат исторических наук и историк-архивист по образованию, ставший потом на много лет журналистом “СЭ”, во всей этой пучине материалов разберется, не было ни малейших сомнений.

Вот Николай Петрович замыкает дальнюю штангу в матче сборных Москвы и Ленинграда - это единственный гол основателя клуба, запечатленный на видео. Вот “Спартак” проводит знаменитый матч на Красной площади, а вот рубится с басками. Вот прилетает в мае 43-го в разрушенный Сталинград, чтобы поднять дух горожан, и проводит матч, на который пришло 10 тысяч жителей героического города. Вот вообще невероятная вещь - трофейная цветная (!) пленка 1951 года, на которой красно-белые играют финал Кубка СССР с красно-синими. Хотя что это я такое говорю? “Спартак” там - в темно-синей форме, а ЦДСА - в красной. А боковой судья запросто заходит в пределы поля и по нему барражирует с “шахматным” черно-белым флажком. Диво дивное!

Каждый исторический отрезок сопровождается комментарием диктора а-ля Левитан. В конкурсе на эту роль участвовало 18 человек. Многие не поняли, куда попали, и вещали интонациями рекламных агентов XXI века. Выбрали того, кому лучше всего удалось передать дух эпохи. В музее есть не только десятки видеотумб, посвященных эпохам и людям, но и кинозал. И нарезки лучших голов, передач, финтов, курьезов...

605 футболистов с 1936 года провели хотя бы один официальный матч за “Спартак”. И в зоне “Игроки” вы найдете что-то ценное об абсолютно каждом из них. Фото, видео, статистику. Все эпизоды нарезались вручную. Я решил поэкспериментировать - и найти, например, Олега Имрекова и Азамата Абдураимова, сыгравших считаные встречи за “Спартак” в конце 80-х. Есть! А Всеволод Бобров, который после разгона ЦДКА провел четыре матча за красно-белых и забил три мяча, представлен аж в видеоверсии, и именно спартаковского отрезочка!

Самого разнообразного интерактива - море. Хотите собрать на экране символическую сборную “Спартака” всех времен? Желаете проголосовать за самый красивый гол? Для этого достаточно нажать на кнопку-другую.

А вот футболки. 14-летнего Федора Черенкова, например. Синяя с матча Лиги чемпионов в Монако - от Дмитрия Ананко. Красно-черная, в которой Александр Ширко стал покорителем “Аякса”. Брошенная Андреем Тихоновым на трибуну после золотого матча 1999 года...

Со всеми этими бесценными вещами помогали и ветераны (брат Игоря Нетто, например, подарил музею золотые медали Мельбурна-56 и Кубка Европы-60), и болельщики. Абсолютно все делалось на безвозмездной основе: музей ничего не покупал - ему только дарили. Это была фантастическая коллективная работа сотен людей, и нет слов благодарности, которых директор Матвеев не произнес в адрес абсолютно всех, кто приложил к этому руку.

Сколько Леонид Федун потратил на этот музей денег, мне называть не стали. Ясно, что очень много. И вдвойне ясно, что это наряду с самим стадионом - самая правильная трата, которую владелец “Спартака” предпринял за все годы во главе клуба.

И когда-нибудь “Спартаку” это обязательно воздастся. Недаром в зонах “Титулы”, “Золотые капитаны”, “Золотые тренеры” бросается в глаза еще не заполненное пространство...