Газета Спорт-Экспресс № 293 (6944) от 28 декабря 2015 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

28 декабря 2015

28 декабря 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

Окончание. Начало - стр. 6

НЕ НАДО ОТУЧАТЬ ЕГО КАЧАТЬСЯ НА СКАМЕЙКЕ!

- Вы никогда не пытались отучить Слуцкого качаться на скамейке? Сделать более бесстрастным, чтобы внешнее волнение не воздействовало на игроков?

- Нет. Во-первых, они к этому привыкли. Во-вторых, если это его как-то успокаивает, снимает внутреннее напряжение, то только к лучшему. Если бы он не качался, у него поднималось бы давление, какие-то другие негативные реакции были бы - гастриты, язвы, аллергии. Пускай лучше качается человек - это способ снятия стресса, не более того.

- А сам он не просил, чтобы вы как-то с ним в этом направлении поработали?

- Нет. Человек уверен в себе настолько, что внешний имидж не играет для него в данном случае никакой роли.

- Не стоит бояться того, что после конфетно-букетного периода игроки к нему привыкнут и атмосфера осени 2015 года сойдет на нет?

- Нет. Потому что все уже пройдено на примере ЦСКА. Там поначалу были сложные взаимоотношения, потому что люди не понимали, почему кого-то он ставит с первых минут, кого-то нет. А со временем сложились четкие правила и нормы. Если человек в них вписывается, то нормально себя чувствует. Если же не вписывается, не помогают даже великолепные отношения.

Вообще, личные симпатии и антипатии очень легко уходят для него на второй план, если это нужно для дела. Пример - Мамаев. Да и с Кузьминым во времена “Москвы” у них не все было гладко. Что Слуцкому точно не свойственно, так это злопамятность.

- А излишняя осторожность ему по показателям тестов не свойственна? В этом его нередко упрекают те, кто, например, хочет видеть на поле больше молодежи.

- Абсолютно не свойственна.

- Когда-то Анатолий Тарасов учил Олега Романцева, что тренер должен уметь “резать мясо”. Насколько это качество есть у Слуцкого?

- Для него оно совершенно органично. Но тут главное другое - игроки понимают, что без этого нельзя обойтись. Слуцкий умеет так все подвести, что команда уже не удивляется и даже ждет, когда это произойдет. И человек отваливается как бы сам по себе, не вопреки мнению коллектива. Причем многие из этих людей уходят нормально, без обид. А потом на каком-то этапе вновь спокойно начинают с ним работать. Пример - Мамаев.

УВЕРЕН: ОН УЖЕ СМОДЕЛИРОВАЛ ДЛЯ СЕБЯ ВСЕ ВАРИАНТЫ

- Есть ли у вас уверенность, что Виталий Мутко в сборной станет для Слуцкого такой же каменной стеной, как Гинер в ЦСКА? Не может ли он оказаться после Euro у разбитого корыта?

- Уверен в одном - Слуцкий все прекрасно понимает и смоделировал для себя все варианты развития ситуации. Поэтому, что бы ему ни сказал Мутко, он ко всему готов и все для себя внутренне проработал. Вряд ли его что-то может выбить из колеи.

- Известно, что Слуцкий тяжело пережил оскорбление со стороны Алана Дзагоева во время финала Кубка России с “Аланией”. Но футболист извинился, тренер простил его, и теперь Дзагоев говорит о нем с большим уважением.

- Тот эпизод показал остальным игрокам психологическую устойчивость Слуцкого. Тренер не стал разводить мелочные интриги, впадать в истерику. Это свидетельствует о силе человека. Кто-то может стереотипно решить, что и другие после такого могут ощутить безнаказанность. Наоборот!

- То есть если бы Слуцкий тогда настоял на продаже Дзагоева, невзирая на все его извинения, это стало бы для него минусом в глазах команды?

- Однозначно. Это превратилось бы в какие-то женские разборки на коммунальной кухне. А так - бывает же, что ребенок папе какую-то глупость скажет. Не выгонять же его после этого из дома.

- У игроков сборной очень разные характеры. Слуцкому со всеми ними одинаково легко было найти общий язык?

- Что мне в нем очень импонирует - когда мы с ним работали, он очень интересовался методиками этой самой диагностики. “Покажи, как это в принципе делается”. Какие-то основные моменты он усвоил очень четко и пытается психотип каждого человека сам определить. Спрашивает по тестам, что получилось, но перед этим высказывает свое предположение. И почти на сто процентов попадает. В работе с ним только начинаешь о чем-то говорить - тут же подхватывает.

К каждому человеку ключик найти не так сложно, если в курсе его сильных и слабых сторон, если немножко знаешь про его жизнь. У Слуцкого есть интересный момент - он со всеми футболистами в начале работы, как правило, проводит личную беседу и сам потом ставит психологический диагноз. И с каждым общается на его волне. Действительно использует все научные методы. Человек очень умный, кандидат наук. И все эти методы ловит буквально с полуслова. Иной раз работаешь даже с психологами, разжевываешь им - они не понимают. А тут - на лету.

К каждой такой встрече с игроком он тщательно готовится. Изучает не только то, где футболист играл и чего добился, но и в какой семье вырос, как воспитывался, где учился. Когда начинает с человеком общаться, это того невольно располагает. Игрок видит, что тренер интересуется им как личностью.

- Сергей Игнашевич в этом году установил рекорд по числу сыгранных матчей за сборную. Роль Слуцкого в этом, на ваш взгляд, велика?

- Полагаю, да. Тренер обеспечил футболисту все те вещи, в которых у того есть психологическая потребность. Предрасположенность к игровому долголетию у Игнашевича есть, но она могла воплотиться далеко не при каждом специалисте. Слуцкий создал для этого нишу.

Я САМ ПРЕДЛОЖИЛ СВОИ УСЛУГИ В СБОРНОЙ

- Как вы оказались в сборной?

- Когда Слуцкого назначили, я сам ему позвонил и предложил свои услуги. И был услышан.

- Какой круг обязанностей Слуцкий определил вам в сборной?

- В “Москве” я изначально должен был заниматься только с ним самим. В “Крыльях” надо было дать оценку каждому футболисту, определить подходы к нему на длительный период.

В сборной мне поставили другую задачу. Во-первых, нужно было дать характеристику только по тем игрокам, кого Слуцкий не знает. И дать рекомендации по краткосрочной перспективе работы с ними на эти пару месяцев. Он хотел понять, как человека можно максимально использовать в эти два месяца. Слуцкий любит играть на сильных сторонах, и нужно было у каждого с точки зрения психологии определить эти сильные стороны.

- Слуцкому всегда помогают люди, которые многого добились как футболисты. В ЦСКА - Виктор Онопко и Сергей Овчинников, в сборной - Сергей Семак и тот же Овчинников. Тоже психологическая черта?

- Безусловно. Привлекая таких людей, он не боится на их фоне выглядеть непрофессионально. Говоря о том же отсутствии рефлексии - если бы у него была высокая степень тревоги, то он, наоборот, привлекал бы людей малопрофессиональных, чтобы на их фоне выглядеть супергероем. А здесь этого нет, потому что он не боится конкуренции.

Нередко доводится слышать: да он никогда не играл, что может понимать?! Но это говорят люди, которые вытеснены с профессионального поля и никогда со Слуцким не работали. А вот те, кто с ним сотрудничал, говорят совершенно обратное - что это суперпрофессионал.

- Можно ли сказать, что четыре этих выигранных отборочных матча - традиционный эффект смены злого следователя на доброго?

- В какой-то мере да. Но и ребятам самим хотелось доказать, что они чего-то стоят. Когда я в начале сентября их смотрел, они все были на эмоциональном подъеме. Но что касается самого Euro, все начнет проявляться в дальнейшей подготовке. От Слуцкого теперь потребуется более долгосрочное стимулирование. Там и проявится, сможет ли он так же их поднять по второму кругу, как прошлой осенью.

- Может, с вашей помощью?

- Не знаю, пригласят ли. Пока разговоров на эту тему не было.

“ГЕН СПОНТАННОСТИ”: У ДЗЮБЫ ЕСТЬ, СБОРНОЙ НЕ ХВАТАЕТ

- Бросилось вам что-то в глаза после тестирования футболистов сборной?

- Есть такое понятие - напряжение физиологических механизмов адаптации, которое определяет, насколько состояние организма соответствует требованиям среды. Чем выше напряжение, тем больше требуется психофизиологических резервов для решения тех или иных задач. Удивило, что у значительной части игроков оно было очень высоким. Чтобы соответствовать предъявляемым игровым требованиям, им необходимо было больше усилий, чем в обычном состоянии нормальной адаптации.

Это предпосылка к тому, что человек на уровне подсознания стремится сохранить то, что есть, а не добиться чего-то нового, и она является причиной снижения психофизиологической активности. И игроков с такой же степенью внутренней активности, как у Дзюбы, сегодня в сборной достаточно мало. Он хочет большего, бежит вперед при любых привходящих. И это касается не только работы, но и жизни. Когда человек уже всем доволен, он старается себя оберегать, и это нормально.

Но в контактных видах спорта человек не должен себя беречь, во время игры ему требуется забыть про себя и свое здоровье. Ему важно забить гол, он летит, ничего не видит и не слышит. При обследовании же обратило на себя внимание, что многие ребята себя берегут.

Недавно финские ученые обнаружили ген, который влияет на состояние импульсивности, спонтанности и обусловливает, например, хулиганские выходки в состоянии алкогольного опьянения. Но тот же самый ген спонтанности обеспечивает сверхактивность. Люди с этим геном рвутся к победе.

- Дзюба - это ген спонтанности?

- Судя по всему, да. А вот сборной в целом этого самого гена спонтанности не хватает.

За счет одного мастерства добиться успеха в спорте высших достижений сложно. По нему нас переигрывают, а мы можем подняться за счет импульсивности, спонтанности, риска. Не жалеть самих себя. А в сборной некоторые ребята, условно говоря, себя жалеют. Да, на словах говорят о готовности пойти на риск, но у многих порог этого риска очень четкий: до какого-то предела я готов жертвовать собой, после - нет. Если понимают, что цена вопроса - возможный конец карьеры, запредельного ничего не сделают. Сегодня преобладает рационализм.

- Меня поразила такая фраза Слуцкого: “Сборная гораздо больше дает мне, чем я - ей”. По-вашему, в этом есть какое-то кокетство или он искренне так думает?

- Думаю, искренне. Он не то что всю жизнь к этому шел, а когда-то даже мечтать об этом не мог. Когда его назначили, он действительно был на большом эмоциональном подъеме. Потому что очень этого хотел.

- Необходимо ли ему после чемпионата Европы уйти от совмещения?

- Слуцкий - такой человек, который должен быть каждый день задействован в какой-то живой деятельности. Той, что была бы подкреплена эмоционально. Работа в клубе дает такую подпитку и подтверждает правильность его действий. А ему это очень надо. Это энергия, которая его подпитывает. Считаю, что для него совмещение только в плюс.

- Он способен переутомиться? Порог усталости из-за совмещения может зайти за грань?

- Таких опасений у меня нет, поскольку для него работа - самое важное в жизни.

- Каков, по-вашему, потолок возможностей Слуцкого? Чего он может достичь и по-прежнему ли по отношению к жизни является тем самым человеком, который получил золотую медаль в школе и красный диплом в институте?

- В этом плане в нем ничего не изменилось. Как был отличником-знайкой, который хочет учиться и узнавать еще и еще, таким и остается. И потолка я не вижу. Что бог даст, от того не откажется.

- Блокировки, вот на это, мол, я не способен, у него нет?

- И близко нет. Самооценка у него нормальная. Ни переоценки, ни недооценки. Не удивлюсь, если однажды и вправду возглавит тот же “Челси”. Благо английским занимается давно и, оказавшись в языковой среде, благодаря своему интеллекту заговорит за месяц-два. И все докажет в Англии так же, как в России ему приходилось доказывать с нуля на всех уровнях.

Игорь РАБИНЕР