Газета Спорт-Экспресс № 209 (6860) от 19 сентября 2015 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

19 сентября 2015

19 сентября 2015 | Синхронное плавание

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

Дмитрий ТАРАСОВ: “БЕГАТЬ МАРАФОН СТАЛО МОДНО”

20 сентября в столице пройдет грандиозный спортивный праздник - Московский марафон. Желание участвовать подтвердили 20 тысяч человек - регистрация закончена в августе. Накануне директор Московского марафона рассказал “СЭ” об истории проекта, нынешнем забеге и планах на будущее.

- В спортивной сфере я уже 19 лет, - сказал Тарасов. - Раньше не рассматривал бег как отдельную профессиональную деятельность - работал в футболе и других видах спорта высших достижений, занимался социальными проектами. А в 2009-м родилась идея заняться организацией беговых мероприятий. Познакомился с маркетинговым директором одной из спортивных компаний, и вместе мы начали развивать движение и открывать клубы. Два года работы показали, что аудитория быстро растет. И люди хотели чего-то большего, чем забеги на 5 - 10 километров. Появились новые задачи.

В России было лишь два нужных нам мероприятия серьезного уровня. В 2012-м, познакомившись с дирекцией одного из них - марафона “Лужники”, мы совместно провели забег. Главной задачей тогда было понять требования и получить обратную связь от людей. Собрали рекордное количество участников - 1000 человек. После прежних 300.

А потом поняли: пробные шажки привели к результату, но нужно пересмотреть систему, перенести марафон с мая на сентябрь. А перед ним ввести серию подготовительных дистанций (сегодня это Красочный, Музыкальный, Ночной и прочие забеги), которые позволят людям плавно подготовиться к главному событию спортивного сезона. И в 2013-м наш Московский марафон состоялся впервые.

Рады, что работа не прошла даром. Люди подключают друзей, вовсю работает эффект сарафанного радио. Бегать марафоны становится модно. То есть речь идет даже не о здоровом образе жизни, а именно о тенденции.

- При развитии ориентируетесь на известные зарубежные проекты?

- Марафонов с Золотым лейблом всего шесть - Бостонский, Нью-Йоркский, Чикагский, Лондонский, Токийский и Берлинский. Все они для нас примеры, у каждого большая история. Мы же генерируем свою. Наша философия - создание узнаваемого на весь мир бренда. Долго вынашивали идею о том, как он будет выглядеть у Московского марафона, считали это очень важным и получившимся логотипом гордимся. На нем два тега: один обозначает старт, другой - финиш. Сплетаясь вместе, они образуют сердце. Это наше отношение к городу, в котором мы бежим.

- Судя по цифрам, растете чрезвычайно быстро.

- Ажиотаж огромный - в ближайших забегах примут участие 20 тысяч человек! Самому старшему - 80 лет. Даже жаль, что мы не до конца оказались готовы к такому повороту. Ведь у каждого роста есть определенные пределы. В прошлом сентябре людей пришло в два раза меньше, в самый первый год - 5 тысяч. Все газеты пестрят информацией, что в России беговая аудитория растет на 300 процентов - ни в одной стране такого нет. Каждый год пробуем себя на прочность, набираемся опыта. Придет в следующий раз 40 тысяч - постараемся уже быть готовыми. Это как в семье: где трое детей - там и пятеро.

Мы, конечно, очень рады, что количество желающих даже превышает пока наши возможности. Принять больше людей не могли, ведь в “Лужниках” проходит масштабная стройка - все готовятся к ЧМ-2018. Так что в организации возникли некие сложности. К сожалению, не будет широких площадей, какие бывают там обычно. Руководство “Лужников” нам очень помогает, тоже переживает. И все, что могли, мы совместно сделали - подровняли и заасфальтировали определенные места. Верю, что наша команда справится, и мероприятие пройдет на высоком уровне.

- А какие еще сложности помимо стройки?

- Нехватка волонтеров. Специальный центр в России есть, но людей все равно катастрофически мало. В этот раз мы их собрали около тысячи. Безмерно благодарны откликнувшимся, но для сравнения - на Берлинском марафоне волонтеров 15 тысяч при 45 тысячах участников.

- Люди в основном приходят, чтобы действительно пробежать всю марафонскую дистанцию?

- Тем и хорош наш марафон, что помимо основной дистанции в 42,195 километра есть забег-спутник на 10 километров. Пока в отличие от Европы или Америки большинство людей предпочитает именно его. Но верим, что года через три-четыре у нас будет только одна дистанция - главная. И пробежать ее придут как минимум 30 - 40 тысяч.

- Маршрут по сравнению с прошлым разом не изменился?

- Бежим по самому центру Москвы, по главным магистралям через все основные достопримечательности. Кремль огибаем с двух сторон. Живописнейший вид, который с гордостью можно показывать и иностранцам, и россиянам. Мы очень гордимся маршрутом.

- Власти легко идут на ограничение автомобильного движения?

- Так и хочется благодарить! Когда мы начинали, было сложно доказать, что марафон со временем вырастет. Ведь что такое 2000 человек, бегущих по улицам? Маленький ручеек, особенно на последних километрах. А ради этого почти полностью перекрывается центр города. Но власти не испугались, поверили в нас и снова пошли навстречу. Мы не подвели - людей приходит все больше, результат очевиден. Нам повезло с городом. С заместителем мэра Александром Горбенко, руководством “Лужников”, департаментом физической культуры и спорта Москвы, департаментом транспорта, ГУВД, ГИБДД, ФСО, ФСБ, ЖКХ… Они очень помогают, за что огромное спасибо.

- Что получают участники?

- Как я уже сказал, мы много внимания уделяем визуализации бренда. И в этот раз разработали уникальные медали - таких в России пока не было. Невероятно красивые, мы ими очень довольны. Каждый получит медаль при финише, а победители - еще денежный приз и подарки от спонсоров.

- Знаменитый в прошлом футболист сборной России Алексей Смертин стал одним из первых ваших послов?

- Да. Его история показательна - как же бег может затягивать! Леша - наш очень хороший друг, уважаемый человек и блестящий спортсмен. Думаю, если сейчас выйдет в составе “Динамо”, даст фору многим. В первый год марафона мы убедили его стать нашим послом. Помню картину: Леша пришел, выдали экипировку, а он смотрит на лосины, натягивает их и удивленно спрашивает: “Боже мой, как же я побегу?” Ведь в футболе все скрыто под формой. Но он настолько втянулся, что уже ездил на марафон в Чикаго, теперь собирается в Берлин. Каждое утро рано встает и отправляется на пробежку. А ведь все началось именно с нас. Вспомнит, наверное, Леша историю, как он боялся надеть лосины, и улыбнется. Зато сейчас взгляните - просто красавчик!

- Планы по дальнейшему развитию расписаны уже на долгие годы?

- Мы очень хотим, чтобы наш марафон стал похож на крупнейшие международные. В этом году впервые устраиваем заезд хендбайкеров, планируем развивать направление и в дальнейшем. Хотели организовать детский забег, но не получилось из-за стройки в “Лужниках”. Целесообразнее сделать это в следующем году. Движемся к тому, чтобы в скором времени получить бронзовый лейбл IAAF, который даст определенный статус и позволит приглашать спортсменов из элиты.

Если же говорить глобально, то хотим со временем вырасти в международный марафон элитного уровня, собрать 40 тысяч человек на дистанцию 42,195 км и получить золотой лейбл. Стать знаковым местом для иностранцев и россиян, которые пока предпочитают ездить за границу. Ну и, конечно же, развить волонтерское движение и сделать так, чтобы овации, поддержка и восторг болельщиков сопровождали марафонцев вдоль всей дистанции.

Михаил ГОНЧАРОВ