Газета Спорт-Экспресс от 25 мая 2015 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

25 мая 2015

25 мая 2015 | Футбол - Зарубежные

ФУТБОЛ

EUROТУР

Представляем главные события международного футбола .

"Ювентус" в последнем домашнем матче победил "Наполи" (3:1). Обозреватель "СЭ" побывал на этой встрече, увидел награждение "Старой синьоры" золотыми медалями чемпионов Италии и ощутил атмосферу стадиона туринцев.

"ЮВЕНТУС" ВДОХНОВЕННАЯ ПРЕЛЮДИЯ К БЕРЛИНУ

ТРИУМФ

Игорь РАБИНЕР

из Турина

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

...Шла 40-я минута матча "Ювентус" - "Наполи". На протяжении всей игры я удивлялся отсутствию баннеров, по части которых итальянским фанатам обычно нет равных. И тут на какое-то мгновение наступила тишина - и по Курве Суд, Южной трибуне "Ювентус Стэдиум", вдруг начало расползаться громадное черное полотнище с надписью: "39. Уважение". А выше было написано: "Никто на самом деле не умирает, если навсегда остался в сердцах тех, кто жив".

Речь шла о 39 тифози "Старой синьоры", погибших в страшный день 29 мая 1985 года на стадионе "Эйзель", где в финале Кубка чемпионов "Юве" встречался с "Ливерпулем". Тридцать лет спустя, за несколько дней до финала Лиги чемпионов против "Барселоны", их наследники поняли, что не имеют права о них не вспомнить.

Игра продолжалась, но стадион уже не обращал на нее внимания. Увидев баннер и прочитав текст, он в едином порыве встал и минуты две аплодировал. Без единого возгласа и крика - просто хлопал. Это был катарсис, и от него пробирало до костей. Может быть, в память о погибших, а может, теперь на "Юве" так всегда, но вели себя фанаты образцово. За всю игру не зажгли ни одного файера - разве что один раз с нижнего яруса пошел легонький, едва заметный дымок. Все!

О Боже праведный, Италия ли это с ее мопедами (!), еще не так давно швырявшимися с верхнего яруса трибун? Или комфорт новых арен так магически воздействует на людей? Не только на стадионе, но и вокруг него царил полнейший мир и покой.

ДВЕСТИ ЕВРО ЗА ПОЛУТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ

72-й автобус, отходивший от вокзала Porta Susa в сторону "Ювентус Стэдиум", в отличие от предшествовавших ему 5-го и 6-го маршрутов, был забит людьми в черно-белом, хотя и не под завязку. До матча с "Наполи", для обладателей скудетто уже турнирно бессмысленного, оставалось два с копейками часа, - но самые дальновидные торопились, понимая, какой ад начнется тут минут через 30.

Просто никак иначе до новехонького 41-тысячника из центра Турина не добраться. Столица провинции Пьемонт - город далеко не камерный. А метро туда не проложено. Ни один из моих попутчиков на финал Лиги чемпионов в Берлин не собирался. "Откуда взять деньги? - хмыкали люди, для которых в предстоящей игре, возможно, заложен смысл жизни.

Даже на то, чтобы попасть на матч с "Наполи", кому-то потребовалось выложить кругленькую сумму. На обратном пути со стадиона один болельщик рассказал, что его далеко не богатый друг купил билет на первые ряды за 200 евро. На матч, который вроде бы никому не нужен!

Но так ему хотелось поздравить родную команду с очередным чемпионством, что и две сотенные как на духу отдал. И был такой явно не один. Ради этого чествования даже время начала матча перенесли.

На товарищеский (для хозяев) матч пришло 26 607 владельцев абонементов, что принесло клубу 934 056 евро, а также 13 878 обладателей разовых билетов, явно более дорогих - доход от них составил 866 240 евро. Общая посещаемость - 40 485 зрителей, выручка - 1 800 296 евро. Почти аншлаг и без малого два миллиона евро в клубном кармане! Плюс отдельно было указано, что из VIP-лож за игрой наблюдали полторы тысячи детей из футбольных школ.

Нехитрый подсчет определяет, что средняя стоимость билета на "Ювентус Стэдиум" - около 44 евро. Для Италии много, для севера страны и команды с такой популярностью - нормально. Благо 41-тысячник, построенный всего-то за 105 миллионов евро, пустовать никогда не будет, и руководство клуба поступило (подобно "Спартаку") несколько прагматично, но по-деловому правильно, рассудив, что пусть лучше не все страждущие попадут на топ-матчи, чем на рядовых играх, которых большинство, будут зиять пустые сектора.

ЧЕГО КАПЕЛЛО ДОБИЛСЯ С ЭТИМ СУПЕРСОСТАВОМ В ЕВРОПЕ?!

У нас из атрибутики наиболее популярны "розы", то есть шарфы, в Англии и Германии - футболки. Здесь же, в автобусе по дороге на туринский стадион, было много людей в спортивных костюмах с символикой "Юве". Погода как раз соответствовала - мягкий, с облаками, двадцатничек днем с перспективой понижения до 13 градусов к вечеру. Причем обладатели спортивных костюмов все как один были небриты и в солнцезащитных очках. Судя по всему, это хардкор. Но никаких коллективных прыжков наподобие московского метро с угрожающим призывом: "Кто не прыгает, тот конь!", и даже никаких песен. Эмоции придерживаются к самому стадиону, мощное пение будет доноситься из жерла арены уже минут за 40 до матча...

По-английски пассажиры 72-го автобуса, к сожалению, не говорили. Но за счет знакомых фамилий объясниться мимикой и жестами оказалось несложно. Однажды я даже спровоцировал дискуссию между болельщиками разных поколений, по ходу которой они мигом забыли обо мне. Стоило спросить, нравится ли им тренер Аллегри, а небритым парням в спортивных костюмах и темных очках отреагировать сдержанно, как тут же включился неказистый бородатый мужичок лет 60. Он явно начал приводить аргументы величия Аллегри. Но не все еще забыли, что в начале сезона бывшего тренера "Милана" встречали тухлыми яйцами. Хотя большинство специалист, конечно, переубедил.

В частности, тех тифози, с которыми я ехал обратно. Они даже говорили, что Аллегри сейчас подходит "Юве" больше, чем построивший эту команду Антонио Конте. "Мы его уважаем, но он сделал свой выбор, - говорили они. - И думаем, что это большая ошибка, потому что в сборной сейчас играть некому. Если Конте ее к чему-то приведет, то он и вправду великий тренер". Подчеркивали, что Аллегри молодец, поскольку перевел команду на схему в четыре защитника, как "во всей Европе".

Я не упустил возможности спросить у этих продвинутых (поскольку англоговорящих, что для Италии редкость) болельщиков и про их отношение к Фабио Капелло, который в середине 2000-х выиграл со "Старой синьорой" два чемпионских титула, позже отобранных из-за "кальчополи". (Кстати, дон Фабио как-то рассказывал мне, что медали он получить успел, они у него дома, и он считает их полноценными...)

Так вот, мои собеседники о Капелло, как оказалось, не думают ничего хорошего: "У него был один из лучших составов "Ювентуса" за всю его историю. Серию А с ним выиграла бы даже наша школьная учительница. В 2006 году в финале чемпионата мира за две команды, Италию и Францию, играли восемь игроков "Юве"! Но чего Капелло добился с этим составом в Европе? Ничего. И для нас он что был, что его не было".

Наверняка все это говорилось не без ревности - с "Миланом", злейшим врагом, Капелло выиграл Лигу чемпионов. И Аллегри из-за его миланского прошлого приняли холодно. Но он, не просто выиграв скудетто (это и Конте до него трижды подряд исполнил), а, во-первых, сделав золотой дубль, а во-вторых и в-главных, выйдя в финал Лиги чемпионов, сумел переломить отношение к себе. Нынешнему главному тренеру сборной России это, судя по всему, не удалось.

Вот и в музее "Ювентуса" на двух больших дисплеях в полный рост стоят и рассказывают о клубе не Капелло, а два других великих тренера - Джованни Трапаттони и Марчелло Липпи. Последним, кстати, и мои новые знакомые Лука и Джанни в 72-м автобусе восторгались: "Одно дело - выигрывать с таким составом, как у Капелло. А другое - имея в центре поля Таккинарди, который ошибся профессией, пойдя работать футболистом, а не официантом..."

Вот ради таких реплик и разговариваешь с болельщиками. Они могут быть тысячу раз не правы, но их дух и эмоции куда важнее справедливости суждений.

ЗАВЕТ ЛИППИ ДЛЯ АЛЛЕГРИ

По музею "Юве", удобно расположенному очень близко к автобусной остановке, конечно, нужно ходить гораздо больше 40 минут, которые после 15-минутного ожидания в очереди и уплаченных за вход 12 евро были в моем распоряжении. Но он и за это время успел впечатлить - сочетанием уважения к истории, современных технологий и переданного духа, который начинается с первых метров музея и фразы Джованни Аньелли: "Меня берет за душу, даже когда я вижу букву J в газетных заголовках. В голову сразу приходит "Юве".

Тут висят футболки каждого, кто провел за клуб триста матчей и более. Вы мигом возвращаетесь к моментам славы Платини, Зидана и Дель Пьеро, которые с экрана рассказывают, что для них "Юве". А иные цитаты - словно про сегодняшний день. Последний на сегодня тренер "Старой синьоры" - победитель Лиги чемпионов Липпи: "Не всегда мы были сильнейшими на бумаге. Но делали все, чтобы показать свою истинную ценность на поле. И когда мы не были сильнейшими, мы были лучшими". Разве полуфинал нынешней Лиги с "Реалом" - не про то же самое?

Между прочим, шарфами имени финала Лиги чемпионов иные ушлые граждане (в основном темнокожие) приторговывали уже перед матчем с "Наполи". При этом, как показалось, воровато оглядываясь - продукция была явно не лицензированная. Но это в Англии им надавали бы по виртуальной шапке.

Есть в музее "Храм трофеев" - круглая комната, где под славные видеокадры (шум стадиона и заряжающая музыка там вообще не оставляют вас ни на секунду) вы видите все выигранные клубом призы. Даже Кубок Интертото и трофей за победу в серии В, на матче которой между "Ювентусом" и "Тревизо" мне в апреле 2007 года довелось присутствовать.

Вспоминаю об этом, когда захожу, наконец, на заполненный "Ювентус Стэдиум" и гляжу, как перед началом игры (!) вся команда, передавая друг другу выигранный на днях у "Лацио" Кубок Италии, под мощный раскат диктора: "Bravo ragazzi!" (он вообще весь матч глотку не жалел) совершает круг почета. Арена сходит с ума, одновременно размахивая 41 тысячей разложенных заранее на креслах флагов Италии, - а меня посещают мысли о том, как же недолог порой путь от катастрофы до триумфа. Или, как этот период озаглавлен в музее: "Билет туда и обратно из рая в ад".

БЕЗ КАЛЬЧОПОЛИ НЕ БЫЛО БЫ ЭТОГО ФИНАЛА

В такой день публика любит всех игроков одинаково. Когда произносится состав, в котором лишь четверо (Буффон, Погба, Маркизио и Мората) наверняка выйдут с первых минут в финале Лиги чемпионов, одинаковым ревом встречают всех - от бога Турина Джиджи до 18-летнего франко-гвинейца Кингсли Комана, который, кстати, своими финтами и скоростью не раз за матч зажжет публику.

И "Ювентус" отвечает взаимностью. Нет, это не чемпионат России со всем безобразием, что творится у нас в последний месяц. Не "Зенит" образца матчей с "Уфой" и "Амкаром". Этой команде вроде бы ничего и не надо. Но "Юве" уважает своих болельщиков и пышет огнем, который в конце концов сожжет "Наполи", которому как раз было за что сражаться.

"Черное и белое - две части одного большого сердца", - гласил баннер внизу центральной трибуны, находящийся там, судя по всему, постоянно. Тут же вспомнилась фраза одного писателя, процитированная в музее: "Ювентус" - это метафора жизни". И ведь правда - еще итальянский средневековый религиозный мыслитель Фома Аквинский писал, что без зла не было бы добра. И без кальчополи не было бы этой бескомпромиссности, награда за которую - финал Лиги чемпионов...

Когда во втором тайме "Наполи" со случайного пенальти (за игру рукой), и то с добивания, поскольку с первым ударом Буффон справился, сравнял счет, настали тревожные для "Юве" минуты. Где-то четверть часа соперник был поактивнее, и пару раз мяч метался в районе туринской вратарской - даже Джиджи разок на выходе промахнулся. Грешным делом подумалось: неужели и тут горе-спектакль? В день чествования? В день, когда отбор в центре поля Маркизио и пару его последующих движений, позволивших освободиться от двух соперников, встречаются таким ором, словно "Старая синьора" забила? А когда его, игрока основы, которому скоро в Берлин, меняют, стадион провожает защитника стоячей овацией?

Ха! На 77-й минуте феноменальный гол забивает 22-летний Стураро, у линии штрафной развернувшийся на 180 градусов, резко ушедший от защитника и из-под Маджо пробивший в самую "девятину". А в добавленное время Бритос в штрафной "Наполи" исподтишка бьет локтем в живот Мораты, тот, пользуясь случаем, валится на траву, боковой арбитр машет флажком - и пенальти, и гол Пепе, и 3:1, и до свидания, Лига чемпионов для "Наполи", и, видимо, адьос, Рафа Бенитес. "Юве" выиграл это ради собственного удовольствия и кайфа своих тифози, которые тут же запели хит Адриано Челентано "Azzurro" - неофициальный гимн Италии.

А еще - ту самую нехитрую мелодию, которую выводят фаны всех команд по мере приближения к титулу чемпиона мира или победителя Лиги чемпионов. Ведь за всем чемпионским ликованием тифози не забыли о главном. О том, что этот матч - последнее их напутствие команде на финал.

БУФФОН НАВСЕГДА

И вот в таком роскошном всеобщем настроении - никто, конечно, не расходится - начинается эпилог. Выносится подиум, а Курва Суд, на всякий пожарный, ограждается двумя рядами стюардов - на случай прорыва. Диктор луженой глоткой - и как не сорвал?! - по очереди вызывает на поле каждого из заявки "Юве" на сезон, которая кажется бесконечной.

Предпоследним почему-то не по красной, а по синей ковровой дорожке идет сияющий Аллегри. Последним - и это традиция, капитан тут главная легенда! - Буффон. И если до него все чинно получали свою золотую медаль и вставали в строй, то Джиджи для начала бросается в объятия партнеров. И радуется этому бессчетному в своей карьере титулу, по-моему, сильнее всех.

Кубок чемпионов Италии оказывается в его руках и вздымается в воздух. И начинается сумасшествие, в котором только, рассматривая сделанные мыльницей с большой высоты фотографии, ты можешь что-то разглядеть. То, скажем, что Бонуччи пытался оседлать трофей, а во рту у Буффона откуда-то взялась добрая сигара. Позже он скажет, что это чемпионство для него - особенное. Только человек, который, будучи чемпионом мира, в 37 лет называет свое восьмое скудетто особенным, может быть ТАК любим.

"Ювентус", кажется, готов праздновать на поле свой титул всю ночь. Более чем через час после финального свистка команда подходит к Курва Суд и кланяется. Ответ получает соответствующий. Единение там сейчас полное.

И, конечно, публика уже не замечает дождя, незаметно начавшегося по ходу матча. И того, что прилично похолодало.

* * *

Через два часа после игры 72-й забит так, что не вздохнуть. Билетов, естественно, никто не проверяет - контролер тут просто не смог бы пройти. И когда на одной из остановок в дверь впихиваются две феерические, как на подбор, толстушки, весь черно-белый автобус издает мучительный стон. Но веселые девушки - они ведь все про себя знают. И на стон реагируют понимающим смехом и словами: да-да, господа бьянконери, такие мы, придется потесниться! И, оценивая такую самоиронию, автобус дружно начинает ржать. Беззаботно, счастливо, как только и могут люди, которые едут с чествования любимой команды и которым сейчас нипочем любой дискомфорт.

Вечером 6 июня все эти люди включат телетрансляцию из Берлина (а кто-то, может, и окажется прямо там) с верой, что за мучительное очищение серией В им должно воздаться по полной. А построивший этот "Ювентус" Конте в ложе для почетных гостей берлинского стадиона, быть может, вспомнит собственные слова, процитированные в клубном музее: "Историю пишут только победители". А Липпи расскажет, как это последний раз у "Юве" было 19 лет назад. А Аллегри прокрутит в памяти весь этот сезон - от тухлых яиц до решающего гола Мораты "Реалу". А Буффон с Пирло подумают, как в том же Берлине на той же арене они поднимали ввысь Кубок мира.

И пусть перед ними теперь будут Месси, Неймар и Суарес - так ведь были уже Роналду, Хамес и Бэйл. Отчего не повторить?

Хотя бы в память о тех 39, кто погиб тридцать лет назад на "Эйзеле" и никогда уже этого счастья не испытает.