Газета Спорт-Экспресс № 37 (6688) от 24 февраля 2015 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 5

24 февраля 2015

24 февраля 2015 | Авто-мото

АВТО

Второй в российской истории этап Кубка мира по ралли-рейдам, прошедший в Карелии, завершился победой финского экипажа Тапио Суоминена .

ШЕЙХИ СНЕГА НЕ БОЯТСЯ

Дмитрий АФОНИН

из Тарулинны

Баха "Северный лес", которая в прошлом году впервые получила статус этапа Кубка мира FIA по ралли-рейдам, в 2015 году сменила место дислокации, переехав из Ленинградской области в Карелию. Регион, который совсем не избалован спортивными зрелищами, на этот раз получил возможность вживую наблюдать за состязаниями известных во всем мире гонщиков.

- Причин переноса бахи несколько, - рассказывает соорганизатор гонки Руслан Мисиков. - Одной из них является погода. Из-за оттепели в тех местах, где гонка проходила раньше, сейчас после таяния снега виден низкорослый кустарник. Проведение соревнований там привело бы к худшему качеству трассы. Кроме того, в Карелии мы получили более интересный рельеф. Эта трасса не позволяет расслабиться ни на секунду - от старта и до самого финиша. Немаловажно и отношение местных властей, которые высоко оценивают уровень нашего мероприятия. Кубок мира - это событие, которое способно привлечь как местное население, так и туристов. Сразу скажу: такого встречного внимания мы не получали еще никогда, и я надеюсь, что гонка получит здесь прописку в будущем. Еще один важный момент - удобная логистика для иностранцев, которые могут приехать из Финляндии.

Гонка в Карелии прошла по территории Сортавальского и Суоярвского районов - в краю бесчисленных озер и сосновых лесов. Правда, участников и зрителей немного подвела погода. Из-за температуры чуть выше нуля снег на деревьях, который мог бы добавить соревнованиям праздничной атмосферы, почти не сохранился. "Северный лес" имеет статус единственного снежно-ледового ралли-рейда в Кубке мира, но были опасения, что солнце и множественные проезды машин успеют превратить дороги в водно-грязевую кашу с глубокой колеей. Однако благодаря усилиям организаторов этого не произошло.

Основная часть гонки проходила по большому кругу северо-восточнее озера Янисъярви. Пролог ралли-рейда выиграл экипаж Андрея Жигунова и Игоря Тер-Оганесянца, которые в тот же день получили деревянные кубки из карельской березы. Во второй день бахи гонщики брали курс "против часовой стрелки" 158-километрового спецучастка, а в третий - в обратном направлении. Экипажи ожидало много лесных отрезков, ухабы, несколько бродов, трамплины, рулежные повороты, скользкое покрытие и снежные отвалы на обочинах. Неудивительно, что гонка не обошлась без аварий и инцидентов.

Основная борьба за победу на этапе Кубка мира развернулась между его действующими обладателями, представителями G-Energy Team Владимиром Васильевым и Константином Жильцовым, а также финнами Тапио Суоминеном и Тони Насманом. Ключевым в этой дуэли оказался прокол колеса, случившийся на автомобиле россиян во второй день гонки. На замене покрышки Васильев и Жильцов потеряли несколько минут. И хотя на трассе они были чуть быстрее своих финских противников, полностью отыграться им так и не удалось.

- В целом гонка прошла удачно, - отметил Васильев. - Но на трассе было много камней, на которые нам не следовало попадать, ведь зимняя резина очень мягкая. Но в итоге мы все равно наехали на один из них. После этого у нас было три минуты отставания, две мы отыграли, но одна осталась.

- Наверное, можно было ехать еще быстрее, - считает Жильцов. - Но это совершенно неоправданный риск. Для нас было важно показать, что мы можем ехать быстро и без ошибок. Хорошая скорость Тапио не стала для нас сюрпризом, ведь мы знали, что финны много тренируются на таких трассах. Мы тоже начали проводить тесты и готовиться к этой гонке сразу же после того, как вернулись с "Дакара", где стали пятыми. Никаких каникул или отдыха у нас не было.

Суоминен, в третий раз выступавший на бахе "Северный лес", впервые победил на этапе Кубка мира. А для его штурмана этот ралли-рейд и вовсе стал дебютным в карьере.

- Я ехал на максимуме везде и не поднимал ногу с педали газа, - поделился секретом успеха Суоминен. - Эти дороги очень похожи на финские. Но в сравнении с прошлым годом здесь стало гораздо сложнее.

Интересно, что лучшее время, опередив и Васильева, и Суоминена, показал на бахе другой финн - Йоуни Ампуйя, выступавший в зачете чемпионата России. Высокий результат мог продемонстрировать и его соотечественник Тапио Лауронен, однако меньше чем за километр до финишной черты он вылетел с трассы в кювет.

Третье место в зачете Кубка мира уверенно занял бразильский экипаж Реналду Варелы. Южноамериканцы потихоньку привыкают к снежным российским условиям, ведь они выступали на "Северном лесе" и в прошлом сезоне. Занявший четвертое место на "Дакаре"-2015 голландец Эрик ван Лон в Карелии финишировал только шестым. Для него это был первый опыт ралли-рейда на снегу, и, по словам самого гонщика, он выбрал не совсем правильную резину.

Среди иностранных участников бахи особо стоит отметить катарский экипаж шейха Хамада Эйда Аль-Тани. И шейх, и его штурман впервые в жизни увидели снег именно во время этой поездки в Россию.

- Думаю, мне удалось выступить хорошо, - отметил Аль-Тани, занявший пятое место в категории T2. - Это покрытие - новое для меня. На последних километрах гонки я пытался обойти одну из машин, но в итоге вылетел с трассы и зарылся в снегу. Но ничего страшного - я не набрал очков, зато заработал опыт. Если в нынешнем сезоне я хорошо выступлю в Кубке мира, то, возможно, смогу поехать на "Дакар".

Баха "Северный лес". 325 км. Кубок мира FIA. 1. Суоминен/Насман (Финляндия, "Тойота") - 3:37.10. 2. ВАСИЛЬЕВ/ЖИЛЬЦОВ ("Мини") - отставание 1.07. 3. Варела/Гужельмин (Бразилия, "Тойота" ) - 7.17. Чемпионат России. 1. Ампуйя/Хурскайнен (Финляндия, "Мицубиси") - 3:35.12. 2. Васильев/Жильцов - отставание 3.05. 3. А.Новиков/В.Новиков (G-Force Proto) - 17.50.