Газета Спорт-Экспресс № 145 (6504) от 8 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

8 июля 2014

8 июля 2014 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

FIFA World Cup Brazil-2014

1/2 финала

Завтра ГОЛЛАНДИЯ - АРГЕНТИНА. 23.59

В полуфинале с Аргентиной решение Луи ван Гала, которое многие называют гениальным, может выйти сборной Голландии боком. Спецкор "СЭ" попытался разобраться в тонкостях внутренней оранжевой кухни.

БОМБА, КОТОРУЮ ЗАЛОЖИЛ ВАН ГАЛ

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ

Голландия не тратит время впустую. Уже на следующий день после победы над Коста-Рикой команда провела на базе в Рио-де-Жанейро открытую тренировку, которая стала для нее заключительной перед вылетом в Сан-Паулу, где в среду пройдет второй полуфинал чемпионата мира. Вроде все было как обычно: оранжевое небо, оранжевое солнце, смешки над чем-то своим - нормальное рабочее настроение.

Однако все взоры были прикованы к двум людям: Тиму Крулу и Ясперу Силлессену (теперь - именно в такой последовательности).

Первый был громок и вездесущ, тренировался так, будто его несколько минут славы продолжаются, и даже участвовал в двусторонке с полевыми игроками. Похоже, если понадобится, он готов подменить и Роббена.

Второй был замкнут - ни на секунду не покидал тренера вратарей, сосредоточенно ловил мячи и, кажется, ни разу не улыбнулся.

* * *

Как рассказали мне голландские коллеги, хорошо знакомые с ситуацией в их сборной, сразу после матча с Силлессеном провели подробную беседу, больше походившую на терапию, потому что его психологическое состояние, мягко говоря, оставляло желать лучшего. Вратарю сказали примерно следующее: "Ты - наш первый номер, это никто не пытается оспорить. Было бы иначе, ты не выходил бы в основе. Но Крул лучше берет пенальти, и поэтому мы тебя заменили. Тебе нужно с этим смириться. Интересы команды превыше всего. Готовься к полуфиналу".

Силлессен , сразу после замены пнувший от досады ногой бутылку, с доводами тренеров согласился и пообещал работать как прежде, будто ничего не произошло. Кроме того, его несколько успокоила радость от победы, он ведь искренний патриот команды и ради общего успеха действительно готов со многим мириться.

Однако задетое самолюбие - штука страшная, и на пресс-конференции с участием обоих вратарей, которая, вероятно, была призвана показать, что никто ни на кого обид не держит, Яспер выглядел невесело.

- Не знал, что меня будут менять, - сказал он. - Это стало для меня сюрпризом. Наверное, поэтому я так разозлился. Простите, что не сдержался, мне просто хотелось сыграть до конца. Я видел, что Тим разминается, но не придал этому значения. Когда отбил удар Уреньи в самом конце, даже не думал, что меня могут заменить. Что ж, это тренерское решение, и я рад, что оно пошло на пользу команде. У всех нас здесь одна цель.

* * *

Крул всю пресс-конференцию сиял как истинный победитель. Широко улыбался, говорил громко и уверенно, все подробности славной для себя ночи вспоминал с удовольствием. Иногда поглядывая на более молодого Силлессена: прости, дескать, парень, но в пенальти мне равных нет.

- Поймите, отбивать одиннадцатиметровые - мое, - сказал Крул. - У меня это в принципе хорошо выходит, а последние тренировки были особенно удачными. Мы ведь работаем вместе несколько недель, и чем дольше здесь тренируемся, тем лучше у меня получалось. Я справился с двумя пенальти, а это значит, что замена себя оправдала.

В общем, по ходу пресс-конференции сложилось стойкое впечатление, что Крул - лидер и рубаха-парень, тогда как Силлессен - тихоня и бука. Однако впечатление оказалось верным лишь наполовину.

- Нет, никакой Крул не лидер, - отметил мой коллега, ведущий футбольный обозреватель De Telegraaf Валентайн Дриссен , с которым я побеседовал во время тренировки голландцев. - Тим - высокий и статный, шумный и общительный, любит яркие фразы, но это вовсе не значит, что он главный. Крул берет на себя очень много и частенько переигрывает. В общем, типичный западный голландец, как и большинство в команде.

Силлессен же, как оказалось, и вправду скромный парень. В общих посиделках держится в стороне, первым разговор не начинает, а в личных беседах с журналистами очень не любит рассказывать о себе, считая это проявлением нескромности. Вероятно, дело в менталитете.

* * *

Крул родом из деловой Гааги. Силлессен - из небольшой деревеньки на востоке страны. Фактически конкурентами оказались столичный житель (официально Гаага - не столица, но там заседают голландские парламент и правительство, а также находится королевский двор) и скромный деревенский парень. Один с юных лет играл в Англии, второй добивался успеха на родине. Выходцы с Запада - люди в основном открытые, зачастую наглые и в меру самовлюбленные. Типичные представители - ван Перси и Снайдер. А вот земляки Силлессена (помимо него, в сборной это только Хюнтелар и защитник Ферхаг) - немногословные трудяги.

- В действительности Крул не такой крутой, это просто образ, - продолжил Дриссен. - В противном случае именно он был бы номером один. Ван Гал не дурак и знает, кто из вратарей действительно сильнее.

Решение заменить Силлессена на Крула не было спонтанным. Ван Гал руководствовался исключительно математикой. У Силлессена рост 187 сантиметров, у Крула - 197. Антропометрические данные вратаря играют важную роль при отражении одиннадцатиметровых, а кроме того, на руках у тренерского штаба была красноречивая статистика: Силлессен ни разу за профессиональную карьеру не брал пенальти в официальном матче. Приняв во внимание и увиденное на тренировках, где Крул в этом компоненте был необычайно хорош, ван Гал просто не мог поступить иначе.

Так что решение хоть и выглядело неожиданным, но при этом полностью вписывалось в логику тренера, который никогда не руководствуется эмоциями. Если бы было по-другому, то на этом чемпионате мира в воротах Голландии играл бы не Силлессен и не Крул, а совершенно другой человек.

Любимого вратаря ван Гала зовут Кеннет Фермер - он защищает цвета "Аякса", но из основного состава клуба его не так давно вытеснил как раз Силлессен. Именно поэтому Яспер удостоился вызова в сборную, а Фермер остался болеть за Голландию в Амстердаме.

- Кеннет - настоящая пантера, - уверяет мой собеседник. - Именно такой вратарь в идеале и нужен сборной Голландии. Потрясающая пластика, отличная физическая форма, мощная харизма. Одна проблема: у него случаются необъяснимые провалы. Это и лишило его места в воротах "Аякса", а в результате - и в заявке сборной. У ван Гала играют только те, кто имеет постоянную игровую практику в своих клубах.

* * *

Следуя голосу разума, ван Гал упустил то, чему он, вероятно, не придавал столь большого значения. Своим решением, полностью оправданным в том матче, он незаметно заложил в команде бомбу замедленного действия. В Бразилии она, может, и не принесет вреда и спокойно достанется по наследству Гусу Хиддинку. Но в то же время может и рвануть, причем уже в ближайшем матче. И дело не в самой замене - когда Силлессен признавал оправданность тренерского хода, он не лукавил. Дело в том, как это было обставлено.

- О своем возможном появлении на поле я знал заранее, - сказал Крул, который еще недавно утверждал, что все для него оказалось более чем неожиданным. - Кроме того, до игры ко мне подошел тренер вратарей Франс Хук и строго велел держать язык за зубами. Тайна была частью плана. Если бы о предстоявшей замене все знали, она потеряла бы смысл.

Вот здесь-то, как полагают источники в голландской команде, тренерский штаб ван Гала и совершил нечто, что исправить уже невозможно.

Пять последних недель команда провела вместе, игроки были одной семьей, между ними установилось полное доверие. Потрясающую атмосферу в сборной отмечали все - и те, кто был внутри, и те, кто наблюдал за ней со стороны.

И вот Крул, уже зная за день до игры о готовящемся, но маловероятном решении (все-таки Коста-Рику рассчитывали одолеть в основное время), ничего товарищу не говорит. Они вместе завтракают, обедают, ужинают, вероятно, обсуждают предстоящий матч, возможно даже, говорят о серии пенальти, а Крул, обладающий некоей информацией, молчит.

С точки зрения футбола он все сделал правильно. Узнай основной вратарь, о чем думает ван Гал, уверенности у него могло поубавиться. Хотя кто его знает. В любом случае, важно другое: по-человечески поступок Крула в команде, мягко говоря, не поняли, и Силлессен, говорят, крепко на партнера обиделся. А заодно и на тренеров, которые пошли на такую хитрость.

* * *

Наутро после игры ван Гал, словно понявший, что с микроклиматом случилось что-то нехорошее, собрал команду и фактически отчитался перед ней о своем решении. Также он сказал, что у Силлессена есть право на разочарование, есть право на злость, но это по-прежнему первый номер сборной и от всех футболистов зависит, как скоро настроение Яспера придет в норму.

Очевидно, что Силлессен - не самая яркая звезда в этой сборной. Все внимание здесь приковано к другим. Однако своим трудолюбием он пробился в команду, по праву завоевал место в основе и тоже заслужил свои пять минут славы. Причем не за красивые глаза, а хотя бы потому, что на протяжении всего турнира не дал ван Галу повода усомниться в своей квалификации.

Однако главный тренер поддался сомнениям (наверное, обоснованным), и теперь в глазах всего мира Яспер Силлессен - не основной голкипер одной из лучших сборных турнира, а тот самый парень, которого заменил Крул.

Нетрудно предположить: матч с Аргентиной станет для Силлессена серьезнейшим психологическим испытанием.

Рио-де-Жанейро - Сан-Паулу