Газета Спорт-Экспресс № 38 (6397) от 21 февраля 2014 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

21 февраля 2014

21 февраля 2014 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

БИАТЛОН

Заявление Ольги Зайцевой после смешанной эстафеты о том, что ее тренер Вольфганг Пихлер больше не влияет на принятие ключевых решений в сборной России, заставило вспомнить о сложной структуре управления нашей командой. С кого мы сможем спросить после окончания пока что не слишком успешной для наших биатлонистов домашней Олимпиады?

ВСЕ НЯНЬКИ СБОРНОЙ РОССИИ

Дмитрий СИМОНОВ

из Красной Поляны

В декабре после этапа Кубка мира в Хохфильцене я приехал в Пльзень на футбол. В холле гостиницы, где ЦСКА поселился перед лигочемпионским матчем с чешской "Викторией", мы столкнулись с Леонидом Слуцким. Узнав, что я с биатлона, главный тренер армейцев просиял. Выяснилось, что он обожает этот вид спорта, старается не пропускать телетрансляции и хорошо в нем разбирается - на уровне болельщика, конечно. Мы разговорились о невероятном Фуркаде, нестабильном Шипулине и нынешних принципах управления биатлонными командами в родном отечестве.

- Вот вы, Леонид Викторович, представьте, - начал я. - Допустим, вы тренируете русскоязычную диаспору футболистов ЦСКА - Акинфеева, Игнашевича, Дзагоева, братьев Березуцких. Другой специалист - условный Хуанде Рамос - готовит к матчам Тошича, Думбья, Хонду и прочих легионеров. У каждого игрока - личный наставник. Плюс над вами старший тренер Александр Бубнов, а еще выше - государственный тренер Анатолий Бышовец. Кого выпускать в основе, решается на совете. Интересно, что у ЦСКА получилось бы в такой ситуации?

Слуцкий промолчал.

Футбол, конечно, не биатлон. А догм в спорте, как и в жизни, не так много. Практически любая система управления имеет право на жизнь, если она приносит результат. Увы, если отталкиваться от медалей в Сочи, российский подход пока выглядит не слишком эффективным. Две эстафеты еще способны изменить впечатление, но пока что вспоминается лишь пословица про дитя семи нянек. А с одним глазом в биатлоне трудно прицеливаться и стрелять.

Истерика Зайцевой ("Вот такая у нас волшебная система, непонятно, на ком ответственность, а виноваты всегда спортсмены!") - одно из доказательств того, что не все принимают новые принципы управления. Которые, к слову, за последнее время уже дважды менялись.

ВОЖАКИ И ВОЗВРАЩЕНИЕ СЕЛИФОНОВА

В русском биатлоне незыблемы лишь две величины - им управляют президент СБР Михаил Прохоров и его правая рука, исполнительный директор Сергей Кущенко. Правда, в отношении команды на Олимпиаде они ведут себя иначе, чем четыре года назад. В Ванкувере Прохоров и Кущенко постоянно общались с тренерами, а журналисты после завершения гонок устремлялись за комментариями именно к этим руководителям. Сейчас Прохоров и Кущенко публично практически не высказываются. Хотя, не исключено, что их решение уйти в тень и глядеть на гонки с верхнего этажа стадиона связано с желанием снять лишнее давление с команды.

После провала на чемпионате мира-2013 в Нове-Место многие предрекали отставку тренера женской сборной Вольфганга Пихлера, но принятое решение оказалось половинчатым. Пихлер остался, но ему урезали полномочия. С должности старшего тренера женщин перевели в просто тренеры. По одной из версий, чуть ли не важнейшим фактором, спасшим немца от отставки, стала позиция Ольги Зайцевой, которая была довольна сотрудничеством с иностранным наставником. Существовала вероятность того, что мэтр затаит обиду на наше биатлонное руководство, но Пихлер, по крайней мере прилюдно, излучал позитив и заинтересованность в достижении результата совместными усилиями.

Старшим тренером женской сборной стал Александр Селифонов, отставленный после Игр-2010, где российские девушки взяли золото эстафеты и серебро масс-старта. "Мы все будем решать вместе, - сказал тогда Сан Саныч в интервью "СЭ". - Но, конечно, я буду вносить коррективы, если меня что-то не будет устраивать. Уверен, совместная работа с Пихлером принесет результат. У нас одна цель! Может, будем работать двумя группами: одну буду возглавлять я, другую - Пихлер".

КОНКУРИРУЮЩИЕ ГРУППЫ И ТРЕНЕРСКИЙ СОВЕТ

Однако вскоре выяснилось, что на деле Селифонов превратился в посредника между двумя группами спортсменок, одну из которых возглавил Пихлер, а другую - приглашенный с Украины Владимир Королькевич. Биатлонистки получили возможность выбора, с кем из тренеров им работать. В итоге группу Королькевича составили Ольга Вилухина, Ирина Старых, Валентина Назарова, Екатерина Юрьева, Марина Коровина, Ольга Подчуфарова и Анастасия Загоруйко. Группу Пихлера - Ольга Зайцева, Екатерина Глазырина, Екатерина Шумилова, Светлана Слепцова и Яна Романова.

Кроме того, был сформирован тренерский совет из восьми человек - вече для принятия важных кадровых решений. Великолепную восьмерку составили Виктор Майгуров (вице-президент СБР по спорту высших достижений, причем при равенстве голосов в совете мнение Майгурова считалось за два и приносило победу), Владимир Барнашов (государственный тренер), Александр Селифонов (старший тренер женской команды), Вольфганг Пихлер и Владимир Королькевич (два руководителя тренировочных групп), а также Николай Лопухов (старший тренер мужской команды), Валерий Польховский (советник президента СБР) и Александр Касперович (тренер резерва).

ОТЪЕЗД СЕЛИФОНОВА И ВЗЛЕТ КОРОЛЬКЕВИЧА

Эта конфигурация просуществовала лишь до конца декабря прошлого года. Селифонов по-прежнему значится на сайте СБР как старший тренер, но в действительности уже не работает. На Играх-2014 его нет. По официальной декабрьской версии, "уехал просматривать резерв на Кубок IBU ". Да так и не вернулся. Неофициальные источники говорят про некий конфликт внутри штаба.

Что означает отсев Селифонова? Это как если бы в хоккее за полтора месяца до старта Игр убрали из сборной Зинэтулу Билялетдинова и поставили на его место кого-то из ассистентов, допустим, Валерия Белоусова. Впрочем, учитывая итоговый результат хоккеистов, от такой перестановки вряд ли стало бы хуже.

После очередной рокировки наверх выбросило Королькевича. О его назначении старшим тренером женщин на Играх в Сочи было объявлено 22 января, хотя де-факто он начал исполнять обязанности раньше. Так был нанесен еще один удар по былому могуществу Пихлера. По сути, он теперь имеет косвенное влияние на спортсменок. Биатлонистки продолжают заниматься по его конспектам, но, получается, уже под надзором Королькевича. И голос Вольфганга окончательно превратился, по сути, в совещательный, а не командирский. Очевидно, что перемены не пришлись по душе и Зайцевой. У Вольфганга забрали часть рычагов для того, чтобы лоббировать интересы подопечной.

Тем не менее говорить об "отстранении" Пихлера неправильно. Он сохранил работу, просто проиграл в борьбе за власть. Зайцева на эмоциях после неудачной гонки запуталась в словах и неправильно выразила мысли. Немецкий тренер по-прежнему на Олимпиаде, он продолжает работать в команде и непосредственно с Ольгой. Он - часть сборной России. И, к примеру, перед женским спринтом я видел его на стрельбище с ноутбуком, где была отнюдь не компьютерная игра, а расклады по функциональному состоянию спортсменок и стрельбе.

ВЫБОР ШИПУЛИНА

В мужской сборной, которая от и до готовилась под началом Лопухова, все понятнее и проще. Но и там есть свой скелет в шкафу. Перед стартом сезона "на самоподготовку" ушел ведущий спортсмен Шипулин. На деле же под самоподготовкой, как говорят, скрывается Валерий Польховский. Ситуация напрягает и Шипулина, и Лопухова. Тренер сожалеет о выборе, сделанном единственным за четыре года российским медалистом чемпионатов мира, и считает, что под его началом Антон стал бы триумфатором Сочи. Антон парирует: "Каждый вправе высказывать мнение, но я так не считаю". В отличие от Зайцевой, которая как женщина имеет право бить посуду, Шипулин не выносит в публичную плоскость внутренние противоречия.

В результате в сборной России сложилась уникальная ситуация. Есть два старших тренера, но в то же время два ведущих спортсмена занимаются у других специалистов. Более того, у женщин по ходу сезона несколько раз менялись начальники, и конкуренция между разными группами подготовки не всегда шла на пользу.

…Вполне вероятно, причины неудач нашей команды еще глубже или лежат совсем в другой плоскости. Но версия об управленческих просчетах тоже имеет право на жизнь. Разные тренировочные группы во время подготовки Сочи-2014 работали в наших сборных по многим видам спорта. Но только в биатлоне все это приобрело такие причудливые формы.