Газета Спорт-Экспресс № 24 (6383) от 5 февраля 2014 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

5 февраля 2014

5 февраля 2014 | Сноуборд

СНОУБОРД/ФРИСТАЙЛ

Олимпийская трасса для слоупстайла оказалась слишком сложной для участников Игр. После того как норвежец Торстейн Хоргмо сломал на тренировке ключицу, организаторов соревнований могут заставить уменьшить высоту трамплинов.

ПРИЕХАЛ В СОЧИ, ОЧНУЛСЯ - ГИПС

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ, Дмитрий СИМОНОВ

из Красной Поляны

И гры еще не открылись, а сборная Норвегии вынуждена вносить коррективы в свой медальный план - ведущий сноубордист команды, претендент на награду в новой олимпийской дисциплине слоупстайл Торстейн Хоргмо сломал на тренировке ключицу. 26-летний норвежец - трехкратный победитель Всемирных экстремальных игр, включая те, которые проходили в 2013 году. Человек опытный и весьма известный на родине, в Сочи он считался одним из фаворитов. Однако дебютные соревнования по слоупстайлу - захватывающей дисциплине, сочетающей скоростной спуск с акробатическими прыжками на трамплинах и различных препятствиях, - пройдут без лидера. Норвежец неудачно упал во время тренировки, после чего был доставлен в больницу, где ему диагностировали перелом ключицы.

Первое, о чем заговорили норвежцы и некоторые другие спортсмены, - фактор трассы. Мол, не мог столь опытный сноубордист упасть на ровном месте. Отмечали слишком близкое расположение друг к другу препятствий, что делает спуск чересчур экстремальным. Нарекания также вызвала высота трамплина и ограниченная площадь для приземления. Опасения высказал даже самый авторитетный и бесстрашный сноубордист мира Шон Уайт.

И буквально на следующий день после инцидента, словно под давлением подобных заявлений, появилась информация, что трассу в срочном порядке скорректируют: сложность и зрелищность не должны ставить под угрозу безопасность сноубордистов и выступающих на той же самой трассе фристайлистов.

Впрочем, есть и другое мнение.

- Смотрел видеозапись инцидента и могу совершенно точно сказать, что дело не в трассе, - говорит российский сноубордист Алексей Соболев. - Норвежец ошибся на первой секции с перилами, это и стало причиной травмы. Увы, так бывает. Да, трасса непростая, три секции располагаются очень близко друг к другу, но, на мой взгляд, ничего страшного в этом нет. В общем, терпимо. Не думаю, что организаторы станут сейчас что-то менять.

Несмотря на заявление Соболева, корреспонденты "СЭ" все-таки отправились на злополучную трассу. В "Экстрим парке" жизнь кипела, мешала бетон, гудела проводами, наводила марафет на бегу. Площадка перед парковкой превратилась в кашу из цемента, щебня и снега. Но на то они и последние приготовления - в день старта все будет хо-ро-шо.

Храбрые волонтеры, у которых закончился рабочий день, поднимались на высоту 1233 метра на жутковатом подъемнике "Экстрим" и летели вниз на лыжах и сноубордах, игнорируя зловещий опыт Хоргмо. Рядом есть еще другой аттракцион под названием "Могул", менее агрессивный, - на нем седеешь чуть помедленнее. Охранник пояснил нам, что норвежец травмировался не здесь, на пике экстрима, он стартовал гораздо ниже. На вершине же трактор разравнивал снег; его водитель воспользовался служебным положением и запустил в кабину женщину. Вместе они любовались закатом. Пусть не "Бентли", да, но есть у мужика в собственности какая-никакая тачка. Романтику даже у трактористов никто не отменял.

- Инцидент? Какой инцидент? Я ничего не знаю, - менеджер трассы, с которым только что один швейцарский тренер обсуждал технический момент, стыдливо отводил взгляд, когда мы начали пытать его о травмированном Хоргмо. Зато охранник был более словоохотлив:

- У нас тут и после этой истории многие катаются. Некоторые падают. Их забирают в больницу. Но это любители в основном.

На трассе в пять вечера практически ничего не происходило. Лишь четверо рабочих сбрасывали с одного из участков снег. Никаких видимых попыток что-то поменять. Как и прогнозировал Соболев. Впрочем, в тот же вечер тренер сборной России по фристайлу Алексей Покашников заявил, что вопрос об облегчении трассы может быть решен в среду - на встрече капитанов национальных команд. Речь может идти об уменьшении трамплинов с семи до четырех метров. Соревнования по слоупстайлу у фристайлистов начинаются 11 февраля, а у сноубордистов - уже 6-го. Так что времени - в обрез. Мелкие коррективы вносятся каждый день, но могут потребоваться более масштабные работы.

Чем бы ни завершилась эта история, очевидно, что у любого решения будут свои победители и проигравшие. Те, кого нынешняя трасса устраивает, логично указывают на ошибку норвежца, из-за которой, наверное, не следует изменять правила для всех остальных. Другие, не имеющие преимущества "своего поля", настаивают на обратном. Кстати, последние еще и вспоминают ванкуверскую трагедию с грузинским саночником Кумариташвили, погибшим во время тренировочного заезда. Причиной, как установило расследование, стала ошибка в пилотировании, однако трассу в Уистлере все равно упростили, перенеся отметку мужского старта на ту, откуда стартовали женщины.

Разумеется, человеческая жизнь превыше всего, однако по следам той истории известный российский спортсмен Альберт Демченко высказал в интервью "СЭ" любопытную мысль. "Знаете, почему Олимпиада в Турине прошла без особых эксцессов? Потому что плохо подготовленные саночники не попали на Олимпиаду - их увезли еще с Кубка мира", - сказал он, вспоминая гибель Кумариташвили и принятое после этого решение. И добавил: "Значит, надо вводить для таких саночников особые трассы. Если всех гонять по безопасным, сани и бобслей деградируют".