Газета Спорт-Экспресс № 276 (6340) от 6 декабря 2013 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

6 декабря 2013

6 декабря 2013 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СОЧИ-2014

Самые привлекательные с коммерческой точки зрения участники Игр в Сочи .

ДЕСЯТЬ ОЛИМПИЙЦЕВ НА ПРОДАЖУ

В этот уик-энд ожидается первый за 10 месяцев старт в официальных соревнованиях Линдси Вонн - американской горнолыжницы и одной из главных звезд мирового зимнего спорта. Буквально каждый шаг этой болезненной спортсменки сейчас порождает огромные волны в западных СМИ. Участие Вонн в сочинской Олимпиаде автоматически поднимет рейтинг этих соревнований среди крупнейших рекламодателей, а неучастие - существенно снизит коммерческий потенциал Игр-2014. Изучив причины популярности американки, "СЭ" составил свой рейтинг самых востребованных с маркетинговой точки зрения спортсменов, у которых есть шанс приехать в Сочи.

В нашем списке - только представители индивидуальных видов спорта, и нет ни одного хоккеиста. У них ведь своя игра, и деньги, которые вращаются в хоккее, в разы больше тех сумм, которыми оперируют в других зимних дисциплинах. Среди наиболее привлекательных с точки зрения рекламодателей спортс-менов-"зимников", пожалуй, только первые трое - бренды с мировым именем. Остальные "продают" свою популярность в основном на национальных аренах, но это не значит, что их надо списывать со счетов.

1) Шон УАЙТ США , сноуборд

Один из самых харизматичных и самый раскрученный представитель зимних видов спорта. Своим первым спонсором сноубордист обзавелся уже в семь лет, а после триумфального дебюта на Играх - в Турине-2006 - уже мог выбирать, с кем ему интересно сотрудничать, а с кем не очень. Партнерами американца, к которому за рекламу кетчупа приклеилось прозвище Летающий помидор, являются крупнейшие и всемирно известные компании. Даже пьяный дебош в одной из гостиниц, учиненный Уайтом в 2012-м, не поколебал его позиций на рекламном рынке.

2) Линдси ВОНН США , горные лыжи

Самая успешная горнолыжница в истории США. Олимпийская чемпионка Ванкувера в скоростном спуске и обладательница четырех Больших хрустальных глобусов более чем привлекательна и в маркетинговом плане, и сама по себе. А после объявления о романтических отношениях, связывающих Линдси с самым высокооплачиваемым спортсменом мира Тайгером Вудсом, ее акции взлетели до небес. Вонн поддерживают около десятка компаний с мировыми именами, и все они крайне заинтересованы в том, чтобы горнолыжница как можно скорее вернулась на трассу после травмы, полученной на февральском чемпионате мира.

3) КИМ ЮНА Корея , фигурное катание

Еще до того, как впервые стать чемпионкой мира и выиграть олимпийское золото, Ким Юна заключила контракты с крупнейшими корейскими производителями автомобилей и электроники. Вместе с результатами фигуристки рос и список ее деловых партнеров - сейчас в спонсорах у олимпийской чемпионки Ванкувера около полутора десятка компаний: от крупнейших корейских банков до сети пекарен. Ким Юна является самой популярной спортсменкой и медиафигурой в своей стране и умело этим пользуется. Первую половину олимпийского сезона она пропустила из-за травмы ноги, но уже в этот уик-энд намерена порадовать публику выступлением в хорватском Загребе. За всю свою карьеру спортсменка ни разу не занимала на официальных соревнованиях мест ниже третьего, и в том, что в Сочи кореянка будет претендовать на новый титул, можно даже не сомневаться.

4) Марсель ХИРШЕР Австрия , горные лыжи

Фотогеничный победитель двух последних Кубков мира и лидер нынешнего олимпийского сезона, уже имеет немало спонсоров, среди которых - крупнейший австрийский банк. Горные лыжи традиционно являются одной из главных рекламных площадок на Олимпиадах. Появления такого героя - настоящая находка для спонсоров, ведь после завершения карьеры другого австрийца - Херманна Майера - европейских звезд первой величины среди горнолыжников было не так много.

5) Петтер НОРТУГ Норвегия , лыжные гонки

Сильнейший лыжник современности, двукратный олимпийский чемпион Ванкувера, многократный чемпион мира, действующий обладатель Кубка мира Петтер Нортуг уже не первый год воюет с Норвежским лыжным союзом из-за рекламных контрактов. Спортсмен мог вообще остаться за бортом олимпийской команды из-за конфликта интересов. Ведь личный спонсор Нортуга, предложивший ему контракт на сумму 2,5 миллиона крон - прямой конкурент партнера национальной федерации. Впрочем, к старту Кубка мира ситуация разрешилась: стороны смогли договориться и подписали соглашение, позволяющее Петтеру вне официальных стартов рекламировать личного спонсора.

6) Грегор ШЛИРЕНЦАУЭР Австрия , прыжки с трамплина

Как и его соотечественник Хиршер, Грегор Шлиренцауэр - находка для спонсоров. Он молод и успешен (23-летний уроженец Инсбрука уже является олимпийским чемпионом в командных соревнованиях, шестикратным чемпионом мира и рекордсменом по числу побед на этапах Кубка мира), симпатичен, общителен и имеет увлечения, интересные широкой публике. Кроме того, у Шлиренцауэра есть собственный товарный знак, под которым он выпускает одежду и различные аксессуары.

7) Иван СКОБРЕВ Россия , конькобежный спорт

Чемпион мира в классическом многоборье, серебряный и бронзовый призер Олимпиады в Ванкувере Иван Скобрев перед домашними Играми разворачивает бурную деятельность не только на ледовых дорожках. Конькобежец становится послом партнеров Олимпиады и подписывает личные контракты. Оно и понятно: Скобрев со своими весомыми спортивными достижениями, неплохими олимпийскими перспективами и репутацией примерного семьянина и заботливого отца, пожалуй, именно то лицо, которое сейчас нужно рекламодателям.

8) Мартен ФУРКАД Франция , биатлон

В маркетинговом плане самый успешный биатлонист мира имеет едва ли не самый большой потенциал. У него и сейчас спонсоров и партнеров - больше десяти, хотя большинство из них не слишком известны за пределами Франции. Но молодой (что немаловажно) и по-спортивному наглый биатлонист, кажется, становится непобедимым и превращается в звезду мирового масштаба. Если Фуркад сумеет потрясти мир супердостижениями в Сочи, в числе его деловых партнеров почти наверняка не обойдется без пополнения.

9) Армин ЦОГГЕЛЕР Италия , сани

Армин Цоггелер, которому в самом начале 2014 года исполнится 40 лет, готовится к своей шестой Олимпиаде. И более чем логично, что именно ему вновь предложили нести итальянский флаг на церемонии открытия Олимпиады в Сочи, и на этот раз он не отказался. Уроженец Южного Тироля - патриот своего региона, который является одним из его спонсоров. Очевидно, что после Сочи Цоггелер завершит свою блистательную карьеру, и, возможно, сам станет хорошим бизнесменом.

10) Евгений ПЛЮЩЕНКО Россия , фигурное катание

Евгений Плющенко - единственный представитель зимних видов спорта за пределами хоккея, входящий в восьмерку наиболее высоко оплачиваемых российских спортсменов по версии журнала Forbes . Фигурист, имеющий в активе золотую и две серебряные олимпийские медали, рассчитывает вписать свое имя в историю и побороться за награды на своих четвертых Играх. Удастся ли ему это сделать - вопрос. Но и декларация о намерениях сама по себе - уже неплохой маркетинговый ход. Сейчас Плющенко рекламирует автомобили, часы, одежду, лотерею и один из жилых комплексов в олимпийском Сочи. Надо полагать, что в том случае, если выступление прославленного российского фигуриста на домашней Олимпиаде состоится и получится успешным, Евгений сможет сильно продвинуться в списке самых богатых спортсменов страны.

Мария НИКУЛАШКИНА