Газета Спорт-Экспресс № 275 (6339) от 5 декабря 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

6 декабря 2013

6 декабря 2013 | Хроника

ХРОНИКА

Исполнительному директору общества "Локомотив" Илье Вдовину - едва за 30. Детство провел в Италии и Франции. Вполне мог остаться там - но вернулся в Россию. Работал в хоккейном "Динамо"…

За каждой строчкой кроется интересное. За каждой - сюжет для небольшого рассказа.

Илья ВДОВИН: "ГОНКИ НА ПАРОВОЗАХ БЫВАЮТ ТОЛЬКО В КИНО"

- Главная рабочая проблема последних дней?

- Сейчас верстаются бюджеты соревнований на следующий год. Наш план спортивно-массовых мероприятий для работников железных дорог готов, проходит согласование. Соревнований почти 20, участвуют 16 дорог… Много будет интересного - например, в футбольном фестивале "Локобол" поучаствуют девочки. Вводим систему компенсаций работникам РЖД затрат на занятия спортом. Выбирайте себе фитнес-клуб - РЖД вернет до 20 тысяч рублей.

Вот вам пример: Подмосковье, станция Бекасово. Крупнейшая сортировочная станция Европы. Запустили собственный фитнес-клуб на площади в тысячу квадратных метров на месте бывшей "качалки". Самое современное оснащение, лучшие тренажеры. В поселке 80 процентов населения - железнодорожники с семьями…

- Во сколько обошлось?

- 8 миллионов рублей. Туда абонемент стоит 20 400 рублей. Ходи хоть каждый день. У РЖД около 150 спортивных объектов по стране.

- Говорят, бюджет вам на будущий год поджимают.

- Все знают, правительством принято решение о нулевой индексации железнодорожных тарифов на следующий год. У РЖД при этом позиция: на работниках, пенсионерах и детях экономить в последнюю очередь. Скорее это коснется профессиональных спортивных клубов.

- Мой товарищ руководит прикладными видами спорта в обществе "Динамо". Сегодня он на соревнованиях кинологов, завтра - пожарных…

- У нас все проще - гонки на паровозах были только в фильме "Край". Зато очень популярен у железнодорожников гиревой спорт. Особенно среди работников службы пути - которые привыкли иметь дело с тяжелыми предметами. Это вообще соревнования с удивительным духом. Железнодорожники - особые люди. Еще при советской власти железная дорога была государством в государстве. Вплоть до самообеспечения продуктами питания. Было даже 16 своих пивзаводов!

Существовала проблема: с целью выиграть соревнования любой ценой на некоторых дорогах принимали в штат на рабочие специальности профессиональных спортсменов. Целые команды порой присылали.

- Разобрались?

- Выжгли! Однажды отправили домой команду Западно-Сибирской железной дороги по волейболу. Сняли с Кубка президента. Те прислали юниоров, кандидатов в мастера спорта. Думаю, сейчас, время спустя, многие из них играют в чемпионате России. А кто-то прислал лыжницу - участницу Олимпиады. Выступала за сборную Казахстана. Представляете, на сколько она опередила железнодорожников?

- Самая неожиданная проблема, с которой столкнулись?

- Сначала я пришел в РЖД на должность начальника отдела культуры и спорта департамента социального развития. И был поражен - как много безразличий у людей, которые занимаются социальной работой. Ее надо пропускать через душу, она не бумажная!

- Работают до сих пор?

- Тогда, в 2010-м, как раз шла большая смена кадров в РЖД. Сейчас таких не осталось. Уже мы придумали конкурс среди железнодорожников, пишущих стихи…

- Вот это поворот.

- Смотрите, у меня на столе книга бывшего руководителя общества "Локомотив" Виктора Шумилова - "Жизнь спрессована в стихи". А тогда создали жюри, возглавил его Михаил Андреев, автор множества стихов и песен. Например, "Отчего так в России березы шумят".

- Писали вам мешками?

- Хватило стихов на большой сборник. Человек - рядовой работник - всю жизнь писал в тумбочку, а тут его строчки в книге! Событие!

- Если не считать призовых?

- Конечно. Победители на дорожном уровне получали 15 тысяч рублей, на корпоративном - около 50 тысяч.

- Провинция умеет поражать идеями?

- Недавно на Сахалине возродили соревнования формата "Папа, мама, я - спортивная семья". Назвали "Туриада" - от слова "туризм". И байдарки, и спортивное ориентирование… Помню, время ужинать - а команда Куйбышевской железной дороги не выходит из леса. Мы бы все равно их нашли, но все 15 команд отказались ехать на ужин - отправились искать коллег!

- За то время, что вы в "Локомотиве", - самые дорогие по затратам соревнования?

- Спартакиады, в том числе и детская, а это 5-6 видов спорта на объектах высшего уровня и в среднем 500 участников обошлись до 10 миллионов рублей каждая. Естественно, на таких крупных мероприятиях и расходы максимальные - аренда спортсооружений, проживание, питание, трансферы, культурная программа и т.д.

- К большому футболу вы отношения не имеете?

- Практически нет. Правда, летом по инициативе руководства РЖД приходил на заседания совета директоров футбольного клуба Сказал что думаю. Надеюсь, что не зря.

Зато в нашем ведении пляжный футбольный "Локомотив", волейбольный "Локомотив" из Новосибирска и баскетбольный "Локомотив-Кубань".

Кстати говоря, мы перестали привозить "подставных" даже на соревнования Международного союза железнодорожников.

- Разве не все привозили таких?

- Участвуют там 24 страны - почти все привозят настоящих железнодорожников. Это сразу видно. И мы пошли этим же путем. Участвуем почти во всех соревнованиях, кроме гольфа, пожалуй.

- Нет гольфистов на путях?

- Есть один заместитель дирекции в РЖД, но одного для сборной мало.

- Какие-нибудь итальянцы могут прислать на гольф реальных железнодорожников?

- Итальянцы, может, и не пришлют. А французы, швейцарцы или англичане могут. Там клубы по гольфу не являются элитарными заведениями. Горные лыжи или хоккей - дороже. Зато мы участвовали в боулинге - заняли десятое место…

В Дании на чемпионате по спортивному ориентированию мужчины стояли в сторонке, ко мне подошла девушка: "Спасибо, мы до последнего момента думали, что оформление загранпаспорта это какая-то шутка". Она была сортировщицей багажа на станции Екатеринбург-главный - а тут за счет работодателя отправляют за границу. Заниматься любимым спортом.

- Кто-то из пляжников мне жаловался: контракты совсем небольшие.

- "Локомотив" был первыми грандом, пришедшим в пляжный футбол. Сейчас появились ЦСКА, "Спартак", "Динамо"… Игроков перекупают. Контракты сильно растут. В 2010 году зарплата игрока была около 60-70 тысяч рублей в месяц.

- А сейчас?

- Значительно выше и, по моему мнению, достойные и адекватные. Не хотелось бы быть втянутым в очередную гонку бюджетов. Хочется, чтоб история с "Анжи" и "Сатурном" не повторялась. Я же работал в хоккейном "Динамо" - помню, как в 2006-м после чемпионского сезона в клубе случился кризис, прекратились спонсорские поступления, все работники - от секретаря до игроков и тренеров три месяца сидели без зарплаты. Возможно было все - вплоть до ликвидации клуба. Мечтаю, чтоб наш спорт пришел к разумным стандартам оплаты. Потому что получающий в России миллион в Европе порой не найдет работу и за 200 тысяч.

У пляжного футбола серьезное будущее. Бразильцы, проводящие Олимпиаду в Рио, всерьез планируют ввести его в олимпийскую программу. Как одну из дисциплин футбола. Это гораздо проще, чем вводить новый вид, - так уже ввели пляжный волейбол.

Приятно сознавать, что в популяризации пляжного футбола есть немалая заслуга и общества "Локомотив", и нашего клуба. В свое время уговорили играть Алексея Смертина - нужна была медийная личность, чтобы привлечь внимание СМИ: "Не могу, уже сказал журналистам, что повесил бутсы на гвоздь". - "Не надо их снимать с гвоздя, в пляжном играют босиком…"

- Удивительный человек.

- Да. Я в детстве жил в Риме, но болел за "Милан". Тройку голландцев и Папена. И вот 20 лет спустя Гуллит становится тренером "Терека". Я попросил Лешу Смертина, чтоб познакомил. "Терек" в тот день проиграл, Гуллит был не в настроении. Я сказал по-итальянски ему - мол, рос под вашим влиянием. "Молодец! - ответил Гуллит. - Вперед!"

- Вы отобрали название "Локомотив" у белгородского волейбольного клуба.

- Клуб в Белгороде прошел через череду названий. Был даже "Динамо". В 2010-м РЖД провела инвентаризацию всех клубов. Выявили очевидный, но удивительный факт - в одной лиге из 12 команд играют три клуба на содержании РЖД. Белгород, Екатеринбург и Новосибирск. Это правильно?

- Нет.

- И мы решили поставить на Новосибирск. Крупный город, Западно-Сибирская железная дорога. На волейбол ездят смотреть со всей Сибири. А в Белгород только недавно появилась возможность добраться самолетом из Москвы. Результат - два Кубка России и победа в Лиге европейских чемпионов за три года.

- Всем известно, что Исинбаева, например, представляет общество "Динамо". Самый известный представитель "Локомотива"?

- Например, Анна Богалий. Легендарный Виктор Маматов представлял Западно-Сибирскую железную дорогу. Но мы больше ставим на молодежь. Вкладываемся в инфраструктуру - построили потрясающую хоккейную арену в Ярославле намного раньше остальных. Или стадион в Черкизове.

- Самый интересный человек, с которым познакомились благодаря "Локомотиву"?

- Руководитель нашего калининградского подразделения Леонид Захарович Кривонос. Человеку прилично за 70 - но какая же активность! Чем-то напоминает Виталия Давыдова. Все мероприятия проводит с блеском. Разбирается в современных гаджетах лучше молодых. Каждый день ездит на работу на велосипеде, наматывая к вечеру под двадцать километров. Встречаясь с ним, понимаю - стареть не страшно.

- Вы стали вице-президентом Международного союза железнодорожников. Что это?

- 24 страны. Постоянные соревнования по всему миру. Президент союза избирался, будучи работником английской железной дороги, потом стал генеральным директором Ирландских железных дорог. Переехал в Дублин. Я съездил туда - был поражен!

- Чем?

- "Медвежий угол" Европы, все живут простыми человеческими радостями. Поют, пьют пиво и ходят на регби. Или другие "кельтские виды спорта". Я обратил внимание - у ирландских песен три сюжета: женщины, алкоголь и Родина. Вернувшись, взялся за сборник рассказов Джеймса Джойса "Дублинцы" в подлиннике.

- Как-то приехал к Сергею Шавло - тогда генеральному директору "Спартака". Он сказал: "Чувствую очередь за своей спиной". Вы - чувствуете?

- Нет.

- Нет желающих?

- Может, и есть. Но та команда, которая работает сейчас, подходит оптимально, но если выдернешь кирпичик - риск, что будет существенно хуже, велик. Сменился не один коллектив, пока работа стала удовлетворять и обычных работников, и руководство. Прежде этого не было ни у тех, ни у других.

Думаю, еще пара таких лет - и общества "Локомотив" могло не быть вообще. Соревнования проводили бы частные подрядчики. А сейчас руководство привыкло доверять нашим советам и поддерживать. Довольны все. С руководством РЖД разговор строился так: "Покажите, что вы можете, и мы поможем. Потому что другие уже пять лет пытаются, но ничего пока не показали". Зачем менять хорошую лошадь на переправе?

- Футболистов донецкого "Шахтера" время от времени водили в шахту. Вы что-то железнодорожное попробовали?

- Да, с большим интересом к этому отношусь. На детской железной дороге в Новосибирске побывал в шкуре и машиниста, и сварщика, и дежурного по станции. Переключал стрелки, входной и выходной семафор. Как пацан сидел, открыв рот. Попал бы туда в детстве - стал бы железнодорожником.

- Вы объехали Италию и Францию вдоль и поперек. Самые удивительные места?

- Я там жил до 15 лет. Обожаю городки Тосканы - но это понятно, классика. Флоренция, Пиза, Сиена. Но есть еще Сан-Джиминьяно с кучей средневековых башен. Озера возле Комо. Нравится Южный Тироль, граница с Австрией. Где даже названия то ли на немецком, то ли на итальянском. В Риме не был восемь лет. Недавно приехал - был в восторге: "Здесь я учился! А здесь играл в футбол!"

- Пожив в таких странах - большая потребность туда возвращаться?

- У меня была большая потребность вернуться в Россию. Я ведь мог пойти по традиционной для нашей семьи дипломатической линии - и остаться в Европе. Но не готов даже на длительные командировки туда.

- Некоторые садятся за руль и колесят по Европе. Вы так делаете?

- Обожаю! Летом проехал от Барселоны до Прованса, юга Франции. Очень душевно получилось. Доехал до Марселя. Портовый город, сохранивший историю. Атмосфера удивительная - моряки, портовая публика всех мастей, старинный форт, море, корабли…

А Барселона - новая точка силы на карте Европы. В городе каждую минуту что-то происходит - можно перемещаться со спектакля на футбол. Город для творческих людей и на любой кошелек.

- Под какую музыку надо ехать в Марсель на машине?

- Под Барри Уайта! А в машине у меня полное разнообразие. От Эрика Клэптона или Боба Марли - до хип-хопа и металла…

- Хоккеист Миша Анисин жил с отцом в Италии. Влюбился в оперу. Сам запел.

- Я люблю не оперу, а живопись. Самый гипнотический для меня художник - Куинджи.

Стараюсь попадать на выставки. Недавно был в Амстердаме - сразу отправился в открывшийся после 13 лет ремонта Королевский музей. Там собрано все - от техники до живописи. Мореплавательная тема здорово представлена. Архитектура.

- Последнее открытие в этом смысле?

- Я снимал квартиру на Пятницкой. Узнал историю дома - прежде это был доходный дом с интересной судьбой. В нем с десяток квартир, люди пытаются своими силами восстановить прежний облик.

- А хобби у вас есть?

- Охота. Надеюсь, в декабре попаду в Смоленскую область по первому снежку. Лось, олень, кабан - кто уж выйдет…

- Самая славная охота в жизни?

- В Калмыкии. У нас столько гуся не увидишь. Лежишь в засидке в степи, ждешь. Так рассвет и встречаешь в ожидании стаи пониже.

- Ружье хорошее?

- Скромный "винчестер". Охочусь редко, нет смысла иметь пять ружей или инкрустированный "Зауэр". Мой хороший друг ходит с 30-летним "ТОЗом" - и набивает больше всех нас.

Юрий ГОЛЫШАК