Газета Спорт-Экспресс № 214 (6278) от 24 сентября 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

24 сентября 2013

24 сентября 2013 | Авто-мото

АВТО

В воскресенье в Остине прошел пятый этап чемпионата мира FIA в гонках на выносливость ( WEC ). В шестичасовой гонке на Circuit of the Americas российская команда G - Drive Racing , в составе которой выступает 31-летний Роман Русинов, одержала вторую победу подряд.

СНОВА САМЫЕ ВЫНОСЛИВЫЕ

Сергей БУТОВ

из Остина

ВСПОМИНАЯ ЛЕ-МАН

Субботняя квалификация принесла поразительные, на самом-то деле, результаты. Команда летела к победе на скоростях, недоступных конкурентам. Итоговые результаты впечатляли. Преимущество G - Drive Racing над ближайшим преследователем составило целую секунду - огромный разрыв для столь конкурентного класса, как LMP 2. Причем сам формат квалификации - в ней вычисляется среднее арифметическое время за два круга двух гонщиков одной команды - исключает возможность "случайного быстрого круга". Так что это была серьезная заявка на победу в воскресенье.

Насколько ключевое значение имеют для шестичасовой гонки результаты квалификации - вопрос дискуссионный, и однозначного ответа на него не существует даже в паддоке. Француз Лоик Дюваль, едва выйдя из кокпита своей Audi в быстрейшем классе WEC LMP 1 сразу после квалификации, с легкой иронией парировал напускную торжественность, с которой телевизионная бригада Международной автомобильной федерации ( FIA ) бросилась к нему с поздравлениями. Да, на фоне шестичасового марафона, двух смен пилотов и многочисленных пит-стопов, преимущество в одно-два места на стартовой решетке несколько теряет свою значимость, но, разумеется, не до конца. Трасса в Остине имеет репутацию далеко не самого удобного трека для обгонов. Это и до, и после гонки подчеркивал Русинов. И в воскресенье его слова полностью подтвердились. Эффектных обгонов в голове пелотона было считаное количество, и каждый из них вызывал бурю эмоций у комментаторов, чьи голоса гремели в прямом эфире в пресс-центре.

Чем еще хороша поул-позишн, так это тем, что дает гарантированное очко в командный зачет мирового первенства WEC . А учитывая июньскую дисквалификацию экипажа G - Drive Racing на "24 часах Ле-Мана", каждое такое очко для российской команды, борющейся на экваторе мирового первенства за самые высокие места в итоговом зачете, теперь на вес золота.

- Нужно отдать должное нашей команде, которая смогла собраться, несмотря на решение судей, и вновь, в честной борьбе, завоевала первое место, - сказал директор по региональным продажам компании "Газпром нефть", руководитель проекта G - Drive Racing Александр Крылов . - Результат на трассе в Остине в очередной раз продемонстрировал как отличную подготовку гонщиков, так и преимущества премиального топлива нового поколения G - Drive . До окончания чемпионата мира по гонкам на выносливость осталось всего три этапа, и я уверен, что у команды G - Drive Racing есть все шансы занять по его итогам призовое место.

Напомним, в конце июня яблоком раздора стал топливный бак экипажа Русинов/Конвей/Мартин. Инспекция после гонки зафиксировала превышение его допустимого объема в 75 литров. Аргумент, конечно, железный, однако и встречная аргументация команды выглядела вполне логичной даже в глазах самого незаинтересованного наблюдателя.

Команда настаивала на том, что использовала стандартный, стоящий на многих болидах соперников бак на 74,4 литра, который просто деформировался в ходе гонки. В FIA были представлены наглядные данные о том, что в течение всех суток в бак ни разу не заливалось более 73 литров. Более того, командная точка зрения косвенно подкреплялась официальными данными: именно экипаж G - Drive Racing совершил на Ле-Мане больше всего пит-стопов в своем классе, и эта статистика не слишком вязалась с представлением о том, что российский экипаж мог позволить себе дольше других команд оставаться на трассе без заездов на пит-лейн.

Итоговое решение FIA поддержать дисквалификацию при повторном рассмотрении обстоятельств дела бурных аплодисментов в гараже G - Drive Racing не вызвало. Здесь по-прежнему считают вердикт организаторов легендарной гонки несправедливым, и не исключено, что запас юридических ходов команды еще не исчерпан.

Решение FIA было вынесено вскоре после первой в истории победы экипажа на трассе в Интерлагосе, состоявшейся в начале сентября в Бразилии, и, само собой, слегка испортило победный привкус.

Чрезвычайно болезненна и потеря третьего места в Ле-Мане - марафоне, который в мире автогонок ценим и уважаем не меньше, чем Уимблдон в теннисе или "Тур де Франс" в велоспорте. Для огромного количества сильных и умелых гонщиков место на пьедестале почета этой гонки навсегда останется недостижимой мечтой. Хочется верить, что только не для Русинова и его партнеров.

Вопреки всему и всем российская команда молча и упорно выигрывает гонку за гонкой.

ТЕРПЕНИЕ И ВЫНОСЛИВОСТЬ

Тактический план команды всегда зависит от конкретной трассы, настроек и физического самочувствия пилотов.

Победный состав не меняют, утверждают в командных видах спорта. Однако в автоспорте предрассудков, судя по всему, куда меньше. Победную гонку в Бразилии открывал Конвей, продолжал Русинов, а замыкал Мартин. В воскресенье неизменной - второй - осталась только позиция россиянина. Конвею, который считается самым реактивным в этой тройке, выпало гонку закрывать. Впрочем, демонстрировать свои скоростные способности - так уж распорядилась судьба - британцу в воскресенье оказалось необязательно.

Мартин, крепкий австралийский пилот, стартовал предельно аккуратно, избегая малейшего контакта с соперниками, и уверенно держался на лидирующей позиции. Все перевернул с ног на голову первый же пит-стоп. Российский экипаж выехал с пит-лейн только четвертым, а на первые роли вышли два болида французской команды Oak Racing под управлением британцев Алекса Брандла и Мартина Плаумэна. Австралиец быстро отыграл одну позицию и расположился на третьем месте, держась в пределах 15 секунд от лидеров, хотя ближе к концу своей смены, бывало, сокращал отставание и до трех.

Смена Мартина, надо сказать, растянулась на 75 кругов и 2 часа 35 минут. То есть на добрых полчаса больше нормы, которой, впрочем, в гонках на выносливость, строго говоря, не существует. Максимальное время нахождения одного пилота на трассе в классе LMP 2 составляет 3,5 часа, минимальное - час с четвертью. Иными словами, ставка на одного пилота в отдельно взятой команде возможна только теоретически, так как провести за рулем больше 60 процентов всей гонки тот все равно не сможет.

Когда пришло наконец время показать себя Русинову, G - Drive Racing так четко сработала на пит-стопе, что российская команда вернула себе первую позицию, а Роман с первых же своих кругов преимущество над двумя болидами Oak Racing только наращивал. То был очень приятный сигнал.

Сразу после 3-часовой отсечки начавшаяся еще в паре Брандл - Плаумэн жесткая дуэль "плечо в плечо" между экипажами Oak Racing получила свое неожиданное (а, возможно, как раз ожидаемое) продолжение. Мексиканец Рикардо Гонсалес на полном ходу столкнулся с датчанином Дэвидом Ханссоном. Удар был настолько сильным, что показалось: одинаково сильно пострадали обе машины.

Так оно и вышло, хотя немедленно на пит-лейн ушел один Гонсалес - и вернулся оттуда очень не скоро. Ханссон же еще какое-то время пытался достать Русинова, однако затем, как рассказал в экспресс-интервью прямо из командного бокса, почувствовал: что-то случилось с настройками, потому что автомобиль стал вести себя совершенно иначе.

С точки зрения призовых мест гонка для основных конкурентов Русинова закончилась. Но означало ли это гарантированную победу G - Drive Racing ?

Говорить о чем-либо в утвердительном наклонении в шестичасовой гонке можно разве что за минуту до финиша. Опыт же Ле-Мана-2013 не говорит даже - кричит, что лучше и вовсе подождать итогов техосмотра.

G - Drive Racing в общем, а Русинов в частности настрадались в нынешнем сезоне прилично. В первой гонке, в Сильверстоуне, их экипаж даже лидировал, однако затем, в лучших британских традициях, начался дождь, и австралиец Мартин влетел в стену. Ремонт стоил команде призового места.

В следующей гонке - в бельгийском Спа - Русинов комфортно шел на втором месте, когда его руль зацепился за шланг, по которому в шлем гонщика поступает питьевая вода. В результате этого, совершенно бытового, инцидента Роман не смог в нужный момент повернуть в нужную сторону и, не успев сообразить, что к чему, уже стоял поперек трассы.

К счастью, в воскресенье обошлось без форс-мажора. Русинов без видимых проблем передал эстафету Конвею, а тому оставалось только не совершить глупостей. В случае с британцем - 30-летним пилотом, несколько лет назад выигрывавшим "Гран-при Монако" в престижной серии GP 2, а после прекрасно зарекомендовавшим себя в не менее престижном чемпионате Indycar , - на это можно было смело рассчитывать.

Второй раз за сентябрь на чемпионате мира FIA WEC звучал российский гимн (к слову, неправильный: организаторы в Остине, как это сплошь и рядом случается на соревнованиях в других видах спорта, перепутали старую и новую мелодии)!

КАК ОБРЕЗАЛА "ФЕРРАРИ"

- Мы долго шли к таким результатам и к таким скоростям, - рассуждал Русинов после окончания пресс-конференции, к которым в пелотоне WEC начинают привыкать. - Правильные настройки, четкое взаимодействие всей команды, хорошая работа пилотов - вот основные причины успехов. Самым сложным было сложить все воедино в начале сезона. Если говорить о сегодняшней гонке, то для нас крайне важно было добиться поул-позишн в квалификации.

- Почему?

- Мы предполагали, что у нас здесь будет не самая быстрая машина на прямых. Именно поэтому стартовать первыми было для нас кардинально важно. Прогноз перед гонкой подтвердился по ходу - даже те машины, которые мы опережали на круг, обгонять было совсем непросто.

- Как смотрелась гонка из бокса?

- На первом пит-стопе мы потеряли довольно много времени и стали четвертыми. Момент был волнительный. Потом Джон отыграл одну позицию, а на смене мы провели хороший пит-стоп и очень быстро выехали. Так я сразу стал первым - в пяти секундах от преследователей. К тому моменту, как они столкнулись друг с другом, нам удалось здорово оторваться! Уверен, мы должны были здесь выигрывать даже без их столкновения. Хотя оно сыграет нам на руку в общем зачете.

- Вас не удивила авария двух автомобилей одной команды?

- Совершенно не удивила. Эти два экипажа борются за чемпионский титул. У нас тоже, надо сказать, не обошлось без инцидентов. Когда я в очередной раз обгонял круговую "Феррари", она меня подрезала. Пришлось уходить во внутреннюю часть поворота - на поребрик, что привело к незапланированному прыжку всеми четырьмя колесами. Конечно, трасса здесь очень интересная. Быстрая, требовательная к технике и пилотам. Однако на Circuit of the Americas довольно сложно обгонять. Даже круговые становились настоящей проблемой - особенно в быстрых поворотах, там, где нужна прижимная сила. Но в целом справиться с этим нам удалось.

- Трудно себе представить более индивидуальный вид спорта, чем автогонки. Тем не менее заметно, что вы в хороших отношениях и с Мартином, и с Конвеем.

- Мы сейчас выступаем в самом настоящем командном виде. У G - Drive Racing хороший коллектив инженеров, механиков и пилотов. Мы сработались вместе, пусть для этого потребовалось время. И сейчас идем правильной дорогой.

- Две победы подряд для вашего экипажа большая удача?

- Это чемпионат мира! В Америке. Российская команда приезжает в Америку и побеждает на чемпионате мира! Добиться серьезных результатов в спорте возможно только благодаря постоянной работе. Удача, безусловно, нужна, однако самое важное - время на круге, которое показывают команды и пилоты.

P . S . Следующий этап чемпионата мира FIA WEC "6 часов Фудзи" состоится 20 октября в Японии.

5-й этап чемпионата мира FIA WEC . Остин ( США ). "6 часов Circuit of the Americas".

Класс LMP 1 . 1. Кристенсен/Дюваль/Макниш (Дания/Франция/Великобритания, "Ауди", Германия) - 187 кругов. 2. Дэвидсон/Буэми/Сарразен (Великобритания/Швейцария/Франция, "Тойота", Япония) - отставание 23,617. 3. Лоттерер/Трелуйе/Фасслер (Германия/Франция/Швейцария, "Ауди", Германия) - 1 круг.

Класс LMP2. 1. Мартин/РУСИНОВ/Конвей (Австралия/РОССИЯ/Великобритания, Орека-Ниссан", G-Drive Racing, РОССИЯ) - 178 кругов (9 кругов отставания от абсолютного победителя гонки). 2. Компанк/Минассян/Каффер (Аргентина/Франция/Германия, "Орека-Ниссан") - 10 кругов. 3. Хольцер/Крайхамер/Хароуз (Германия/Австрия/Чехия, "Орека-Ниссан") - 13 кругов.