Газета Спорт-Экспресс № 196 (6260) от 3 сентября 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

3 сентября 2013

3 сентября 2013 | Авто-мото

АВТО

Команда G - Drive Racing выиграла гонку в Бразилии.

РОССИЙСКИЙ ГИМН НАД "ИНТЕРЛАГОСОМ"

В ночь на 2 сентября в далекой Бразилии, на автодроме "Интерлагос", одной из самых сложнейших трасс в мире, произошло знаменательное событие, которого с нетерпением ждали болельщики автоспорта в России - впервые в истории чемпионата мира по гонкам на выносливость ( FIA WEC ) победу одержала российская команда. Исторический успех записал на свой счет экипаж команды G - Drive Racing , в составе которого выступает наш соотечественник Роман Русинов.

ИДЕАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА

Россия наступает по всем фронтам. После "Формулы-1", чемпионата мира по ралли, WTCC оставалась всего одна вершина в шоссейно-кольцевых чемпионатах. И сейчас можно сказать, что она не просто покорена, но и успешно освоена. Да еще как! Победа в квалификации, безоговорочное лидерство на протяжении всех шести часов гонки, лучший круг и итоговый триумф. У соперников на этот раз не было ни единого шанса.

Чемпионат мира по гонкам на выносливость ( FIA WEC ) с жемчужиной своего календаря, гонкой "24 часа Ле-Мана", привлекает все больше автомобильных фирм, так как является идеальной площадкой для демонстрации инновационных технических решений. Здесь в отличие от той же "Формулы-1" регламент поощряет использование технологий, которые уже сегодня можно применить на серийных машинах. Именно поэтому в списке участвующих в заездах Audi , Toyota , Nissan , Honda , Ferrari , Porsche и Aston Martin .

Экипаж российской команды G - Drive Racing , выступающий при поддержке компании "Газпром нефть", которая тестирует в рамках всех гоночных заездов чемпионата свое премиальное топливо G - Drive , заслуженно относится к числу главных фаворитов каждой гонки в своем классе. Трио составлено из гонщиков, которые отличаются не только скоростью, но и стабильностью, что особо важно в марафонских гонках. Роман Русинов в особых представлениях не нуждается. За свою карьеру он прекрасно зарекомендовал себя в соревнованиях такого типа, приводя к победам как машины класса GT ( Ferrari 360 в Европейской серии "Ле-Ман", на базе которой впоследствии и вырос нынешний чемпионат FIA WEC ), так и технику LMP .

На "пилотном" этапе все той же ЕЛМС, "1000 км Ле-Мана" 2003 года, Роман победил в категории LMP 675. И вот, 10 лет спустя, очередной успех. Но на сей раз в составе российской команды, а посему - российский гимн над трассой!

КОМАНДНЫЙ ВИД СПОРТА

Конечно, успех в гонках на выносливость невозможен без слаженной работы экипажа. Так и в случае с G - Drive Racing . Руководители команд специально подбирают трио спортсменов так, чтобы они понимали друг друга с полуслова и при поиске оптимальных настроек ни в коем случае не тянули одеяло на себя - эгоизм тут не к месту, постоянно приходится учитывать мнение коллег. Именно поэтому Ле-Ман и все подобные ему гонки считаются по-настоящему командным видом автоспорта.

Компанию Роману в экипаже G - Drive Racing составляют молодые, но уже добившиеся серьезных успехов гонщики. Британец Майк Конвей заставил о себе говорить после победы в знаменитом "Гран-при Макао", своеобразном "Гран-при Монако" в классе "Формула-3". Да и в княжестве он тоже добивался успеха - триумфальной стала гонка GP 2 в 2008 году. Затем, как это обычно бывает у многих одаренных спортсменов, на последний рывок в "Ф-1" попросту не хватило денег, и пришлось перебираться за океан, в Индикар. И там Конвей снова доказал, что прекрасно чувствует себя на трассах городского типа, выиграв заезды в Лонг-Бич и Детройте.

Джон Мартин не оставлял шансов соперникам в австралийской "Формуле-Форд", но для продолжения борьбы на должном уровне на европейской арене опять-таки не хватило средств, и, чтобы не зарывать талант, спортсмен выступал в первенствах "А1 ГП" и "Формула-Суперлига". К счастью, его вовремя позвал к себе в команду Алан Доукинг, и в классе LMP 2 Мартин снова громко напомнил о себе, регулярно участвуя в сражениях за поул-позиции. На его счету уже есть победы в FIA WEC .

Раз уж речь зашла про Алана Доукинга, то нужно упомянуть и про его команду ADR - Delta , которая, само собой, является неотъемлемой частью успеха. Именно с этим коллективом плодотворно сотрудничает G - Drive Racing . ADR ( Alan Docking Racing ) была создана в далеком 1975 году для участия в британских чемпионатах "Формула-Форд" и "Формула-3". За команду в свое время выступали такие известные гонщики, как Жак Вильнев, Хайнц-Харальд Френтцен, Марк Уэббер и Мика Сало. Для Ле-Мана Доукинг тоже не случайный человек, ведь именно его коллектив активно помогал заводской дружине Mazda в 1991 году, когда была добыта первая и единственная победа для роторного мотора на кольце Сарте. Сейчас ADR тесно сотрудничает с располагающейся близ Сильверстоуна конструкторской компанией Delta , что обеспечивает приток высококвалифицированных инженерных кадров.

КОНКУРЕНТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ

Что же представляет собой этот самый класс LMP 2, в котором выступает команда G - Drive Racing ? В отличие от LMP 1 здесь могут соревноваться только частные коллективы. Возможности по доводке техники сведены практически к нулю: за весь сезон можно использовать только два варианта аэродинамического обвеса, один из которых подходит только для очень специфичной трассы в Ле-Мане. В то же время от шасси зависит очень многое, так как поставщик двигателей здесь, можно сказать, один-единственный. Nissan подготовил очень удачный мотор VK 45 DE (технический регламент откровенно поощряет конструкции на базе серийных блоков V 8), близкий родственник которого устанавливался на легендарные купе GT - R японского первенства Super GT . Этими силовыми агрегатами оснащены почти все выходящие на старт прототипы LMP 2.

А вот выбор подходящего шасси - задача весьма сложная. В коллективе G - Drive Racing вместе с партнерами из ADR - Delta решили от добра добра не искать и сейчас выступают на машине Oreca 03. Вообще сочетание Oreca 03 Nissan является самым распространенным в классе, что указывает на преимущества такой комбинации. Французское шасси было одним из первых, сконструированных по нынешним правилам LMP 2, поэтому создатели располагали достаточным запасом времени, чтобы вылечить его от всех детских болезней. С другой стороны, из-за запрета на кардинальные доработки в Oreca не смогут оперативно дать отпор, если соперники вдруг изобретут что-то выдающееся.

И конкуренты не дремлют. В наличии имеются предложения от Oak (из-за рекламных обязательств носящие марку известной британской фирмы Morgan ), Zytek (в последнее время тесно сотрудничающих с формульной командой Caterham ) и уходящей со сцены английской фирмы Lola , чьи машины блистали на трассах в семидесятых-восьмидесятых. Есть еще Lotus - Praga - шасси, разработанное небольшой немецкой фирмой, оснащенное не самым выдающимся мотором Judd . Но это, по сути, лаборатория на колесах, с помощью которой сами немцы пытаются накопить опыт постройки прототипов. А посему никому, кроме небезызвестного дельца Колина Коллеса, выставляющего под вывеской Lotus свою команду, этот автомобиль не интересен.

На трассе в Бразилии основными конкурентами для G - Drive Racing стали представители французской команды Oak . По сути, это придворный коллектив конструкторского бюро, что позволяет потихоньку, в пределах правил, совершенствовать машину в межсезонье по своему вкусу. А вот клиенты Oreca такой тесной связи с производителем, само собой, лишены. Неудивительно, что после некоторой заминки на старте карьеры переименованное шасси Morgan стало грозной силой, а этим летом привезло экипаж к победе в Ле-Мане.

Еще один сильный соперник - коллектив Pecom , техническую поддержку которому предоставляет "придворная" команда Ferrari AF Corse . Несмотря на сотрудничество с итальянцами, Pecom не использует моторы легендарной фирмы и выступает на проверенном временем автомобиле Oreca Nissan , таком же, как у G - Drive Racing . Единственное отличие - шины. Если наши предпочли остаться на продукции Dunlop , то аргентинцы рискнули и поставили на возвращающуюся в категорию фирму Michelin . Но пока ставка конкурентов не срабатывает. На жарком бразильском асфальте именно британские шины оказались лучшим выбором, а французский протектор отработал недостаточно хорошо.

ДОМАШНЯЯ ЗАГОТОВКА

Сейчас многое в марафонских гонках зависит от шин. Так называемый double - stinting (использование одного комплекта на двух последовательных отрезках дистанции, то есть дозаправка без смены шин) - обычное явление. Это позволяет сэкономить до 30 секунд, но вынуждает один комплект честно отработать до полутора часов. А ведь есть еще triple - и даже quadruple - stinting , когда "черное золото" цепко держит трассу на протяжении 4 часов. Но, конечно, под палящим солнцем в Сан-Паулу о таких крайностях не задумывались. Главное - найти оптимальный баланс между возможной экономией времени на смене колес и темпом на трассе. И с этой задачей в G - Drive Racing справились на "отлично".

Фундамент успеха был заложен в квалификации. Своеобразный формат, когда время вычисляется по среднеарифметическому пары кругов двух гонщиков экипажа, заставляет спортсменов каждый раз доказывать, что они единая команда, а не набор эгоистов. В Бразилии коллектив G - Drive Racing превзошел конкурентов на полсекунды - очень весомое преимущество, по меркам класса.

Важность квалификации заключается в том, что удачное выступление помогает расположиться как можно ближе к LMP 1, которые на самом старте уйдут в отрыв и оставят немного чистой трассы для свободы маневра. А вот в гуще событий LMP 2 всегда можно попасть под раздачу и стать по-настоящему "пилотом болида", когда неуправляемый автомобиль на высокой скорости таранит конкурентов без разбора. Особенно важна квалификация на таком автодроме, как Интерлагос, где вероятность завала в связке первых поворотов чрезвычайно высока, а прототипы, как показал прошлогодний этап, буквально летают над трассой.

К счастью, Майк Конвей хладнокровно распорядился всеми преимуществами, которые предоставляет успех в квалификации. Кавалерийский стартовый наскок конкурентов был отражен, и англичанин принялся планомерно наращивать отрыв. За пару часов, проведенных на трассе, Майк создал внушительное минутное преимущество над ближайшим конкурентом - не в последнюю очередь благодаря возможности проходить по два отрезка на одном комплекте. Мгновенная смена гонщиков после двух часов борьбы - и на трассе уже Роман Русинов. По ходу своей смены наш спортсмен еще более упрочил позиции экипажа, а Джон Мартин в блестящем стиле довел дело до триумфа, удержав на почтительном расстоянии экипаж Oak , который благодаря определенной доле везения в моменты выезда на трассу автомобиля безопасности сумел на один раз меньше других заезжать на дозаправку. В итоге ближайший конкурент отстал от экипажа G - Drive Racing на целый круг.

Благодаря этому успеху коллектив G - Drive Racing с новыми силами включается в борьбу за места в тройке призеров FIA WEC . Сезон у чемпионата особый, половина зачетных баллов еще не разыграна, и есть все шансы на успех по итогам года, о чем говорит директор по региональным продажам "Газпром нефти", руководитель проекта G - Drive Racing , Александр Крылов: "Уверенная победа и очередной подиум G - Drive Racing дает нам надежду рассчитывать на призовое место по итогам всего чемпионата мира гонок на выносливость в этом сезоне. Особенно важно, что топливо G - Drive , которое мы тестируем во время гоночных заездов, также способствует достижению отличных результатов, которые демонстрирует наша команда".

Один из виновников торжества Роман Русинов так прокомментировал "домашнюю заготовку" на гонку: "Для нас было важно заработать поул, поскольку на трассе в Бразилии довольно сложно обгонять. В итоге мы показали скорость, которая позволила нам бороться за победу. Мы предполагали, что, если все пойдет по плану, на первых кругах сможем оторваться от соперников и далее будем просто контролировать гонку. Жаркая погода сильно повышала износ шин, но и с этим мы справились. Хочу поблагодарить G - Drive и всю команду за хорошую работу".

А нам остается только поблагодарить самого Романа и всю команду за этот подарок. Наш гонщик удачно описал эмоции, переполнявшие наших болельщиков сразу после финиша: "Это потрясающая победа команды G - Drive Racing ! Было приятно получить столько теплых сообщений и звонков. Я горд, что вместе с G - Drive Racing впервые в истории мы поднимаем флаг России над высшей ступенью пьедестала почета в чемпионате мира".

Виктор ВАСИЛЬЕВ