Газета Спорт-Экспресс от 5 августа 2013 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

5 августа 2013

5 августа 2013 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

До чемпионата мира в Москве - 5 дней

Валентин МАСЛАКОВ: "Я ХОРОШО "ЧИТАЮ" ИСИНБАЕВУ"

За несколько дней до начала домашнего чемпионата мира главный тренер сборной России выступает со страниц "СЭ" с программным интервью, в котором нашлось место не только медальным планам, но и спорной позиции по борьбе с допингом и натурализации.

УНИВЕРСИАДА: "РЕБЯТА, НАДО ВЫСТУПИТЬ"

- Мы собираемся во время чемпионата мериться медальным зачетом с Америкой?

- Откровенно говоря, это будет непросто. Заявка у них очень сильная. К тому же сзади продолжают наступать Кения с Великобританией. Англичане на всех уровнях заявляют, что пасуют перед нами, однако реалии говорят об обратном. По деньгам, вполне возможно, они нас даже переплюнут, хотя нам - спасибо министру - грех жаловаться на финансирование.

- Вы не опасаетесь, что широкая публика, которую развратили 150 золотыми медалями универсиады, не поймет команду, если та выступит в Москве скромно?

- С одной стороны, да, есть такие опасения. С другой, не мы виноваты в том, что случилось в Казани. Если Саша Меньков, студент, говорит: "Я хочу выступить на универсиаде", как мы можем сказать ему "нет"? И ведь такая ситуация была почти с каждым. Ни одного нестудента в составе по легкой атлетике не было.

- Это многое говорит о том, как устроен российский спорт.

- Правильно. Но и считать, что соперников у россиян в Казани не было совсем, тоже неправильно. Вон, Меньков - уникальный случай - прыгнул на личный рекорд и с результатом 8,42 проиграл универсиаду.

Раньше, когда студенческие соревнования проходили где-нибудь за границей, мы не заостряли внимания на комплектовании команды. Но в этом году нам сказали: "Ребята, надо выступить". Я понимаю так, что похожая история случилась и в других видах спорта.

ЛУЖНИКИ: В ШИПАХ ПО АСФАЛЬТУ

- Сборная России во время чемпионата будет жить в гостинице в центре Москвы. Обычная ситуация?

- Необычная. Лично мне еще надо смириться с мыслью, что надо так, а не иначе. Сейчас вот вспоминаю - и понимаю, что после Олимпиады-1980 я в гостинице в Москве никогда не жил.

- Есть спортсмены-москвичи, которые захотят ночевать дома, а не в гостиничном номере?

- Пока таких пожеланий я не слышал. Но, честно говоря, если появятся, не буду против.

- Со стороны временами кажется, что Усэйна Болта в Москве хотят увидеть больше, чем Елену Исинбаеву и других россиян. Вы не ревнуете?

- Сомневаюсь, что наш зритель в широком смысле слова отличит Болта от Исинбаевой. Хотя интерес к легкой атлетике никуда не делся, просто ее надо преподносить современному зрителю более тщательно. Я постарше, еще помню битком забитые стадионы на матчевых встречах СССР - США.

- За сколько Болт может пробежать стометровку при такой прохладной погоде, какая установилась в Москве?

- Да нормальная погода, спортивная. На Ямайке теплее, но и там температура бывает разная. И потом, Болт часто выступает в Европе, где прохладное лето случается регулярно. Не вижу большой проблемы.

- На какой результат он может рассчитывать, исходя из результатов в этом сезоне?

- Знаете, о Болте говорят, что он быстро бегает только по заказу. Чемпионат мира - некоммерческий турнир, но я думаю, что на глазах россиян он должен пробежать хорошо.

- 9,70 для него хорошо?

- Не очень. Побыстрее надо.

- А если ему грамоту от Министерства спорта по-обещать?

- Вряд ли заинтересуется. Благодарности российской публики ему будет достаточно. Уверен, что ему и его команде такая огромная страна, как наша, крайне интересна на перспективу. Да и в легкой атлетике Россия - держава очень авторитетная.

- Приходилось слышать, что в "Лужниках" особая роза ветров. В чем специфика?

- Да нет там никакой особой розы. Может, только во время московской Олимпиады, когда на стадионе умышленно открывали какие-то ворота, отчего копье летело в одну сторону, а ядро в другую. Это было, да. Но потом изменился сам стадион. Появилась крыша. Сейчас ребята разминаются на тренировочном поле, а потом приходят на арену и чувствуют: ветра нет вообще. Там другие нюансы важны.

- Какие?

- Все будет зависеть от качества дорожки, от того, как задействован вираж. Он в свое время в "Лужниках" был не очень хорошим. Барьеристы жаловались, что с виража был слишком резкий поворот на прямую. Сейчас таких серьезных проблем нет, есть просто некоторые моменты, на которые знающие люди обращают внимание.

Меня критиковали, когда я после чемпионата России поднял ряд вопросов. Хотя по большому счету я просто повторил то, о чем спортсмены говорили еще до чемпионата. Организаторы обещали кое-что подправить. Добавят разбегу в тройном, в шесте. Из call - room к сектору в шиповках нужно было метров 150 идти по асфальту. Мелочи вроде. Но важные.

ДОПИНГ: СНАЧАЛА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ПОТОМ ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ

- Не проходит и недели, чтобы кто-либо из звезд не отказался ехать в Москву. Вы расстраиваетесь, как гостеприимный хозяин, к которому не дошли гости, или радуетесь, как тренер прямых конкурентов?

- Среди отказников мало наших конкурентов, чему тут радоваться. Другой вопрос, что подобная ситуация, по своему опыту говорю, происходит перед каждым крупным турниром. IAAF занимается чисткой рядов, а мы только слышим отголоски - тот не приедет, этот, один травмировался, другой отравился.

- Как отреагировали на грандиозный скандал в спринте с участием Тайсона Гэя и ямайцев? У вас нет ощущения, что это две разные истории?

- Да одна и та же! Не должны - это мое твердое убеждение - звезд такого уровня вот так отстранять. Это бьет по самой легкой атлетике, где часто ходят смотреть не спорт, а конкретных людей. Вообще считаю, что борьба с допингом сегодня идет не туда, куда надо.

- А куда надо?

- Не надо устраивать казни. Выносите сначала официальное предупреждение, а потом уже дисквалифицируйте. А не так, как сейчас: был спортсмен - и нет спортсмена. Уверен, для профессионального спорта такая система сыграла бы положительную роль.

А больше всего меня поражает и возмущает, когда спустя много лет у людей отнимают медали. Глупость величайшая, для нормального ума это непонятно. Вы же сами брали на допинг тех людей, пропустили их, добро дали! Так забудьте о том, что было. Поверьте, большинство спортсменов не стали звездами после своих побед много лет назад и не получили больших материальных благ.

- Вам не страшно высказывать такую нежесткую антидопинговую позицию? Сейчас это крайне немодно.

- Немодно. А с другой стороны, антидопинговые специалисты из Австралии публично говорят: современная борьба с допингом неэффективна. Ладно я, который по должности не имеет права говорить такое, но к мнению ученых можно прислушаться.

- Идут разговоры, что обнаружен новый метод, который чрезвычайно больно ударил по ямайскому спринту. Вам об этом что-нибудь известно?

- Я не верю во все эти методы. Когда смотришь в корень, обнаруживаешь до боли знакомые препараты, которые применяются десятками лет. Ничего принципиально нового, кажется, еще не изобрели.

- Почему вы, к слову, не кричите на каждом углу, как британцы: мол, Ямайку надо дисквалифицировать, Болта нельзя допускать до чемпионата мира!

- Великобритания - особая страна. Им у самих себя покопаться - много чего обнаружили бы. Великолепный спринтер Дуэйн Чэмберс был когда-то суперзвездой, авторитетом для нас. А потом попался. И другие англичане попадались. Другое дело, что можно любить страну, а можно не любить. И если они в отношении России так воспитаны или настроены, что тут сделаешь?

- Теперь камень в ваш огород. Такое ощущение, что за календарный год поймано полсотни наших легкоатлетов. Скандал грандиозный. Что происходит?

- Я бы не драматизировал. Да, это неприятно. Но посмотрим на ситуацию с другой стороны. Россия ежегодно забирает 15 - 16 тысяч допинг-проб, из них 4,5 - 5 тысяч приходится на легкую атлетику. Цифры грандиозные. Они говорят о том, что Россия по-настоящему с допингом борется и выделяет на это бешеные деньги. Ни один сбор не обходится без приезда РУСАДА, а есть же еще тестирование WADA . Ясно, что в этой ситуации результаты контроля не всегда будут такими, какими мы хотели бы их видеть. Но если мы сдаем 5 тысяч проб, и среди них набирается 50 положительных, - это всего-навсего один процент. Французы считают, что в профессиональном спорте должно быть 6 - 7 процентов. А у нас - один.

НАТУРАЛИЗАЦИЯ: ДАЛЬШЕ ДЕЙСТВОВАТЬ БУДЕМ МЫ

- Вы прямым текстом высказались за натурализацию. Не опасаетесь негативной реакции общества, когда наденете майку сборной России на темнокожего спринтера с каких-нибудь банановых островов?

- Мы сейчас единственная легкоатлетическая держава, где нет натурализованных спортсменов. Реальность же диктует то, что иметь ведущих спортсменов во всех дисциплинах невозможно. Даже Америке, которая, хорошо это понимая, сосет спортсменов со всего мира - берет их студентами и мягко натурализует.

Знаю, что многие из тех же ямайцев учатся в американских вузах, тренируются там по хорошим методикам. Не скажу, что в России глупые тренеры - напротив, умные. И работают по совершенным методикам. Но в Америке интерес к учебе и самосовершенствованию плюс хорошая стипендия. А у нас что? Кроме стипендии в 40 рублей, больше ничего предложить не можем.

- Зато можете поездку на универсиаду оформить.

- На днях смотрел по телевизору передачу о человеке, который придумал телевидение. Владимиром Зворыкиным звали. В Америке он известная фигура, а кто о нем в родной стране что-то знает? Так же и в спорте. Смотрю открытый чемпионат США среди студентов, и там побеждает много иностранцев. Они молодцы - чемпионат делают открытым, таланты сами к ним приезжают. Остается с ними только договориться.

Мы пока не можем привлечь бедного темнокожего паренька, устроить его в нормальный институт и дать ему возможность заниматься спортом. Не хочется даже об этом говорить, но во многих наших городах черных ребят забивают просто. Необходимо эту ситуацию исправить. Собираемся подключить республики, чтобы те привлекали интересующих нас студентов. Главное, есть люди, готовые нам в этом помочь.

- Где будете натурализовывать? Спринт, длинные бега - понятно. Где еще?

- Где у нас хорошо, там хорошо. Не надо ожидать натурализации в прыжках в высоту. Безусловно, начинать надо со спринта и "выносливости". Пока что мы вынуждены - часто просто из жалости - заявлять на спринтерские дистанции по одному человеку. Шучу с грустью, что в России спринт начинается с 400 метров.

КОМАНДА, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЕМ

- Вам понятно, почему Елена Исинбаева объявила об уходе из спорта до, а не после чемпионата?

- Мне не всегда ясны поступки Исинбаевой, но в данном случае я ее, кажется, хорошо понимаю. У меня такое ощущение, что это было заявление в первую очередь для прессы и спонсоров, от внимания которых она очевидно подустала. Елена столько сделала за свою карьеру, обычному человеку хватило бы и десятой части! Как бы она ни выступила на чемпионате мира, мы будем ей благодарны.

- Многие отмечают: в последние год-два прогнозировать ее результаты стало невозможно. То ли прыгнет, то ли не прыгнет. Полная лотерея.

- Елена - непростой по характеру человек, а ее подготовка в последнее время проходит не по классическим канонам. Сегодня может сделать так, а завтра иначе. Когда меня просят прокомментировать ее выступления, стараюсь не зацикливаться на том, о чем сказала она сама. У меня своя позиция. Я ее "читаю" хорошо. Елена прыгнула в этом сезоне на 4,75. Конечно, это не тот результат, который нужен для победы на чемпионате мира. Исинбаева тоже это понимает.

- Вам не кажется, что мэтр Евгений Загорулько не преувеличивает, когда говорит, что Россия может вообще остаться без медалей в мужской высоте? В списке 20 лучших прыжков сезона нет ни одного российского.

- Я верю в Ваню Ухова. Это человек, который отвечает за свои слова. Когда он говорит: "Не переживайте, все будет хорошо", у меня нет оснований сомневаться. Мне было заметно, что Иван чуть-чуть перебирает в личном весе, при том что вес для высотника - это все. В этом вижу у него резерв.

- Кого из россиян считаете открытием сезона-2013?

- Меня продолжают удивлять тот же Меньков и барьерист Сергей Шубенков. Ребята на глазах выросли в спортсменов экстра-класса. В этом сезоне вроде бы прорезался женский шест. Мы очень уважаем Свету Феофанову, но на чемпионате мира обязаны были дать право выступить девчонкам, которые это право честно завоевали.

- Большое впечатление произвела Екатерина Конева, прыгнувшая тройным на 14,82. Так далеко в России не прыгали, кажется, со времен Татьяны Лебедевой образца Пекина-2008.

- Я над коллегами в тройном в последние годы, честно говоря, слегка посмеивался. Но теперь понял, что был не прав. Своими глазами видел у Коневой чистые прыжки за 15 метров. Да и Ирина Гуменюк достойно выступила в "Лужниках". Так же незаметно, как женский тройной, у нас просыпается и мужское ядро. Это здорово.

- За счет чего такой прорыв у лидера сезона в метании копья Дмитрия Тарабина? Самое дурацкое объяснение, которое я слышал, - женитьба на Марии Абакумовой. Но, похоже, оно же и самое правдивое.

- И я тоже так думаю. Мне вообще нравится эта пара, как они относятся друг к другу. Непонятно другое. Зачем Абакумова ушла от российского тренера к иностранцу? Не могу ничего плохого сказать о наставнике из Эстонии, но ведь на 72 м она метала под руководством Александра Синицына.

- Можете назвать спортсменов, которые после Олимпиады в Лондоне не ушли из спорта только ради московского чемпионата?

- Да почти все лидеры сборной. Вот Юлька Гущина только что к нам подходила - типичный пример. Для нее этот чемпионат мира последний. Для меня, ее тренера, это большая боль.

- Скольких еще мы потеряем после 18 августа?

- Многих. Даже очень. Но это жизнь. Она продолжается.

Сергей БУТОВ