Газета Спорт-Экспресс № 105 (6169) от 21 мая 2013 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

22 мая 2013

22 мая 2013 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

На вопрос о том, является ли "Формула-1" спортом, коммерческий директор команды "Катерхэм" отвечает: "Однозначно - да!" И объясняет - почему.

Оксана КОСАЧЕНКО: "ОЦЕНКА ТРУДА - СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ"

- Различным видам физической подготовки пилотов уделяется очень много времени. Потребности в физподготовке для "Формулы-1", правда, значительно отличаются от других видов спорта. Ведь что мы чаще всего понимаем под общефизической подготовкой - бег, работу с весами - и тебе будет счастье, и мышцы будут у тебя рельефные. В "Формуле-1" необходимы очень специфические упражнения - здесь вовсе не надо накачать мышцу, ее надо высушить. Кроме того, в "Формуле-1" важнейшую роль играет диета, ведь гонщики тщательнейшим образом следят за своим весом.

Вес пилота имеет отношение к итоговому весу автомобиля и возможностям его регулировки. Это ли не яркий пример взаимоотношений спорта и техники? Нагрузки "Формулы-1" под силу не каждому, вообще автомобильный спорт - соревнование на выносливость. А "Формула-1" в этом смысле просто вершина, потому что гонки очень длинные, а условия достаточно сложные - либо холод, либо жара, часто повышенная влажность.

Все это, кстати, диктует разную подготовку к различным "Гран-при". На мой взгляд, подготовку пилота в "Формуле-1" можно сопоставить по сложности и жесткости требований к спортсмену лишь с подготовкой гонщиков серии "Ле-Ман".

- Но помимо пилота в "Формуле-1" есть еще инженеры и конструкторы, которые соревнуются со своими коллегами из других команд. Они к своей работе тоже относятся как к спорту?

- Нет, нет, нет! Для инженеров гонки "Формулы-1" - это не спорт, а испытание их знаний, умений. Да, это своего рода соревнование, но его нельзя назвать спортом. Это соревнование технологий, умения применить свои знания. Впрочем, оценку труда инженеров и конструкторов дает именно спортивный результат команды. Ничто другое не может оценить их труд, кроме результата пилота на трассе. Спортивный результат - это оценка всего, сделанного командой. Поэтому я и считаю, что "Формула-1" - это спорт, коль оценка идет по результату, показанному на трассе.

Хороши ли механики, прикрутившие колеса? Хорош ли конструктор, разработавший те или иные узлы автомобиля? Мы узнаем это только по спортивному результату на трассе.

- Получается, что ваша позиция по главному вопросу такая: "Формула-1" - это спорт, но спорт командный?

- Совершенно верно! Это очень правильное его понимание. Есть большое заблуждение: почти всем кажется, что "Формула-1" - это спорт для пилотов. Да, фактически именно пилот на виду, но он лишь верхушка айсберга, то есть команды. К пилоту, разумеется, максимум внимания, но на самом деле результат во многом делается коллективом. Плохо выполнен пит-стоп, плохо настроена машина - это вина команды, а не пилота. Команда выставляет на вид двух своих гонщиков, все остальные находятся как бы за сценой, и если команда сделала что-то неправильно - именно пилот плохо финиширует. Получается, что именно к пилоту приковано как позитивное, так и негативное внимание болельщиков.

И еще считаю, что в "Формуле-1" одна из лучших комбинаций бизнеса и спорта. Автоспорт дает нам видение прогресса, развития автомобилестроения, демонстрируемое через результаты. "Формула-1" - это и маркетинговые возможности. Их, разумеется, нельзя назвать уникальными, но они одни из самых крупных в мире спорта. В этом аспекте "Формула-1" сопоставима разве что с НБА и с футбольной Лигой чемпионов.

С другой стороны, как я уже говорила, "Формула-1" - это, безусловно, спорт. Пилоты "Формулы-1" - спортсмены высокого уровня. Физподготовка, выносливость, моральная готовность - все это необходимо для успеха.

Короче говоря, по моему мнению, "Формула-1" - это баланс спорта и бизнеса. А в современном мире именно этот баланс является наиболее востребованным.

Лина ХОЛИНА