Газета Спорт-Экспресс № 41 (6105) от 25 февраля 2013 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

25 февраля 2013

25 февраля 2013 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ГЕНИЙ СПРИНТА

Вчера россияне Алексей Петухов и Никита Крюков стали чемпионами мира в командном спринте. Для Крюкова это второе золото Валь-ди-Фьемме-2013 - после победы в индивидуальном спринте.

Сергей БУТОВ

из Валь-ди-Фьемме

НИКИТОС

Конечно, самому Крюкову мы это говорить не станем, но за четыре дня он стал cуперзвездой российского спорта. Вчера ни много ни мало переписал историю спринта, пусть пока еще довольно куцую. До россиянина лишь одному гонщику - норвежцу Оле-Вигену Хаттестаду - удалось выиграть обе спринтерские дисциплины в рамках чемпионата мира. Случилось это в 2009-м в чешском Либереце, когда конкуренция в этой дисциплине была поменьше, чем сейчас.

"Чемпион по человеческим качествам", - скажет вам про Крюкова Юрий Чарковский, 72-летний Дядька Черномор российской сборной, повидавший на разных постах не одно поколение отечественных лыжников. Золото Олимпийских игр в Ванкувере не изменило личность Крюкова ни на йоту. Для доброй половины знакомых с Крюковым людей он так и остался Никитосом - веселым, открытым, добродушным парнем, в котором спортивная наглость сочетается с хорошим воспитанием.

Эмиль Йонссон, с которым Крюков вчера расправился на финише как с ребенком, - общепризнанно самый стабильный спринтер мира последних лет и совершенно неслучайно возглавляет ныне зачет Кубка мира. Он довольно-таки непростой парень, этот Йонссон. И неоднократно позволял себе на правах лидера шпильки в чужой адрес по самым разным поводам. Доставалось от него и Крюкову - возможно, по делу, кто сейчас вспомнит?

На вчерашней пресс-конференции Никита вполне мог бы вернуть шведу должок. Но вместо этого он сказал:

- Очень рад, что серебряная медаль досталась именно Эмилю, которому на чемпионатах мира сильно не везет.

Йонссон ошарашенно посмотрел на Крюкова и, не зная, как его отблагодарить, схватил его обеими руками. А потом, видимо, от переизбытка чувств назвал Никиту "гением спринта".

Теперь вы понимаете, почему Крюкова спешит поздравить на финише даже Петтер Нортуг, который признает собственное поражение в одном случае из десяти?

МЕДВЕДЬ

У Алексея Петухова, напарника Крюкова, - своя история. Ему отчаянно не везло на многих крупных турнирах. Наверное, кто-то скажет, что дело не в везении, а в неумении взять нервы в кулак в решающий момент. На самом деле, правдивы оба варианта.

Петухов приехал в Либерец-2009 в статусе потенциального чемпиона. К нему только-только приклеилось прозвище Русский Медведь - колоритного парня с окладистой бородой замечали издалека, да и результаты, показанные им по ходу сезона, внушали конкурентам серьезные опасения. Алексей тогда стал третьим в квалификации, с колоссальным запасом выиграл четвертьфинал. Но когда пришло время забегов лучших против лучших, он тихо проиграл. Похожая история случилась и два года назад в Осло, с той лишь разницей, что не было никакого успеха в квалификации, да и уступил Петухов уже в четвертьфинале.

Между двумя турнирами с ним случилась бронза Олимпийских игр в Ванкувере в командном спринте, который Алексей бежал в паре с Николаем Мориловым. Сейчас та медаль вспоминается с благодарностью, однако я прекрасно помню нотки разочарования, порхавшие по смешанной зоне олимпийского лыжного стадиона сразу после финиша. От звездной пары ждали золота. Возможно, это был тот самый случай, когда ожидания были завышенными, но их косвенно подтвердили сами спортсмены, в чьих словах проскальзывала досада.

Весь сезон-2012/13 Петухова лихорадило. Он лишь однажды напомнил себя прежнего, став третьим в коньковом ходе в городском спринте в Квебеке. Петухов прекрасно понимал: в Валь-ди-Фьемме ему дадут всего один шанс.

- Я хотел бежать классический индивидуальный спринт, но тренер (Юрий Каминский. - Прим. С.Б.) сказал, что надо реально оценивать свои шансы, - говорит Алексей. - Настроение мое колебалось словно на весах - то туда, то сюда. Я и хотел бежать, и, с другой стороны понимал: побороться за награду… ну, в общем, нереально. Поэтому настраивался на "конек". Мыслями был весь в эстафете. Жил ею, ждал этого дня.

Окончание и другие материалы - стр. 16