12 января 2013

12 января 2013 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

Пытаясь разобраться с недавними перестановками в российской сервис-бригаде специальный корреспондент "СЭ" побеседовал с ее недавно назначенным руководителем - 60-летним Александром ВОРОНИНЫМ.

ХОРОШИЕ ЛЫЖИ ЕДУТ БЫСТРО ДАЖЕ НА СЛАБОЙ СМАЗКЕ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Рупольдинга

- Вы давно работаете в лыжных видах спорта. И все же напомните нашим читателям о ступенях своей карьеры.

- Гонялся за ЦСКА, потом работал с армейскими юниорами. В 1985 году женскую сборную СССР возглавил Николай Лопухов, пригласивший меня в помощники. С тех пор наши пути и сходились, и расходились, но в профессиональном смысле мы все время были где-то рядом. Я сотрудничал с Александром Грушиным, два года работал с австрийской сборной, а до минувшей весны тренировал двоеборцев. Затем последовало предложение СБР войти в состав специальной группы, занимающейся технической подготовкой к Олимпиаде в Сочи. Лыжи, смазки, снежные пушки, шлифт-машины... Все, что поможет нам лучше выступить в родных стенах. В декабре поступило предложение возглавить сервис-бригаду первой сборной. Я его принял.

- Сколько сейчас сервисменов под вашим началом?

- Со мной - девять.

- С жестким разделением на женских и мужских?

- Не совсем. Подгруппы существуют, но в целом сервис-бригада работает комплексно. И если нужна помощь, все закрывают общий участок работы.

- Это вопрос я задавал нашим сервисменам еще в прошлом году. Тогда их количество возросло с трех до семи, теперь - с семи до девяти. Как же раньше справлялись трое? И значит ли это, что новые технологии требуют резкого увеличения числа рабочих рук?

- А когда-то вообще двое были и тренерами, и сервисменами, и всеми остальными тоже. Я имею в виду себя с Лопуховым, а потом и с Грушиным. Мазали, выкатывали, отбирали лыжи... Работы было очень много. Немало ее и сейчас. Скажем, у "гладких" лыжников в сервис-бригаде - человек 25. Эстонцы, наши... Потому что у них и спринт, и классический ход, и много других нюансов. Мы справляемся вдевятером.

- Чем больше людей - тем проще выбрать смазку?

- Выбор мази - не самое трудное. Куда тяжелее разобраться с "сухими" лыжами, найти нужную конструкцию, пластик, температурное соответствие. Потом наступает черед подбора лучшей скользящей поверхности. До этого насечки формируются на шлифт-машине, с которой управляется итальянец Стефано Вуерич - фактически десятый член нашей команды. Он не ездит на каждый этап, а обрабатывает лыжи, которые мы ему отправляем, у себя дома. Такие машины, кстати, есть и в России. Например, специально для российской биатлонной команды две высококлассные уже установлены в Сочи, и Вуерич дважды туда летал. От квалификации мастера вообще многое зависит. Существует миллион вариантов насечек - без опыта и интуиции правильную не нанести. А ведь еще и производители на фабрике наносят свой рисунок.

- Он остается после обработки на шлифт-машине?

- Затирается. На шлифовальном камне устанавливается нужная комбинация алмазных резцов, после чего поверхность лыжи приобретает желаемую структуру. На холодную погоду у нас лучше получается, с теплой пока есть проблемы, продолжаем искать варианты.

- Получается, у фирмы-производителя можно заказывать лишь болванки, а насечки наносить самостоятельно?

- Нет, так не выходит, хотя кто-то и пробовал. "Фирмачи" свое дело знают, работают не зря.

- Вернемся к составу сервис-бригады. Представители каких стран в ней трудятся?

- С женщинами - итальянцы Марколини и Марандини, австриец Нойнер и белорус Яскевич. С мужчинами - россияне Колосков, Шашкин, Коростелев и украинец Заровный.

- С Зайцевой работает персонально Марколини?

- Не только с Зайцевой - за каждым спортсменом закреплен конкретный сервисмен. Но и ему помогают остальные, и он - остальным.

- Чувствуется ли обида опытных российских профи на некоторую утрату доверия к ним?

- Такие моменты есть. Но подробнее на эту тему мне говорить не хотелось бы.

- У кого лучшая сервис-бригада в мире?

- Традиционно сильны норвежцы, немцы и наши. У итальянцев есть мастера. Но ошибки допускают все. Без них в нашем деле не бывает.

- Звезды типа Бьорндалена обращаются к сервисменам своих сборных или оплачивают собственных?

- Раньше такое было, сейчас не знаю, если честно. Но одному человеку в любом случае не управиться. Нужны два-три мастера.

- Насколько осложняет биатлонисту жизнь переход на новую марку лыж?

- В самом переходе сложности нет. Проблема в том, что спортсмен не может использовать все те пары, которые он откатал и присмотрел для себя в прошлом. Лет пять назад, скажем, кто-то выбрал пару для Поклюки или Хохфильцена, заботливо ее отложил, законсервировал. А теперь приходится искать новый вариант. По контракту на лыжах другой фирмы бежать нельзя.

- Хочется верить, что "фирмачи" это понимают и компенсируют спортсмену возникшие сложности?

- Наверняка. В том числе и очень тесным сотрудничеством - чтобы облегчить подбор новых пар. Спортсмены, если разобраться, имеют по 40 пар лыж, а бегают весь сезон на двух-трех. Найти эти две-три - сложнейшая задача. Звезда на подиум всегда выходит с новейшей моделью лыж. Добросовестно рекламирует. Но бегает на проверенных парах какой-нибудь пятилетней давности, которые дают ему настоящую скорость.

- Сами участвуете в сервис-процессе?

- Обязательно. Откатываю лыжи наравне со всеми. Дело это парное, нужен человек примерно той же комплекции. Проехали синхронно, поняли, какие лыжи лучше, отбраковали, обкатываем следующие. Методом исключения вывели в "финал" две-три пары из всех. Окончательное решение принимает сам спортсмен.

- Отечественные производители смазок и лыж хоть чуточку живы?

- А как же? Приезжают пермские, кировочепецкие "мазевары", предлагают продукцию. Кое-чем пользуемся. Более того, и иностранцы ценят некоторые наши разработки. Особенно те, что рассчитаны на морозную погоду. Кирово-Чепецк в этом смысле котируется довольно высоко. А вот своих лыж у России пока нет. На Балабановской фабрике в Калужской области пробуют что-то наладить, но до большого успеха пока далеко.

- Легенда о том, что зарубежные "фирмачи" никогда не дадут нам лучшее, еще жива?

- Это не совсем легенда. Как только появляется что-то уникальное, этим в первую очередь пользуются не то, чтобы свои страны - свои спортсмены. И лыжи, еще раз повторяю, - главное. На хорошей паре даже с не самой лучшей смазкой можно проехать очень быстро. Естественно, звезде, у которой есть контракт, производитель всегда пойдет навстречу в поиске такой пары.

- Собственная передвижная вакс-машина нам нужна?

- Она уже есть. По моим данным вот-вот будет дооборудована и появится на соревнованиях.

КУБОК МИРА-2012/13. Женщины

Эстафета

1. Норвегия

163

2. Украина

150

3. РОССИЯ

142

4. Германия

134

5. Франция

132

6. Чехия

109

Кубок наций

1. Норвегия

3259

2. РОССИЯ

3248

3. Германия

3185

4. Украина

3059

5. Франция

3001

6. Белоруссия

2764