Газета Спорт-Экспресс № 2 (6066) от 10 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

10 января 2013

10 января 2013 | Бокс и ММА

БОКС

Александр БЕЛЕНЬКИЙ

Декабрь - 2012: МЕКСИКАНСКОЕ СЧАСТЬЕ Хуана Мануэля МАРКЕСА

Отлились Мэнни Пакиао cлезы мексиканских мачо. Сколько выдающихся бойцов из этой страны он перебил, и вот так все закончилось: "глушняком" после удара главного соперника его жизни Хуана Мануэля Маркеса, с которым Пакиао дрался уже в четвертый раз. Ну а сам Маркес, нокаутировав одного из лучших боксеров во всех весах, затмил всех не только в декабре, но и во всем прошедшем году.

БОЙ И БОЕЦ МЕСЯЦА

МАРКЕС, НАМЕРТВО ОСЕДЛАВШИЙ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

8 декабря. Лас-Вегас. Хуан Мануэль Маркес (Мексика) (вес - до 66,7 кг) нокаутировал в 6-м раунде Мэнни Пакиао (Филиппины).

Все три предыдущих боя с Маркесом были для почти непобедимого и почти неуязвимого во всех остальных боях Мэнни Пакиао чем-то вроде хождения по минному полю. А в четвертом бою и в 42-м раунде их совместных прогулок по рингу филиппинец все-таки сделал неверный шаг, и мина, а точнее Динамит (официальное прозвище Маркеса), все-таки рванула. И как! Пакиао, много лет считавшийся наряду с Флойдом Мейуэзером лучшим боксером во всех весах, упал так, как будто его сбросили с самолета. Слава богу, встал.

Удар этот не был шальным. Ни о каком lucky punch'е здесь не может быть и речи. Другое дело, что его могло и не быть. Но ни разу не совершить роковой ошибки за 42 раунда, с человеком, который, похоже, знает тебя лучше тебя самого? Возможно ли это?

А ведь то, что обернулось великим противостоянием и продолжалось восемь лет, когда-то чуть не закончилось, едва начавшись. Во время их первой встречи 8 мая 2004 года Пакиао в первом раунде трижды послал Маркеса в нокдаун. Рефери Джо Кортеса, который был в тот день в ринге вместе с бойцами, много и справедливо критиковали за предвзятость. Но если бы он тогда остановил бой, никакого скандала бы не было, и мы потеряли бы выдающуюся серию поединков. Впрочем, Кортес - судья очень высокой квалификации. Когда он в каком-нибудь бою неожиданно включал "дурочку из переулочка", делал он это так нарочито, что все в один голос говорили: рефери обслуживает чьи-то интересы. Если так, то можно только порадоваться, что в том бою Кортес не выполнял задание какой-нибудь партии и какого-нибудь правительства. Он увидел, что Маркес может продолжать бой, дал ему такую возможность, и Маркес не только продолжил, но и едва не выиграл. Один судья, который, видимо, ничего, кроме этих трех нокдаунов, не видел, поставил 115-110 в пользу Пакиао. Другой - такие же очки в пользу Маркеса, а третий, сам того не зная, подвел итог этим разброду и шатаниям: 113-113. Таким образом, ничья и стала итогом работы этого разлаженного коллективного разума.

Кстати, об этом сейчас редко вспоминают, но эта ничья была все-таки в пользу Маркеса. Ведь на кону стоял его титул IBF в категории до 57,2 кг, который он сохранил.

Матч-реванш состоялся на удивление нескоро, учитывая интерес к нему, - 15 марта 2008 года. И тогда тоже был момент, когда показалось, что их противостояние может закончиться. В третьем раунде левым боковым левша Пакиао послал Маркеса в глубокий нокдаун. Тот еле встал, потом разок схватился за канаты, чтобы не упасть, на что рефери не обратил внимания, а после окончания раунда не сразу нашел свой угол.

К удивлению всех, а особенно Пакиао, Маркес сумел не только восстановиться, но и в целом выиграть оставшуюся часть боя. Один судья отдал ему победу со счетом 115-112, но двое других проголосовали за Пакиао - 115-112 и 114-113. В тот вечер он отобрал у Маркеса титул WBC в категории до 59 кг, однако вопросов после поединка вновь осталось больше, чем ответов. Тем более что очень многие, несмотря на нокдаун, сочли победителем Маркеса.

Третье рандеву опять состоялось очень нескоро - только 12 ноября 2011 года. На этот раз на кону стоял уже принадлежавший Пакиао титул WBO в категории до 66,7 кг. Главку об этом бое в ежемесячном обзоре я тогда назвал "Так сказать, победа Мэнни Пакиао". И это была действительно "так сказать, победа". На этот раз Маркес вообще не падал. На протяжении большей части раундов за счет мелких движений корпусом и других защитных приемов он уходил от атак Пакиао и контратаковал. В результате один судья поставил ничейные очки 114-114, а двое других отдали победу Пакиао: 115-113 и даже 116-112. Абсолютное большинство экспертов и обозревателей сошлись на том, что Маркеса обокрали. Были понятны и мотивы: мир ждал и жаждал боя Мейуэзер - Пакиао, и не Маркесу было этому мешать.

Однако поединок Мейуэзер - Пакиао все равно не состоялся, и тогда появилась идея свести Пакиао с Маркесом в ринге в четвертый раз. Правда, между делом Пакиао потерял свой титул. 9 июня в бою с Тимоти Брэдли судьи обокрали его еще наглее, чем обкрадывали Маркеса в боях с ним самим. Однако то, что в бою Маркеса и Пакиао на кону впервые не будет стоять никакой титул, в общественном сознании не меняло ровным счетом ничего. Чемпионские пояса в последние годы обесценились, и настоящим звездам ринга, какими являются эти двое, они теперь нужны примерно так же, как девочкам с хорошими упругими бюстами лифчики. То есть можно ходить с ними, а можно и без. Пожалуй, без - даже лучше.

А время все эти годы работало против Маркеса. Ему уже стукнуло 39, а Пакиао не было еще и 34. Даже самые горячие поклонники мексиканца, вроде меня, признавали, что шансов у него на этот раз, наверное, меньше, чем в предыдущие. Но мы надеялись. Нет, не просто надеялись, а хоть немножко, но все-таки еще и верили.

Первые два раунда показали, что за год Маркес, слава богу, не постарел. По-прежнему уступая Пакиао и в скорости, и в мощи, он превосходил его в чувстве дистанции и соперника, а также в понимании того, что происходит в ринге. Он грамотно выдергивал Пакиао на себя и удачно контратаковал. В общем, делал ровно то, что принесло ему победу в двух предыдущих боях с Пакиао в глазах большей части боксерской общественности - и не принесло в глазах судей, которым, судя по всему, мешала видеть происходящее в ринге застилавшая глаза божья роса.

Однако в третьем раунде произошло то, что нельзя было не увидеть даже сквозь вышеозначенную росу, которая, кстати, к Богу не имеет никакого отношения. Маркес нанес левше Пакиао длинный и быстрый правый боковой, обведя его левую, то есть заднюю, руку. Пакиао тяжело упал. Однако, как это часто бывает с настоящими бойцами, встал он сильнее, чем был до падения.

Филиппинец хорошо провел остаток третьего раунда, а в четвертом стал слегка перебивать Маркеса. В пятом картина повторилась, а потом Пакиао прочувствовал момент, когда Маркес двинется вперед, и нанес ему левый навстречу. Мексиканец сумел устоять, только коснувшись перчаткой пола, и рефери отсчитал ему нокдаун. Казалось, картина была безнадежно испорчена. Дело даже не в этом относительно легком нокдауне, а в том, что Маркес, похоже, уже сбрасывал обороты, в то время как Пакиао их набирал.

В шестом раунде филиппинец продолжал атаковать, и очень неплохо, потом взял небольшую паузу, а затем активизировался в конце. Свою оказавшуюся последней атаку Пакиао начал с правого джеба. Скорее всего, он просто отвлекал им внимание, чтобы нанести мощный удар слева. Маркес в этот момент был прижат к канатам и даже почти зажат в угол. Тем не менее он легко уклонился от джеба влево и одновременно с этим нанес согнутой в локте правой рукой короткий удар навстречу летевшему прямо на него Пакиао. Мэнни оказался в положении водителя легковушки, который на полной скорости вылетел на встречку - как раз вовремя для того, чтобы врезаться в несущийся по ней тоже на полной скорости самосвал. Даже если он что-то видел, сделать уже ничего не мог. Хотя я думаю, что он этого удара как раз не видел.

Великий Пакиао упал, как всегда падали убитые в боях настоящие воины, не ведающие ни страха, ни сомнений, но, может быть, как раз поэтому сраженные во время атаки. Да, это был великий бой. Да, Маркес заслужил эту победу много раз. В его предыдущих боях с Пакиао справедливость все время смотрела куда-то в сторону, и теперь он эту справедливость просто оседлал. А она от такого жесткого обращения как-то слегка опешила и дала Маркесу не только "свое", но даже, по-моему, немного лишнего. Все эти восемь лет, что они бодались на ринге, я преданно болел за Маркеса, но даже мне показалось, что такого жесткого поражения Пакиао не заслужил.