Газета Спорт-Экспресс № 1 (6065) от 9 января 2013 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 3

9 января 2013

9 января 2013 | Биатлон

БИАТЛОН

КУБОК МИРА

Вольфганг ПИХЛЕР: "ДАВАЙТЕ БУДЕМ ЧЕСТНЫМИ"

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Рупольдинга

Нет сейчас в российском биатлоне фигуры более обсуждаемой, нежели старший тренер женской сборной. Немецкий специалист, имеющий общепризнанную репутацию "классного мужика", никак не убедит российских коллег и болельщиков в своей профессиональной состоятельности. Чему виной в первую очередь результаты его команды, которые до победы Ольги Зайцевой в гонке преследования в Оберхофе и впрямь выглядели довольно бледно. Особенно на фоне молодцеватых российских мужчин.

О проблемах и путях их решения, о своем взгляде на отечественный биатлон, о собственных принципах, методиках и о многом другом Пихлер после завершения оберхофского этапа поведал в интервью специальному корреспонденту "СЭ".

НУ, ЗА РЕАЛИЗМ!

- Ожидали золота на последнем этапе?

- Не то чтобы ожидал - надеялся. Все-таки у Зайцевой была неплохая позиция для преследования. Она провела хорошую во всех отношениях гонку.

- Признайтесь, вам лично после ее победы психологически стало полегче?

- Знаете, в биатлоне и четвертое место - большой успех. Первое - тем более. Но если у вас хорошая команда, а у меня - именно такая, медали на Кубке мира не столь важны. Есть локальные шаги, а есть - чемпионат мира. Вот если мы завоюем золото там, я буду счастлив.

- Что скажете о выступлении в Оберхофе других ваших подопечных?

- Конечно, я был разочарован эстафетой. Вместе с тем отметил бы небольшой прогресс в скорости бега.

- Скажите, можно ли считать этот сезон - по подготовке к нему и тренировочным нагрузкам - прообразом следующего, олимпийского?

- Вполне. С поправкой на возраст спортсменок, которые к Сочи станут на год старше. У меня сейчас только одна действительно опытная биатлонистка - Зайцева. Остальные - практически необстрелянные. Шумилова только-только отобралась на Кубок мира. Коровина пробежала в нем считаное число гонок. Помню про Юрлову и Вилухину, но в целом картина именно такова. Возможно, мы внесем изменения в план подготовки, связанные с работой на высоте и конкретной ситуацией. Обязательно учтем итоги чемпионата мира в Нове-Место и сочинского этапа. Но на сегодняшний день я собираюсь готовить сборную именно так, как перед этим сезоном.

- Получается, вас устраивают сегодняшние достижения?

- Дело не в том, устраивают ли они меня. В российском женском биатлоне нет суперталантов - как, кстати, и в женских лыжах, в отличие от мужских. А те, что есть, требуют оптимальных методик и подходов. Если их поменять, это скорее ухудшит ситуацию. И точно ее не улучшит. К тому же нам удалось, считаю, сделать большой шаг вперед. Глазырина, Шумилова, Коровина прогрессируют. У Вилухиной ситуация сложнее - ей нужно стабилизировать результаты. Зайцева переживает естественные трудности, связанные со сменой марки лыж. И, судя по победе в Оберхофе, она начинает эти трудности преодолевать.

К сожалению, не все в России понимают, в какой ситуации мы находимся. Если ты работаешь честно, нельзя в каждой гонке или на каждом этапе сбрасывать со своего времени 20 - 30 секунд. Или вот для Зайцевой, к примеру, очень важно набрать лучшую форму к чемпионату мира. И не надо забывать, что в мае ей исполнится 35. Нет, я очень доволен Ольгой. Но она не может не слышать слова специалистов и комментаторов: "Раньше Зайцева бегала лучше, а теперь все плохо". И менее опытные девушки не могут не замечать критики. Что же в итоге? Хорошая, но необстрелянная команда с одной опытной спортсменкой готовится в достаточно тяжелых условиях - и в какой-то мере становится заложницей ожиданий и воспоминаний о прошлом. Я знаю, как это трудно, поверьте, потому что давно работаю тренером.

На что мы можем рассчитывать, не имея таких гениев бега, как Домрачева или Гесснер? На крепкий средний уровень всех членов команды, на успехи в эстафете и на выигрыш отдельных гонок. С этим можно спорить, но если вы реалист, вы обязаны это признать.

ДЕНЬГИ - ЗЛО

- Доводилось слышать такое мнение: Пихлер закладывает неплохую базу для выносливости, дает серьезные объемы беговой работы, но не "скоростит". В результате девушек хватает на весь сезон, они не проваливают гонки, но и не летят по лыжне на уровне лучших результатов. Опровергнете?

- Все зависит от того, какую цель вы поставили. Вам нужно набрать форму к чемпионату мира или к отдельным этапам? На оба случая - свои планы и методики, это первое. Второе. Пусть кто-нибудь покажет мне спортсменок, не входящих в шесть-семь лучших в стране, но бегающих быстрее, чем девушки из первой команды. Если я ошибаюсь, а другие специалисты - нет, ведь должны же они были подготовить кого-то лучше, чем я?! Третье. Попытайтесь посмотреть на ситуацию моими глазами. Как бы ко мне ни относились, но я выиграл за карьеру 35 медалей и считаю себя достаточно опытным специалистом. Что бы вы делали в моей ситуации: слушали советы, которые доносятся со всех сторон, или шли бы своим курсом, который уже давал результат?

Честное слово, я был бы очень рад, если бы обнаружил в России россыпь звезд мировой величины, но... Все, что нам остается в данной ситуации, - много и тяжело работать. Если не остановимся на этом пути - победы обязательно придут. Как приходят они сейчас к сестрам Семеренко и другим украинским девушкам. Они ведь поднялись на подиум через очень долгий и упорный труд. А мы не ценим прогресс Шумиловой, которая только в начале пути, но уже пытается оказать на трассе сопротивление Гесснер.

- Как по-вашему, почему в России, где много спортивных школ, а биатлоном занимается огромное количество детей, не хватает талантов для женской сборной?

- Присоединяюсь к вашему вопросу. И не нахожу ответа. В российском биатлоне есть деньги. В системе подготовки задействовано очень много людей, которые очень много работают. Почему у них не получается воспитать суперталанты, я не знаю. Хотя не могу сказать, что вокруг совсем уж выжженное поле. Вот Подчуфарова, надеюсь, вырастет в большую гонщицу. Она действительно талантлива. Но готовить ее для ближайшей Олимпиады, пожалуй, слишком поздно. Она просто не успеет набрать нужных кондиций и опыта.

Рискну высказать одно предположение. Возможно, я не прав, но ошибка российского спорта состоит вот в чем. Даже если вы не суперспортсмен, вам все равно платят хорошие деньги. В Швеции, где я долго работал, неплохо получают только топ-биатлонисты. В России же есть команды А, В и даже С, но материальная разница между ними не слишком заметна. На доходы от спорта можно нормально жить, выступая за любую из трех сборных. И знаете, на чем это сказывается? На соревновательном духе, на естественном отборе и мотивации.

Помимо моральных стимулов людей должно толкать вверх еще и элементарное стремление выжить, прокормить, обеспечить себя. Не получается в спорте - меняй профессию, ищи другой способ заработать. Если же этого нет, люди, которым, быть может, и не дано взобраться на Олимп, продолжают выступать, получают финансовую, методическую поддержку. Но они не отдают себя спортивной идее без остатка.

Впрочем, это лишь мое частное мнение. Факты же заключаются в том, что Нойнер и Гесснер раскрылись уже в 19 лет, а в России немало 25 - 27-летних, которым трудно рассчитывать на успехи мирового уровня. Что, впрочем, никак не влияет на мою работу. Делаю со своими помощниками все возможное, чтобы сборная как можно лучше выступила на чемпионате мира. И верю в Подчуфарову. Она поздно пришла в биатлон, но в ней силен соревновательный дух, благодаря которому можно многого добиться. Да и не только в ней. Большие надежды подает Смирнова, например. У российского биатлона вообще хорошее будущее.

РЫДАТЬ? НИ ЗА ЧТО!

- Возьмем такую ситуацию. Тренер говорит спортсменкам: "Делайте, что я говорю, работайте на совесть, и победы придут". А они - не приходят. Будут ли спортсменки, выворачивающие себя наизнанку, продолжать доверять этому тренеру? И не губительно ли для результатов отсутствие доверия в столь важной связке?

- Одно уточнение: я не обещаю девушкам, что победы придут. Я говорю, что мы должны идти вперед шаг за шагом, и тогда, быть может, они наберут хорошую форму к нужным стартам. А еще я точно знаю, что сборная мне доверяет, и горжусь этим. В моей команде жив сильный спортивный дух, поверьте. Несмотря на моральное давление, которое мы испытываем со всех сторон. Я счастлив работать с этой сборной.

- Как вы относитесь к неизбежным сравнениям женской и мужской команд?

- Прекрасно. Мне нравятся успехи российских мужчин. И я остаюсь реалистом. Помню, например, что до Нового года обе команды показывали сопоставимые результаты. А на последнем чемпионате мира российские женщины выступили пусть не намного, но лучше мужчин. Об этом почему-то нечасто пишут, но это так. Конечно, в мужской команде собраны классные спортсмены, которые в Оберхофе выступили просто блестяще. Но что, скажите, я должен делать теперь? Рыдать в голос, забыв о том, что моя команда лидирует в зачете Кубка наций и завоевала три личных подиума? Такая команда, мне кажется, не может называться плохой.

- Готовы признать, что вызов Слепцовой в сборную на первых этапах был ошибкой?

- Признал бы, но прежде, чем плохо пробежать в официальных стартах, Слепцова показывала хорошие результаты в тестовых гонках.

- Причина?

- Психология. Неумение справиться с моральным давлением. Слепцова - не суперзвезда. Но мы ведь ее и не потеряли. Есть план, Света по нему работает, и я по-прежнему надеюсь на нее. Слепцова - сильная спортсменка. Да, сейчас у нее проблемы, но для будущего она совершенно не потеряна.

- Две победы Екатерины Юрьевой на Кубке IBU в Отепя - это серьезно?

- Я не хочу пока комментировать ее успех. Юрьевой удались две действительно хорошие гонки, но давайте посмотрим, что будет дальше. Есть правила отбора в главную команду, если она их выполнит - получит шанс. В любом случае я поступлю так, как будет лучше для сборной России.

- В чем причина того, что с женщинами теперь работают иностранные смазчики?

- Мне не всегда нравилось, как работают российские сервисмены. Иногда лыжи катили хорошо, иногда - плохо, как, например, в спринтах Хохфильцена и Поклюки. А то, что плохо для моих подопечных, плохо и для меня. Поэтому ситуация потребовала перемен.

- Считаете, что у российских специалистов недостаточно опыта или мастерства?

- Я этого не говорил. Но я чувствовал, что такое положение дел меня не устраивает. Возникла необходимость попробовать другие варианты. Теперь одни сервисмены сфокусированы только на мужских лыжах, другие на женских. Думаю, это хорошо для обеих команд.

ТРЕНЕР С ГОЛУБЫМИ ГЛАЗАМИ

- Когда вы в последний раз общались с президентом СБР Михаилом Прохоровым?

- Это было довольно давно. Но я точно знаю, что при возникновении любой проблемы могу ему позвонить.

- Считаете, проблем у женской команды пока не было?

- А вы считаете иначе?

- Ну если принять во внимание результаты - до золота Зайцевой в Оберхофе...

- Я вам вот что скажу. Был как-то в Москве и общался с заместителем министра спорта. Большой такой - Нагорных, кажется, его фамилия. И он сказал: помни, главное в твоей работе - чемпионат мира! Не этапы Кубка, не кубковый зачет - чемпионат мира. И Олимпиада, естественно. Вы меня понимаете? А Прохорову могу позвонить в любое время дня и ночи. Я чувствую его поддержку. Но если команда спокойно работает в отличных условиях - не вижу причин. Что я ему скажу? Алло, это мистер Прохоров? У нас все идет по плану, только вот мужская команда чересчур сильная. Так, да?

Знаете, в Россию я приехал с голубыми глазами (аналог нашего выражения "в розовых очках". - Прим. Е.Д.). А сейчас гораздо лучше понимаю эту страну. Я ее чувствую! И она мне нравится. Хотя Россия такая большая, такая разная и так не похожа на другие страны. Я не планирую отсюда уезжать, я намерен сражаться! Но давайте будем честными и посмотрим протоколы женских гонок 10-летней давности. Ахатова, если бы не было этой громкой истории с дисквалификацией, могла бы опережать по скорости Богалий на три минуты? А Юрьева могла обогнать олимпийскую чемпионку Ишмуратову на минуту сорок?!

Все, что я хочу, - быть честным сам. И видеть такое же отношение к себе. Потому и вам сказал только то, что думаю на самом деле, а не то, что кому-то было бы приятно слышать. Мы пробежали в Оберхофе плохую эстафету, и я первый признал: "Катастрофа". Критикуйте - есть за что. Но если виден прогресс у Шумиловой, Глазыриной, Зайцевой - давайте замечать и его тоже.

Расписание этапа в Рупольдинге

9 января, среда. 21.15. Эстафета 4х6 км. Женщины. 10 января, четверг. 21.15. Эстафета 4х7,5 км. Мужчины. 11 января, пятница. 21.15. Спринт 7,5 км. Женщины. 12 января, суббота. 21.15. Спринт 10 км. Мужчины. 13 января, воскресенье. 16.00. Масс-старт 12,5 км. Женщины. 18.30. Масс-старт 15 км. Мужчины.

Состав сборной России: мужчины - Алексей Волков, Евгений Гараничев, Андрей Маковеев, Дмитрий Малышко, Евгений Устюгов, Антон Шипулин, женщины - Ольга Вилухина, Екатерина Глазырина, Анастасия Загоруйко, Ольга Зайцева, Марина Коровина, Екатерина Шумилова, Екатерина Юрлова. Малышко и Устюгов завтра не примут участия в эстафете - в ней выступят Волков, Гараничев, Маковеев и Шипулин.