5 июля 2012

5 июля 2012 | Парус

ПАРУС

В НОВОМ КЛАССЕ "СИНЕРГИЯ" НЕ ЗАТЕРЯЛАСЬ

На завершившейся в Порто Черво регате чемпионата Европы в классе Melges 32, дебютантке класса - российской команде "Синергия" - удалось трижды финишировать в десятке лучших, а в последнем старте добиться первого подиума - третьего места

Район Порто Черво, так называемая Коста Смеральда - Изумрудный берег, начал бурно развиваться конце 60-х годов прошлого века. Именно тогда на северо-востоке Сардинии - уникальном с точки зрения красоты природы месте - началось строительство очень дорогих отелей и яхтенных марин. Это не были отели для широких масс туристов, скорее для людей, желающих на отдыхе уединиться. Еще лучше себя здесь всегда чувствовали владельцы яхт, которые легко могли уйти из шумных и суетных портов, скажем, Лазурного берега, и спрятаться в тиши бухт Сардинии, до которой морем рукой подать.

За последнее время многое изменилось: есть теперь здесь не только дорогие виллы, но и относительно недорогие отели и даже вполне себе демократичные супермаркеты. Неизменным остались только яхты - огромные, как корабли, и совсем крошечные.

Центром марины Порто Черво является здание одного из самых "закрытых" яхт-клубов мира - "Коста Смеральда". Этот "дом паруса" полон старинных и современных моделей яхт, раритетных карт и победных трофеев. А на стенах центрального входа выгравированы названия всех команд, выигрывавших здесь регаты. В 2005 году здесь появилось и имя "Синергия". Символично, что российская команда выбрала местом своего дебюта в новом для себя классе Melges32, именно регату в Порто Черво, где уже была когда-то победительницей.

На сей раз выиграть было невозможно. Новая лодка, не совсем традиционный состав экипажа, краткое знакомство рулевых Валентина Завадникова и Леонида Лебедева с яхтой, сильный флот, состоящий из 22 лодок - все это было неподъемным грузом. Тем не менее и в статусе новичка "Синергия" продолжала кусаться и в чемпионате Европы из 18 лодок пришла тринадцатой. И это тоже символично, учитывая, что парусный номер "Синергии" RUS13!

Зачем "Синергия" решила "нырнуть" в новую серию регат? В чем специфика нового для команды яхтенного класса? Как подбирался экипаж? На все эти вопросы ответил яхтсмен и менеджер "Синергии" Максим Логутенко:

- Лодка Melges32 отвечает всем современным требованиям и тенденциям в парусном спорте - легкая, перегруженная парусами. Она очень маневренная, поэтому и команда в целом, и рулевые приобретают здесь уникальные навыки - у нас ведь всегда были более классические, большие, тяжелые и менее маневренные яхты. Melges32 - это такой спортивный болид, который необходимо постоянно контролировать. Каждая маленькая ошибка в рулении, в настройке парусов, в работе экипажа очень дорого стоит. На Melges32 нужно постоянно много работать, чтобы цепляться на дистанции за каждый метр. Наша команда в целом и рулевые в частности уже довольно опытны, но в новом классе им нужно еще осваиваться и привыкать именно к этой яхте.

- А как обстоят дела с соперниками?

- В серии Audi Sailing, этап которой в Порто Черво являлся чемпионатом Европы, есть ограничение по количеству профессиональных спортсменов на борту. Как и в RC44 Championship tour, где "Синергия" выступает уже второй сезон, экипаж должен состоять из яхтсменов-профессионалов и любителей, однако если на RC44 на борту может быть четыре профи, то в Melges32 - три. В регатах Melges32 можно встретить лучших тактиков мирового паруса. Это и участник двух регат Кубка "Америки" в составе новозеландской команды, известный нам по RC44 Кэмерон Эпплтон, и еще один обладатель Кубка "Америки" Хэмиш Пеппер, итальянцы Микеле Ивальди, Флавио Фавини, Андреа Касале, датчанин Йеспер Радич.

Что касается команд, то из тех, которые много лет в парусном спорте и у всех на слуху, могу отметить Samba PaTi, Mascalzone Latino, Quantum, Bribon. Ну и "Синергия"! Мы ведь уже тоже бренд в профессиональном парусном спорте.

В итоге в европейском цикле Audi Sailing Melges32 структура флота такова: примерно пять "топовых" команд, всего одна откровенно слабая команда, а остальные 16 - примерно равны по силам.

- Именно поэтому столь нестабильны результаты гонок: все команды, вплоть до победителей регаты американской Argo и итальянской Mascalzone Latino, побывали и в авангарде, и в арьергарде?

- В профессиональном парусном спорте это обычное дело - выиграть, как и проиграть, может любой. Это говорит о том, что флот очень конкурентный. Любая ошибка дорого стоит.

- Для регат Melges32 "Синергия" несколько изменила состав экипажа.

- Конечно, очень бы хотелось гоняться в серии Audi Sailing Melges32 нашим слаженным экипажем RC44, но не получается. Самая главная особенность в подборе команды - жесткое ограничение по весу экипажа. Здесь, так же как на RC44, команда состоит из восьми яхтсменов, но весовой лимит на 50 килограммов меньше. Вот мы и плясали от этого параметра. В итоге из экипажа RC44 взяли лишь ключевых специалистов: отвечающих за настройку парусов Александра Екимова, Валерия Зацаринского и Антона Сергеева, опытного бакового Павла Мшенского. Новичок "Синергии" - легкий Никита Стральский. Что касается бакового, то у нас просто не было кандидатуры россиянина, и мы нашли опытного 58-килограммового итальянца Фелипо Ардито.

- Каков, на ваш взгляд, главный итог дебюта "Синергии" в новом классе?

- Скажу честно, нам важно было не уронить имя команды. Мы за месяц подготовились, пришли в класс и в первой же регате имеем третье, четвертое и пятое места в гонках. Это фактическое подтверждение того, что наша команда может прийти в новый класс и продолжать выступать там достойно. Знаете, некоторые считают, что наши отличные результаты в RC44 Championship tour - заслуга исключительно тактика Эда Бэйрда. Мы и не отрицаем, что Эд - одна из ключевых фигур в экипаже. С другой стороны, в Melges32 с нами другой тактик, Томмазо Кьеффи, но и с ним мы в дебюте показали многообещающие результаты. А это значит, что сильны именно наши спортсмены, что наши российские ребята - яхтсмены высокого мирового уровня, которые могут и знают, как побеждать.

Следующая регата серии Audi Sailing Melges32 пройдет в октябре в Неаполе.

Лина ХОЛИНА