Газета Спорт-Экспресс № 131 (5899) от 18 июня 2012 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

18 июня 2012

18 июня 2012 | Авто-мото

АВТО

Вчера Роман Русинов стал первым в истории россиянином, который финишировал в первой десятке абсолютного зачета легендарной гонки "24 часа Ле-Мана". Если совсем точно - на 4-м месте.

ПРОРЫВ В ЛЕ-МАНЕ

Кирилл КАЧНОВ

из Ле-Мана

Знаменитая гонка "24 часа Ле-Мана" вызывает у болельщиков автоспорта бурные эмоции, но ключом к успеху в ней являются скучные вещи. Это в очередной раз доказал Роман Русинов - единственный россиянин, в этом году вышедший на старт легендарного марафона и финишировавший в шаге от подиума!

- Начать можно с погоды, - сказал утром в субботу Роман Русинов, поднимая воротник. - Она тут на редкость нестабильная: Атлантика близко, поэтому то припекает, то набегают тучи и начинается дождь. Но лучше ведь лишний раз вспотеть, чем простудиться - поэтому я все выходные буду носить куртку. Пусть это выглядит глуповато, потому что все вокруг ходят в майках и шортах...

Но если бы Роман мог решить все проблемы, попарившись сутки в чересчур теплой одежде! Даже когда осадков нет и не предвидится, трасса легендарной гонки "живет": в зависимости от времени суток асфальт остывает и снова нагревается, а перед рассветом, когда выпадает роса, покрывается пленкой влаги. Разглядеть ее трудно, а вот поскользнуться легче легкого, особенно когда восходящее солнце лупит прямо в глаза пилотам, выходящим на скорости под 280 км/ч из поворота "Данлоп".

Гонщикам в Ле-Мане приходится постоянно подстраиваться под меняющиеся условия, причем мелкими поправками к пилотажу тут не обойтись: в отдельных поворотах глубокой ночью надо ехать на 30 км/ч медленнее, чем днем, а точки торможения приходится двигать назад и вперед на десятки метров. И попробуй ночью разгляди ориентиры для торможений - ведь свет фар выхватывает эти ориентиры из темноты лишь на доли секунды.

- Не надо забывать, что только малая часть трассы в Ле-Мане представляет собой привычный нам полноценный автодром, - продолжил Русинов. - Все остальное - самые обычные дороги, которые перекрываются для соревнований только раз в году. Они ровные, если ехать на обычной машине, но, сидя в гоночном болиде, своим хребтом чувствуешь десятки больших и маленьких кочек. И, что еще опаснее, за пределами накатанной машинами траектории трасса очень грязная: полметра в сторону - передние колеса теряют сцепление, и автомобиль едет мимо поворота...

Дополнительный фактор риска - участие в гонке машин разных категорий. Специально построенным для гонок спортпрототипам приходится по нескольку раз за круг обгонять тихоходные (естественно, на их фоне) машины, представляющие собой доработанные для участия в соревнованиях серийные модели "Феррари", "Порше" или "Шевроле". По правилам, отстающие на круг должны уступать дорогу лидерам, но откровенно сбрасывать ход или проходить поворот по невыгодной траектории (как это делают аутсайдеры в "Формуле-1") никто позволить себе не может - в каждом классе своя борьба, и даже пропускать более быстрые машины надо с умом и с минимальными потерями времени.

Команда G-Drive by Signatech (Русинов является одним из ее пилотов) выступала на болидах класса LMP2, который в лемановской иерархии находится строго посередине. В результате на гонщиков ложится двойная нагрузка: им приходится одновременно обгонять медленные машины класса GT и уворачиваться от прототипов самого быстрого класса LMP1.

К чему приводит недопонимание между пилотами разных категорий - в очередной раз продемонстрировала авария на шестом часу гонки. Стоило одному пилоту чуть смелее пойти на обгон кругового, а тому сделать одно неверное движение рулем - и прототип заводской команды "Тойота" закувыркался в воздухе (позже у британского гонщика Энтони Дэвидсона врачи обнаружили компрессионный перелом двух позвонков), а "Феррари" категории GT легла на крышу от удара об отбойник. Чтобы восстановить ограждение трассы, судьи на полтора часа выпустили на трассу автомобиль безопасности - Русинов в этот момент как раз был за рулем.

- Ездить за машиной безопасности - хуже не бывает, - позже объяснил Русинов. - Сам сбиваешься с темпа, падает температура покрышек, от которой напрямую зависят сцепление с трассой и твоя скорость. Скучно, наконец. И холодно, если все это происходит в темное время суток. Мы выступаем на автомобиле с открытым кокпитом, и это создает отдельные сложности. К примеру, каждая машина оставляет за собой невидимый след - шлейф из взбаламученного воздуха, где перемешаны и перепутаны между собой потоки, сорвавшиеся с заднего антикрыла, обогнувшие автомобиль сбоку или вырвавшиеся из-под днища. И когда на прямой ты едешь следом за другим прототипом, все эти потоки отнюдь не обдувают тебя - иногда они норовят оторвать тебе голову!..

Иногда из-за открытого кокпита возникают проблемы, не описанные в учебниках быстрой езды. К примеру, чуть ли не самым сложным на легендарной трассе является, по словам Романа, поворот "Порше". Этот поворот проходят на скорости за 250 км/ч, причем ехать приходится в коридоре из металлических отбойников, и цена ошибки здесь очень высока - писать траекторию надо чрезвычайно тщательно. Но во время одного из квалификационных заездов болельщики в этом районе стали активно жарить барбекю - и весь участок накрыло облако едкого дыма. От него слезились глаза, и проходить этот скоростной поворот пилотам открытых машин пришлось чуть ли не вслепую!

"24 часа Ле-Мана" в этом году прошла уже в 80-й раз. Неудивительно, что гонка успела превратиться в легенду - с целой чередой забавных, шокирующих или вызывающих восторг эпизодов. На этом фоне атмосфера в боксах G-Drive by Signatech выглядела неожиданно будничной. Никто не сжимал кулаки и не орал в рацию, требуя от пилота поднажать. Разговоры, которые вел Русинов с инженерами, были какие-то крохоборские: на одном баке бензина надо проехать 12 кругов, а если вдруг не получается - надо переключить мотор в менее мощный режим...

Впрочем, необходимость выжимать из машины максимум даже при ограниченной мощности мотора никто не отменял. А отсутствие истерик - скорее хороший признак. Главные герои гонки - пилоты заводских коллективов "Ауди" и "Тойота" - несколько раз заставляли болельщиков хвататься за голову, но каждый раз причиной этого были аварии, после которых механикам приходилось закатывать машины в боксы для приведения в боеспособное состояние. Что же касается экипажа Русинова, то самой большой неприятностью стало лопнувшее колесо, из-за чего на Ле-Мане беспокоятся так же сильно, как из-за чиха.

Благодаря надежной езде россиянин вместе с партнерами по команде на протяжении всей гонки держался если не в первой тройке своего класса, то в непосредственной близости от нее, хотя настройки автомобиля были далеки от идеальных, и по чистой скорости команда уступала конкурентам. В этом один из секретов Ле-Мана: какие бы эмоции ни вызывали история и атмосфера этой гонки, успех в ней чаще всего приносят скучные вещи - внимание к мелочам и точный расчет.

"24 часа Ле-Мана". Трасса "Сартэ". Абсолютный зачет. 1. Фасслер/ Лоттерер/ Трелуйе (Швейцария/ Германия/ Франция, Audi R18 e-tron quattro, Audi Sport Team Joest) - 378 кругов. 2. Макниш/ Кристенсен/ Капелло (Великобритания/ Дания/ Италия, Audi R18 e-tron quattro, Audi Sport Team Joest) - отставание 1 круг. 3. Рокенфеллер/ Джарвис/ Бонаноми (Германия/ Великобритания/ Италия, Audi R18 ultra, Audi Sport North America) - 3 круга... 10. (4-е место в классе LMP2). РУСИНОВ/ Панчатичи/ Раг (Россия/ Франция/ Франция, ORECA 03 Nissan, G-Drive by Signature) - 28 кругов