Газета Спорт-Экспресс № 130 (5898) от 16 июня 2012 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

16 июня 2012

16 июня 2012 | Футбол

ФУТБОЛ

EURO -2012

Матч № 18. Группа А. Сегодня ГРЕЦИЯ - РОССИЯ. Варшава.
22.45 (Первый канал)

Вячеслав МАЛАФЕЕВ: "МНОГОЕ ОПРЕДЕЛИТ ПЕРВЫЙ ГОЛ"

Окончание. Начало - стр. 1

ПОНЯЛ, ЧТО БУДУ СТОЯТЬ, ТОЛЬКО В ДЕНЬ ПЕРВОГО МАТЧА

- Досада от того, что все вопросы по выходу из группы не были решены еще в игре с поляками, уже прошла?

- Да. Футбол хорош настоящим и будущим. Сожалеть о прошлом бесполезно, там все уже случилось. Ничего не изменишь.

- Но противно же, наверное, держать судьбу в своих руках - и вдруг разжать кулаки?

- Такой подход футболистам противопоказан. Мы прекрасно знаем: убиваясь по предыдущей игре, обязательно проиграешь и следующую. Нельзя двигаться дальше, когда тебя держит прошлое.

- Отличается ли сейчас ваше, Вячеслав, психологическое состояние от того, что было в первых числах июня?

- Если скажу, что нет, то, конечно, слукавлю.

- Состояние и собранность первого голкипера команды на Euro сильно разнятся с ощущениями третьего, каким вы были 4 года назад?

- Когда ты знаешь, что на поле сегодня не выходить, то, понятно, более спокоен и расслаблен, у тебя меньше концентрация и посещают отвлеченные мысли. Стараешься поддерживать форму, тренируешься даже больше основного голкипера, но в день игры никакого дополнительного напряжения не испытываешь. Зато после матча оно даже больше, чем у тех, кто выходил на поле. Независимо от того, играл ты или нет, заснуть до четырех-пяти часов утра невозможно.

- У первого вратаря напряжение с каждым матчем нарастает? Или, наоборот, в какой-то момент приходит спокойствие?

- Какую-то обязательную кривую тут не нарисуешь. Ощущения перед каждым матчем разные.

- От чего они зависят?

- От того, кто в соперниках, какой матч стоит ждать, насколько твоя команда готова именно к этому матчу, что за задача перед ней стоит. И так далее.

- Когда поняли, что стоять на Euro будете именно вы?

- Окончательно - только в день первого матча. Были, конечно, какие-то предположения, но они оставались субъективными, уверенности не было до объявления состава.

- Как работается с Сергеем Овчинниковым? Много ли добавляет его присутствие в команде?

- Вратари в сборной две трети каждого занятия проводят отдельно от команды. Когда таких занятий много, планировать их самим очень тяжело. Хотя бы потому, что стопроцентно объективно оценить нагрузки трудно. Для этого и нужен тренер вратарей. Сейчас мы работаем очень продуктивно, все делается для того, чтобы все три голкипера были готовы к любому повороту событий.

- Что-то новое для себя в работе с Овчинниковым открыли?

- Да. Он много нам подсказывает, предлагает интересные упражнения.

САМЫЙ СЛОЖНЫЙ МОМЕНТ - ГОЛ ПИЛАРЖА

- Какой матч дался тяжелее вам лично - с чехами или с поляками?

- Психологически - первый, но работы было больше во втором.

- Самые трудные для вас моменты обеих этих встреч?

- Очень сложным был эпизод с голом, пропущенным от чехов. Когда я сближался с Пиларжем, то понял, что к мячу первым не успеваю, что чех успеет его прокинуть. Надо было в долю секунды оценить положение и принять решение - идти до конца с опасностью совершить фол или убирать руки. Но об этой истории уже много сказано.

Кстати, мне в твиттере один молодой парень, тоже вратарь, написал: надо было идти до конца и, даже сбив соперника, гордо уйти с поля, не пропустив. Но он просто не отдает себе отчета в том, что я ушел бы с поля вместе с еще одним нашим игроком. Счет все равно с большой долей вероятности стал бы 2:1, но игра приобрела бы уже совсем другой характер. И неизвестно, чем закончилась бы.

- В первой игре вспоминается еще один момент - с ударом Росицки и вашим кульбитом. Там просто повезло?

- Если честно, все в том эпизоде получилось не так, как я задумывал. Выбрасывал руку с намерением отвести мяч максимально в сторону, вправо от себя. Но он "поднырнул" под руку и, приобретя нестандартное вращение, взмыл вверх. Отлететь мяч, конечно, мог куда угодно, так что в определенной степени там действительно повезло.

- А можно ли было во второй игре что-то сделать с ударом Блащиковски или он пробил так, что шансов не было?

- 16 метров для игрока высокого класса - в принципе убойная позиция. Да еще попал он так, как не всегда удается. Но всегда можно сказать, что если бы вратарь занял правильное место в воротах, то удар отразил бы. Это действительно так, только в данном случае место должно было быть как раз неправильным. В моей карьере было множество эпизодов, когда я выручал, потеряв ворота, оказавшись не там, где положено. Но это все-таки исключения из правил, которые действуют в одном случае из десяти. В остальных девяти ты выручишь, если сыграешь по вратарской науке. Вот и здесь: играл строго по ситуации, но удар оказался потрясающим.

СЫГРАННОСТЬ - ЭТО ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И КОНЦЕНТРАЦИЯ

- В последние минуты игры с поляками мысли были о том, как выиграть или уже - как не проиграть? Вам из ворот было видно, что команда в последние 10 - 15 минут заметно подсела физически?

- Знаете, мне кажется, что поляки подсели даже сильнее нас. Только вот у них был сумасшедший завод, и они были острее в завершающей стадии атаки. Может быть, потому, что мы не хотели рисковать, а они обязаны были это делать.

- Значит, тревоги общекомандное физическое состояние вам не внушает и ошибки партнеров в концовке матча с поляками не смущают?

- Я никогда не оцениваю полевых игроков, потому что сам не был в их шкуре. Почему тот или иной футболист сыграл подобным образом, что он хотел сделать в том или ином эпизоде, может понять только тот, кто провел всю свою жизнь на данной позиции.

- Но вы же должны командовать защитной линией, указывая партнерам на оплошности?

- Я должен командовать до начала эпизода или в его ходе, а не выговаривать после него.

- Кстати, парадоксальная ситуация: в ваших взаимодействиях с армейцами Игнашевичем и Березуцким - никаких проблем, но при этом гол чехов случился из-за позиционной ошибки партнера по "Зениту" Анюкова. Вы ему вовремя не скомандовали выйти?

- Этот гол я в повторе не видел, поэтому мне трудно сказать, что именно там произошло. Но тем не менее вопрос хороший. Когда защитники синхронно выходят вперед, никто вообще не командует - на это просто нет времени. Да и не вижу я всей линии, концентрируясь прежде всего на мяче. Каждый из игроков должен действовать по позиции, передвигаясь в зависимости от движения мяча и соперников. Сыгранность - это на самом деле исключительно профессионализм и концентрация.

ЧЕХИ С ПОЛЯКАМИ СЫГРАЮТ ВНИЧЬЮ

- На кого поставили бы в игре Чехия - Польша?

- Обеим командам так нужна победа, что будет ничья.

- По-моему, вам просто этого хочется, поскольку ничья - для нас идеальный результат.

- Нет, это объективно. Тем более что я уже сказал: нам надо ориентироваться на себя, а не на параллельный матч, иначе добра не будет. Думаю, и поляки, и чехи станут придерживаться своей линии, открытого футбола не случится, и при грамотных действиях они просто не дадут друг другу забить: класс-то у этих сборных примерно одинаковый.

- Но есть ведь еще фактор своего поля и поддержки болельщиков.

- Да, это очень важный фактор. Только вот чехи - достаточно опытная команда, чтобы не поддаться давлению.

- На вас стадион в Варшаве сильно действовал?

- Если говорить лично обо мне, то к подобной атмосфере давно привык. Более того, она мне нравится - чем больше ажиотаж вокруг матча, тем интереснее играть.

- А что скажете о поддержке здесь, в Варшаве, со стороны российских болельщиков? С одной стороны, они замечательно болеют, но с другой - способны подвести команду. В сборной как-то обсуждалось известие о санкциях УЕФА?

- Все, что происходит здесь с нашими болельщиками и вокруг них, достаточно неоднозначно. То, что я видел и слышал по поводу инцидентов в городе, невольно заставляет призвать к защите россиян. Но как здравомыслящий человек понимаю: в семье не без урода. Есть масса видеокадров, подтверждающих, что польские фанаты провоцировали наших. Но есть и такие, которые свидетельствуют: наши болельщики тоже способны развязать драку. Это очень неприятно. И неприемлемо.

- Как избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем?

- Бороться с теми, кто мешает остальным и использует футбол как повод для драки, можно лишь жесткими персональными наказаниями. Чем суровее и неотвратимее они будут, тем меньше желающих окажется подпасть под их действие. Если уж английских фанатов смогли усмирить, значит, это в любой стране возможно. Отслеживайте, закрывайте выезд из страны, привлекайте к уголовной ответственности, если административная не помогает - несколько человек получат по заслугам, остальные намотают на ус. Главное, чтобы все было понятно и справедливо.

- А если сборную России все-таки лишат шести очков? Как на это реагировать?

- Это будет натуральный абсурд. После этого играть турнир ввиду бессмысленности станет просто не нужно. Кто поедет в сборную, если она изначально лишена каких-либо шансов пробиться дальше? Да и при чем здесь футболисты? Польша проводит турнир, значит, она должна полностью обеспечить безопасность как на стадионе, так и на улицах. А если кто-то из россиян нарушает эту безопасность, его надо арестовать и подвергнуть соответствующему наказанию. Но как на этот процесс может повлиять сборная? Почему она должна быть лишена очков?

- Но ее болельщики избивают стюардов...

- Опять же - как вообще такое стало возможным? Что это за охрана, если она не может защитить даже себя? Если ее мало, значит, надо привлечь дополнительные силы. Организаторы не должны допускать подобных вещей, иначе всей их работе грош цена. Не обеляя тех, кто бил (они, безусловно, заслуживают наказания), могу сказать, что перекладывать собственную неготовность на футболистов, кажется мне нонсенсом.

- Сама сборная чувствует себя в Варшаве в безопасности?

- Абсолютно. Отношение к нам очень уважительное и теплое.

ЛУЧШИЕ - КАСИЛЬЯС И БУФФОН

- Где лучше жить на Euro - на природе в Леоганге или посреди шумного города в закрытом отеле?

- Кому как. Но в принципе мы что там проводили время в отеле, что здесь проводим.

- Так это же тоска смертельная - все время находиться в четырех стенах...

- Ничего, мы к этому привычны (улыбается).

- А вкус праздника ощущаете?

- Конечно. И в Варшаве он, пожалуй, чувствуется ярче, чем в Леоганге.

- Как вам вообще нынешний Euro?

- Оправдывает все ожидания - как накалом матчей, так и уровнем футбола.

- Кого считаете фаворитом чемпионата после прошедших игр?

- После второго матча испанцев убедился, что они по-прежнему необычайно сильны. Я только к середине игры заметил, что в воротах Касильяс, - это о многом говорит. Безусловно, мощны и немцы. А как все закончится, сегодня не предскажет никто.

- По статистике вы - самый эффективный голкипер турнира. А кто, по вашему мнению, лучший пока вратарь чемпионата?

- Все те же - Касильяс, Буффон.

- Что происходит с Чехом, понимаете?

- После выигрыша такого турнира, как Лига чемпионов, какое-то психологическое опустошение неизбежно. Видимо, Чеху не хватило времени, чтобы эмоционально восстановиться. Но он был и остается выдающимся голкипером.

- А о чем вы с ним говорили по окончании матча с Чехией?

- Обменялись майками, и тут подошел Антон Шунин. Я спросил Петра, есть ли у него вторая футболка. Он обещал посмотреть в раздевалке.

- Последний вопрос: что вам нужно в день матча, чтобы максимально эффективно подготовиться к игре?

- Да ничего особенного. Спокойно аккумулировать силы и эмоции.

- Что ж, этого вам и пожелаю!

- Спасибо!

Борис ЛЕВИН

Варшава