Газета Спорт-Экспресс № 124 (5892) от 8 июня 2012 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 3

8 июня 2012

8 июня 2012 | Парус

ПАРУС

В австрийском городе Гмунден, расположенном на озере Траун, завершилась третья регата престижной мировой серии RC 44 Championship tour.

НА СЧАСТЛИВОМ ОЗЕРЕ "СИНЕРГИЯ" ОБРЕЛА СТАБИЛЬНОСТЬ

Регата RC44 приехала на озеро Траун в пятый раз подряд, но сказать, что яхтс-мены не в восторге от гонок по этому знаменитому австрийскому озеру, - ничего не сказать. То есть местность-то прекрасная: чистейшие воды самого глубокого озера Австрии, названного когда-то римлянами Lacus felix - Счастливое озеро, обрамленные горами, на вершинах некоторых до сих пор лежит снег, строгий замок Орт, построенный аж в 125 метрах от берега, нетронутые леса, милейшие и аккуратнейшие, ну прямо-таки кукольные домики, раскиданные по берегу, опять же пиво рекой.

Но погода… То солнце, то дождик, то гром и молнии, то туман. И все это на фоне абсолютно нестабильного ветра - от штиля до 35 узлов. Есть в календаре RC44 и другие регаты, проходящие в местах, где горы подступают к воде, но это морские акватории, и ветер там, дойдя до территории гонки, успевает стабилизироваться в одном направлении, что представляет участникам более или менее одинаковые условия. А на "счастливом озере" Траунзее даже яхты, идущие в 20 метрах друг от друга, часто находятся в совершенно разных ситуациях. В итоге - непредсказуемость гонок. "Побольше улыбайтесь", - советовал российским яхтсменам "Синергии" ее тактик Эд Бэйрд. И они старались следовать этому совету.

Разумеется, при таких обстоятельствах "Синергии" сложно было настраиваться на повторение выдающегося результата, показанного командой в португальском Кашкайше - первое место в матч-рейсе и третье в гонках флота. Тем не менее итоговые первая позиция в матчевых гонках и шестая в гонках флота подтверждают неслучайность португальского взлета. И это при том, что в матчевых гонках "Синергия" выиграла четыре (!), а пятую проиграла лишь из-за порванного спинакера, а в гонках флота, когда на руле были совладельцы Леонид Лебедев и Валентин Завадников и менеджер команды Максим Логутенко, уступила второму месту всего девять очков.

И все-таки даже на норовистом озере Траун был у флота RC44 непререкаемый лидер. Шведская команда Artemis владельца и рулевого Торнбьорна Торнквиста, которому в качестве тактика уже второй сезон помогает американец Морган Ларсон, в восьми гонках флота сумела одержать четыре победы и выиграть регату с большим преимуществом.

На вопрос, почему же Artemis удалось "расколоть" крепкий орешек - Траунзее, а под напором других он лишь трещал, рассказал бывший на руле "Синергии" в последний день гонок Максим Логутенко:

- При таком сильном флоте, как в RC44 Championship Tour, занимать высокие места сложно на любой акватории. Плюс непредсказуемость Траунзее. В итоге рулевой здесь всегда в напряжении, а тактик работает с двойной нагрузкой, поскольку любое принятое решение может оказаться неверным. Накануне последнего дня регаты, когда оторвалась от всех в общем зачете Artemis, расстановка была ясна и в конце турнирной таблицы. А вот середина - со второго по десятое место - шла очень ровно, и при определенных обстоятельствах каждая из команд могла занять второе место. Мы финишировали в единственной гонке дня четвертыми, а результаты соперников позволили нам подняться с седьмого места в общем зачете на шестое.

Мне регата в Гмундене понравилась тем, что команда показала: результат, которого мы добились в Кашкайше, неслучаен. Да, в Гмундене мы не заняли призового места по итогам гонок флота, но остались всего в нескольких очках от второго места. Это, на мой взгляд, знак того, что команда преодолела этап взросления. Сейчас мы стабильная команда, готовая показывать хорошую скорость на любом курсе. Не хочу заявлять, что теперь "Синергия" всегда будет в призах - в сильном флоте это крайне сложно. У нас будут и очень хорошие гонки, и будут гонки, в которых мы будем приходить последними. Как и все во флоте RC44. Но я рад, что мы закрепились на хорошем уровне и готовы кусаться и бороться за первые места.

- В чем же причина оглушительного успеха на Траунзее Artemis, которая и в матчевых гонках, и в первый день гонок флота смотрелась довольно бледно?

- Поначалу у шведской команды была неправильная стратегия. Они вели себя так, словно гоняются на море. На Траунзее же нужно значительно упростить стратегию и тактику - иметь максимальную скорость и максимально быстро приближаться к знакам. В итоге, поменяв стратегию - стабильный старт, правильный угол, максимальная скорость, как можно меньше поворотов и никакого риска, - Artemis начала выигрывать. Мы, кстати, придерживались точно такой же стратегии.

- То есть тот, кто первым это понял и сумел реализовать, преуспел больше других?

- Да. Рано или поздно это поняли все. Во флоте RC44 хорошие команды с отличными тактиками на борту. Тут многое зависело от качества работы экипажа и от опыта рулевого. Ни для кого не секрет, что Торнквист - один из самых опытных рулевых в RC44. Все знают, что он способен поддерживать максимальную скорость, даже когда совсем нет ветра и лодка идет просто по инерции, а такое бывало часто. Наверное, именно это в сочетании с хорошей стратегией и работой команды принесло успех.

- Совладелец и рулевой "Синергии" Леонид Лебедев по итогам гонок на Траунзее отметил, что у команды сложилась своя манера - консервативная, аккуратная.

- Верно. Чтобы побеждать, нужна основа, надо быть стабильными, не делать глупых ошибок, не рисковать. Как только ты реализуешь все это - начинаешь постоянно ходить близко к лидерам, а когда ты близок к лидерам - начинаешь бороться за первые места. Можно, конечно, рисковать и финишировать то первым, то последним. Но так не выигрывают регаты. Побеждает тот, кто стабилен, тот, у кого меньше провалов. Больше стабильности, хорошая работа тактика и слаженная работа экипажа - все это у "Синергии" есть. На Траунзее у нас, по сути, не сложилось всего две гонки.

... Действительно, если бы "Синергия" в двух этих неудачных гонках финишировала не двенадцатой, а, скажем, восьмой, то повторила бы свой португальский результат - присовокупила бы в победе в матч-рейсе третье место в общем зачете гонок флота. Пытаться осуществить это "Синергия" будет уже в середине июля на регате в шведском Марстранде.

Лина ХОЛИНА

Гмунден - Москва