Газета Спорт-Экспресс № 71 (5839) от 3 апреля 2012 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

3 апреля 2012

3 апреля 2012 | Авто-мото - Ралли

РАЛЛИ

Главной сенсацией завершившегося в воскресенье "Ралли Португалии" стало второе место 21-летнего Евгения Новикова, который к тому же занял почетное место и в истории отечественного спорта: его подиум - первый за все время выступлений россиян в раллийном чемпионате мира.

Евгений НОВИКОВ

КАК ВОЙТИ В ИСТОРИЮ В 21 ГОД

В гоночном мире Великобритания - страна номер один. Британская автоспортивная пресса - самая авторитетная. Но удержу часто не знает: одержишь не спрогнозированную букмекерами победу - утопят в комплиментах, оступишься больше одного раза подряд - пощады не жди. Неудивительно, что в одной из предсезонных статей особо авторитетный сайт autosport.com написал: "За российским раллистом Евгением Новиковым стоит понаблюдать. Только делать это надо с приличного расстояния и с помощью длиннофокусной оптики".

Нетрудно понять, о чем тут речь. Если на другом популярном сайте - youtube.com, куда выкладывают видеоролики, вбить фамилию Новикова, то система сразу предложит самый популярный вариант - crash compilation (подборка аварий). Серия инцидентов, случившихся с россиянином по ходу прошлого сезона, быстро заслонила собой те немногочисленные, но достойные результаты, которые Евгений успел показать к тому времени. Ведь уже на четвертой своей гонке за рулем автомобиля категории WRC (World Rally Championship, то есть чемпионат мира по ралли) москвич смог финишировать в первой пятерке. Что стало лучшим результатом российских гонщиков на этапах чемпионата мира.

Тем не менее для большинства болельщиков Новиков едва ли не до последних выходных был известен исключительно как автор очень зрелищного прыжка с одного из знаменитых трамплинов "Ралли Финляндии": его "Ситроен" летел тогда около сорока метров чуть ли не в вертикальном положении.

- Каждый случай надо рассматривать отдельно, - объясняет Новиков, отвечая на вопрос о своей якобы повышенной аварийности. - Я не снимаю с себя ответственности за допущенные ошибки, но ведь это далеко не единственная причина инцидентов. К примеру, несколько недель назад в Мексике я боком, как и положено на грунтовых трассах, входил в достаточно крутой, не очень хорошо просматривающийся поворот - и вдруг увидел там разбитую машину австралийца Криса Аткинсона! Увернуться от нее я смог, но для этого пришлось проехать сквозь забор, где между стойками натянута колючая проволока. Эта проволока срезала нам люк с крыши - и салон сразу наполнился пылью, которой на сухих грунтовых трассах всегда много. Из-за этой пыли штурману было очень тяжело читать стенограмму, он на какую-то пару секунд позже выдал мне информацию об очередном повороте - и этого оказалось достаточно, чтобы в свою очередь ошибся я, и уже через четверть минуты машина лежала на крыше.

Или год назад в той же Мексике мы ткнулись в земляной откос на скорости 5 км/ч - но этого хватило, чтобы в системе охлаждения возникла утечка, из-за которой нам пришлось сойти, - продолжает Новиков. - Причина: в начале сезона машина была еще сыровата, детали передка недостаточно хорошо защищали элементы турбонаддува даже от таких мелких колизий. Но кто из болельщиков об этом знал? Увидев результаты ралли, люди наверняка подумали, что Новиков опять разбил машину вдребезги...

* * *

Вообще-то Евгений не из тех людей, кто может моментально вызвать симпатию у российской публики. Он сын чрезвычайно успешного бизнесмена, и ему не пришлось экономить на школьных завтраках, чтобы купить себе насквозь проржавевшую спортивную машину. Юный москвич впервые стартовал в гонках в 7 лет на детских багги, в 13 - стал чемпионом страны по картингу и проехал свои первые ралли, работая штурманом у своего отца, в 15 - впервые выехал на ралли в качестве пилота. Причем после финиша спецучастка (перекрытая от постороннего движения дорога, где экипажи едут на время) Евгений каждый раз менялся местами со штурманом. Ведь от одного спецучастка к другому участники перемещаются по обычным дорогам общего пользования - а необходимые для езды по ним права молодому пилоту не могли выдать по закону.

В 16 лет Новиков выиграл четыре этапа чемпионата России по ралли, а уже в 17 впервые вышел на старт этапа чемпионата мира (правда, на не самой совершенной и быстрой технике категории P-WRC). Для справки: самый успешный раллист всех времен, восьмикратный чемпион мира Себастьян Лоеб в эти годы не успел проехать ни одного ралли и вообще занимался спортивной гимнастикой. А за рулем машины категории WRC француз оказался только в 26 лет.

* * *

- Почему именно ралли? Потому что этот вид спорта максимально требователен к гонщику, - отвечает Новиков на вопрос, чем его привлекает именно этот вид автоспорта. - Ты должен уметь быстро ехать по любому покрытию - и заметьте, речь идет не о простом делении на асфальт, гравий и лед. К примеру, в Мексике гравий мягкий, там можно от души "мести хвостом", бросая машину в занос. А в Австралии - наоборот, жесткий: при езде боком покрышки способны сделать из него небольшой бруствер, о который машина неожиданно опирается и переворачивается без видимых причин!

Или "черный лед" на альпийских дорогах во время "Ралли Монте-Карло". Ты вроде бы видишь перед собой неопасный мокрый асфальт, но на деле под колесами очень тонкая и очень скользкая ледяная пленка. Ты понимаешь это в момент торможения и далеко не всегда можешь что-то изменить. Вдобавок мы ездим не по нарисованным в чистом поле трассам, а по самым обычным дорогам. Двух одинаковых поворотов тут не бывает - каждый из миллиона поворотов, которые мы проезжаем за год, надо проходить по-своему...

* * *

Спору нет: шансы выйти на старт чемпионата мира за рулем автомобиля категории WRC у детей небедных родителей гораздо выше. Но, во-первых, выступления Евгения Новикова давно не отягощают семейный бюджет: их финансирует бизнесмен Михаил Лепехов. Он сам участвует в ралли, несколько лет назад выиграл Кубок России - и поддержку молодому пилоту оказывает не ради рекламы своих компаний, а чтобы по-настоящему талантливый, способный на многое российский гонщик смог реализовать себя, не оказался "запертым" в местечковых на фоне чемпионата мира национальных соревнованиях.

Во-вторых, непосредственно в гонке финансовое благополучие не даст никаких преимуществ. Если недостаток таланта в теории можно компенсировать большим количеством тренировок, то знание трасс купить никак нельзя. А возможности тренироваться в мировом ралли сильно ограничены - вплоть до того, что гонщику и штурману в течение нескольких месяцев в буквальном смысле слова запрещено появляться в районе проведения гонки!

- Если ты новичок или спецучасток в программу ралли попал первый раз, то до гонки ты проезжаешь его только дважды, - рассказывает Новиков. - Причем не на боевой, а на обычной дорожной машине. На которой еще и не разгонишься особо. Внутри стоит "черный ящик", он фиксирует твою скорость, превысишь (обычно организаторы устанавливают лимит в 70-90 км/ч) - штраф. Это не "Формула-1", где до гонки успеваешь пару сотен раз проехать каждый поворот, причем в боевом режиме. Поэтому без знания трасс тут ловить нечего, а оно приходит только с опытом.

Почему финнов так трудно победить в Финляндии? Потому что "свои" дороги они помнят вплоть до конкретного поворота - лежит там камень или нет. Если нет - можно "резать" поворот и выиграть на этом десятую секунды. Немного - но в гонке ведь тысячи поворотов. Моему штурману Дени Жиродэ в этом году стукнуло пятьдесят шесть, и он на хорошо известных трассах может вспомнить не только особенности поворота, но и пару случаев из прошлого: кто, в каком году, в каких условиях и по какой причине здесь перевернулся или "спилил" дерево...

* * *

На завершившемся в воскресенье "Ралли Португалии" погода и составленное организаторами расписание сделали и без того непростую трассу настолько сложной, что многим топ-пилотам мирового ралли не помогали уже ни талант, ни опыт. Спецучастки Тавира и Алькарьяс наверняка войдут в историю этого вида спорта: за каких-то 50 километров дистанции и час времени с дороги улетели четыре пилота из первой пятерки - включая Яри-Матти Латвалу и Петтера Солберга, гонщиков заводской команды "Форд". А выступающий за "Ситроен" восьмикратный чемпион мира Себастьян Лоеб слишком сильно сконцентрировал внимание на дороге, не услышал слов штурмана и в правом повороте повернул налево!

Одним словом, гонщик, склонный съезжать в кювет при первой же возможности, паковал бы вещи уже в четверг вечером. Новиков же не просто продержался до вечера воскресенья - он финишировал на блестящем третьем месте. Которое спустя несколько часов и вовсе превратилось во второе: судьи дисквалифицировали победителя - Микко Хирвонена - за несоответствие его "Ситроена" техническому регламенту.

- На этой гонке надо было выложиться по максимуму, а потом напрячься и выложиться еще сильнее, - описывает свои эмоции Евгений. - В четверг несколько спецучастков проходили в темноте, когда трасса просматривается гораздо хуже и проще допустить ошибку. В пятницу пошли дожди. Португальские дороги сложны тем, что они узкие и извилистые, цена небольшой ошибки там может оказаться очень высокой. А тут вдобавок покрытие стало очень скользким! Причем неравномерно скользким: в одном повороте колеса цеплялись за грунт, а в другом машина по своему поведению напоминала санки. С видимостью по-прежнему были проблемы - теперь из-за тумана. Но это вовсе не значит, что выиграл гонщик, осторожничавший больше других. Наоборот, важно не проспать момент, когда обстоятельства уже позволяют атаковать, взвинтить темп, когда другие еще перестраховываются.

При этом для Новикова плохой погодой и скользкой дорогой список проблем отнюдь не исчерпывался - по ходу гонки отказывало переговорное устройство, мотор одно время работал с перебоями... А когда до финиша оставалось чуть больше 50 километров, сломалось крепление педали газа. Сначала гонщику пришлось на выходе из каждого поворота по новой искать момент срабатывания педали, потом - и вовсе до боли в ступне нажимать вместо педали на тонкий шток. Помощь механиков на этом участке была запрещена, а пластиковые хомуты, которыми экипаж пытался зафиксировать крепление, рвались через несколько километров. Одним словом, если использовать выражение "трудовая победа", то россиянин в эти выходные заслужил звание героя раллийного труда.

* * *

Вопрос, удастся ли Новикову показывать стабильно высокие результаты или он так и останется в памяти благодаря своим авариям, можно было считать актуальным еще несколько месяцев назад. Второе место на "Ралли Португалии" и вовсе сняло этот вопрос с повестки дня (хотя пример Яри-Матти Латвалы, разбившего машину в трех из четырех гонок этого сезона, показывает, что зарекаться не стоит). И поставило новый: удастся ли россиянину выполнить свою следующую цель - попасть в число заводских пилотов?

Главная проблема - в дефиците "рабочих мест". Если в современной "Формуле-1" таких насчитывается 24, то в мировом ралли - всего 4. А быстрых и амбициозных пилотов в несколько раз больше. Растолкать их, войти в элиту WRC и получать от команды зарплату (а не платить ей за аренду и обслуживание автомобиля, как это делает сейчас спонсор Новикова) - вот задача, решить которую будет куда сложнее, чем быстро ехать с отвалившейся педалью газа.

Кирилл КАЧНОВ