Газета Спорт-Экспресс № 13 (5781) от 23 января 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

23 января 2012

23 января 2012 | Авто-мото

АВТО

19 января с "Дакара" вернулась команда "КАМАЗ-Мастер" - десятикратная победительница знаменитого ралли-марафона .

СЛОЖНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ ДЛЯ "КАМАЗ-МАСТЕР"

Команда из Набережных Челнов, сделав ставку на омоложение состава пилотов, на этот раз, скажем так, не снискала лавров. А лавры для нее - традиционные статуэтки "бедуинов", вручаемые за призовые места на этом марафоне. "Дакар"-2012 доказал, насколько сильны соперники российской команды, а ведь когда "КАМАЗ-Мастер" безоговорочно побеждал, многие поговаривали о слабости соперников. Теперь всем стало понятно, что это не более чем пустые разговоры.

Сказать, что прошедший марафон оказался для "КАМАЗ-Мастер" непростым, - значит не сказать ничего. К примеру, сильнейшие и опытнейшие соперники нашей команды - коллектив Герардуса Де Роя на Iveco использовал не разрешенные техническим регламентом настройки подвески. Уже после четвертого этапа гонку покинул шедший на тот момент лучшим из камазовцев Эдуард Николаев, дисквалификация которого после столкновения с одним из джипов была по меньшей мере спорной. Наконец, в десятый день "Дакара" из-за поломки двигателя выбыл из борьбы Айрат Мардеев, и за пять этапов до финиша российская команда осталась всего с одним боевым экипажем.

Но даже оказавшись в одиночестве, Андрей Каргинов при поддержке быстрой технички Ильгизара Мардеева продолжал борьбу за подиум. И в итоге дебютант "Дакара" финишировал четвертым, что в данных условиях можно назвать выдающимся результатом.

На третьем месте марафон завершил грузовик "КАМАЗ" казахстанской команды "Астана" пилота Артура Ардавичуса, который полностью обслуживается "КАМАЗ-Мастер" и был построен в ее суперсовременном техническом центре, возведенном несколько лет назад, во многом благодаря спонсорскому взносу ВТБ.

- Нынешнюю гонку можно назвать одной из самых сложных, - считает руководитель "КАМАЗ-Мастер" Семен Якубов. - Раньше на нашей стороне был опыт пилотов, многое у них получалось, можно сказать, автоматически, а сейчас руку на пульсе приходилось держать на каждом шагу. Нынешний "Дакар" был непростым еще и потому, что по ходу ралли не раз возникали спорные моменты, которые стали достоянием общественности (Якубов имеет в виду нарушения регламента командой Де Роя и дисквалификацию Николаева. - Прим. Л.Х.). Короче, интрига, которую мы вам обещали на старте "Дакара"-2012, была закручена невероятно лихо! За ней, кстати, в этом году смогли наблюдать гораздо больше болельщиков, чем в прошлом, - банк ВТБ профинансировал покупку видеокартинки ралли, с нами на гонке присутствовала съемочная группа телеканала "Россия 2", благодаря чему российские болельщики смогли следить за "Дакаром"-2012 в ежедневном режиме. Что же касается аварии экипажа Эдуарда Николаева, то она - очередное доказательство небезопасности раздельного старта, который применяют организаторы марафона.

- И все-таки почему вы не стали протестовать по поводу нарушений регламента командой Де Роя?

- Он был наиболее подготовленным пилотом для победы на "Дакаре". В его лидерстве нет ничего удивительного. Что же касается хода подвески, то этот вопрос давно уже стоит на повестке дня в плане нарушений. FIA волевым решением с 400 мм перевела всех на 300 мм, а в таких условиях машины подвергаются большим нагрузкам. Все понимают, что надо возвращаться на 400, но поскольку это не было даже устно оговорено со всеми участниками "Дакара", то считалось, что любые изменения в подвеске являются недопустимыми. Тем не менее Де Рой пошел на нарушение. Пусть это останется на его совести.

- "КАМАЗ-Мастер" являлся лидером "Дакара" на протяжении многих лет, вы занимаетесь организацией гонки "Шелковый путь". Неужели вашего авторитета недостаточно, чтобы в спорные моменты, как с Николаевым и с нарушениями техрегламента, инициировать тщательные расследования?

- В данной ситуации авторитет только мешает! У участников может сложиться впечатление, что Якубов имеет влияние на организаторов и на спортивных комиссаров и проталкивает свои решения. Если организаторы сделают небольшой шаг навстречу "КАМАЗ-Мастер", это будет воспринято в штыки всеми остальными.

Команда наша авторитетная, и спрос с такой команды гораздо выше, чем с остальных. И наказание выше. Что поделаешь - приходится терпеть. Просто надо так себя вести, чтобы не было ни единого повода придраться. Что же касается команды Де Роя, то если бы его машины сняли с гонки по нашему протесту, то, на наш взгляд, победа в таких условиях не была бы достойной. Не так мы привыкли выигрывать.

Повторю, что Де Рой изначально был потенциальным победителем "Дакара". Он самый подготовленный, он девять лет ждал этого момента. И мы его искренне поздравили.

- Кстати, как ваши спонсоры оценили "непобедное" выступление команды на нынешнем "Дакаре"? Думается, были недовольны.

- Мы получили очень хорошую поддержку, даже более весомую, чем в прошлом суперуспешном году. Когда отчитываешься за гонку четырьмя первыми местами, комментарии излишни. А в этот раз спонсоры понимали, что нам особенно нужна моральная поддержка - мы ведь сознательно пошли на перемены, хотя предполагали, что могут возникнуть трудности. В итоге после финиша "Дакара" я получил массу звонков со словами поддержки: не переживайте, мы с вами, мы будем вместе идти вперед.

Вот как, например, оценивают результаты нынешнего Дакара представители банка ВТБ: "Несмотря на то что команде "КАМАЗ-Мастер" не удалось завоевать призовое место на "Дакаре"-2012, ВТБ будет продолжать поддерживать этот проект. Это осознанный выбор в стратегии продвижения бренда. "КАМАЗ-Мастер" - рекламный носитель, совпадающий с географией нашего бизнеса, потому что мы много работаем за пределами России. Потрясающая картинка гонок и мужественность пилотов интересны людям энергичным, любящим и умеющим принимать решения. То есть тем, кто нужен нам в качестве клиентов и партнеров по бизнесу. И ведь по сути ничего не изменилось: "КАМАЗ-Мастер" - это по-прежнему самый успешный проект в российском автоспорте, в котором работают настоящие профессионалы и истинные энтузиасты своего дела. Банк стал первым крупным спонсором, 6 лет назад поддержавшим "КАМАЗ-Мастер", и мы не собираемся отказываться от сотрудничества с командой в период смены поколений пилотов".

Лина ХОЛИНА