Газета Спорт-Экспресс № 204 (5674) от 9 сентября 2011 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

9 сентября 2011

9 сентября 2011 | Хоккей

ХОККЕЙ

ДЕРЖИСЬ, САША!

Окончание. Начало - стр. 1

"В наши годы ожог 25 процентов тела считался смертельным. Слава богу, что медицина не стоит на месте", - сказал вчера Третьяк. Но ведь у Галимова обожжено 90 процентов тканей! Такие травмы считаются не совместимыми с жизнью, что и сподвигло нейрохирурга Соловьевской больницы Дмитрия Плюту заявить в среду вечером: "Шансов на то, что хоккеист выживет, почти нет".

К счастью, спасать пострадавшего спортсмена и бортинженера Сизова, второго выжившего в катастрофе, все в ту же среду ближе к полуночи прилетел более искушенный врач. Лучший специалист по борьбе с ожогами, профессор, автор множества научных трудов Андрей Алексеев. У него было другое мнение: парням можно сохранить жизнь.

Вчера днем автор этих строк наблюдал такую сцену. Один из руководителей ярославского спорта постоянно держал у уха трубку мобильника, сообщая стоявшим у ярославского ДС "Торпедо" боссам КХЛ последние новости. "Галимова погрузили в реанимобиль". "Полиция сопровождает машину в аэропорт". "Идет погрузка пациента на борт". "Рейс взял курс на Москву". Ближе к вечеру спецсамолет МЧС доставил Галимова в одну из столичных клиник, причем хоккеист - за счет систем поддержания жизни - сумел чуть-чуть пообщаться с отцом и супругой.

Главной угрозой жизни форварду сборной России является внутренний ожог дыхательных путей - он, не дай бог, может спровоцировать отек легких. Чтобы молодой парень вновь задышал самостоятельно, ему требуется пересадка трахеи. Эта операция считается в хирургическом мире чрезвычайно сложной, однако профессор Алексеев делает ее мастерски.

Но даже если пересадка пройдет успешно, главное, чтобы организм не отторг чужеродную ткань. В том случае, если трахея приживется, хоккеист будет жить. Вероятность такого исхода в общемедицинской практике, увы, невысока. Но, к счастью, дополнительный шанс Галимова заключается в том, что он - молодой, здоровый, тренированный мужик, спортсмен без вредных привычек.

В общем, скрестим пальцы в ожидании благоприятного исхода. "Ярославль с тобой, Саня!" - такие самодеятельные плакаты вчера можно было увидеть в разных концах волжского города. Добавим: и вся Россия с тобой. Держись!

ОСИРОТЕВШИЙ ЯРОСЛАВЛЬ

В Ярославле билет на хоккейный плей-офф всегда открывал любые двери и помогал в решении жизненных проблем эффективнее волшебной палочки. Вчера город оплакивал своих любимцев, погибших в авиакатастрофе. Мужчины солидной наружности прятали покрасневшие глаза за стеклами темных очков, продавщицы мини-рынка у Московского вокзала не таясь вытирали слезы, школьники в усыпанных желтой листвой дворах обводили траурными линиями фотографии безвременно ушедших игроков.

В пригородном аэропорту Туношна, где вчера побывал президент РФ Дмитрий Медведев, следов крушения лайнера Як-42 уже не осталось. Снято полицейское оцепление, собраны на экспертизу обгоревшие обломки самолета, тела увезены в морг, гарь развеял ветер, пепел унесла река. Испуганно поглядывают вверх лишь работники воздушных ворот Ярославля - ищут глазами то место, откуда с высоты в несколько десятков метров чартер "Локомотива" сорвался в роковое пике.

Об этой трагедии в клубе узнали почти мгновенно: у многих сотрудников команды в аэропорту работают знакомые. Когда из Туношны последовали первые звонки, сразу возникли мысли: "Какой еще рейс, кроме нашего, мог взлетать в четыре часа дня?" А потом был парализующий шок, когда самые худшие подозрения сбылись на сто процентов…

Обмануть судьбу в тот день удалось только Юрию Лукину. Генеральный менеджер "Локомотива" не привык пропускать даже один-единственный выезд команды в сезоне и должен был быть среди пассажиров злополучного чартера на Минск. Но задержался, и отправиться в столицу Белоруссии решили без него. Шок генменеджера при известии о катастрофе был невероятно сильным, да еще и усугубился участием в процедуре опознания тел. Вчера на публике он в отличие от президента железнодорожников Яковлева появиться так и не смог.

Не было на борту разбившегося Яка и тренера вратарей Йормы Валтонена. Его слова в телефонной трубке вчера звучали глухо и утомленно:

- Я изначально не должен был лететь на выезд с командой. Маккриммон поручил остаться с молодежным составом и работать в обычном режиме. Если бы Вьюхину или Ливу во время серии гостевых матчей потребовалась психологическая и методическая помощь, я бы, конечно, немедленно вылетел в расположение команды. И уж точно не мог себе представить, что, уходя с утренней тренировки в среду, в последний раз говорю всем парням "до свидания". Это просто ужас.

- Кто сообщил вам о катастрофе?

- Сначала позвонил один из финских хоккеистов, когда-то работавший под моим началом. Потом - друзья. И, наконец, самые страшные подтверждения получил от работников клуба. Заглянув в интернет и посмотрев фотографии, рыдал полчаса. Я до сих пор в шоке. Не представляю, как можно думать о хоккее после такой ужасной трагедии.

Голос финна задрожал еще сильнее, затем он на пару минут замолчал. А потом произнес: "Простите, у меня до сих пор сильный шок", - и повесил трубку.

Хоккеист ярославской команды МХЛ Александр Скрынник в среду тренировался на льду с первым составом "Локомотива", а вчера не нашел в себе сил ни выйти из дома, ни отвечать на телефонные звонки. Другие юниоры клуба на занятиях явно думали не о бросках и комбинациях большинства. У их тренеров валились из рук планшетки и свистки, вратари механически и часто невпопад подставляли ловушки под броски.

...Часовая стрелка чуть-чуть перешла за полдень, когда из старенького ДС "Торпедо" появился Юрий Яковлев. Он вывел на небольшой траурный брифинг руководителей КХЛ и ФХР. В такт настроениям хоккейных боссов накрапывал мелкий и частый дождь.

- Ярославский и весь российский хоккей понес страшную утрату. Сейчас мы первым делом должны проводить в последний путь игроков. И позаботиться об их близких, оказать им максимум поддержки, заверить родственников, что клуб о них не забудет. К вопросам по будущему первой команды вернемся после траурной церемонии, но не сомневайтесь: ярославский хоккей будет возрожден.

На этих словах Яковлева дождь перешел в настоящий ливень. Впрочем, никто из слушавших президента клуба не обратил на это никакого внимания.

Яковлев сообщил: еще до панихиды будет определено место захоронения хоккеистов. От идеи общего памятного комплекса на одном из кладбищ Ярославля в клубе отказались. Родственники и родители жертв авиакатастрофы хотят забрать тела игроков в их родные города - ведь разбившийся "Локомотив" состоял не только из собственных воспитанников.

В Ярославле - трехдневный траур. Вчера по окончании рабочего дня улицы города оказались запружены людьми в шарфах "Локомотива". Взрослые, дети, пенсионеры несли цветы к "Арене-2000", возле которой еще в среду возникла стена памяти. С горой гвоздик, свитерами с фамилиями погибших, рюмками с водкой, накрытыми ломтиками черного хлеба, и пронзительными стихами, сочиненными безымянным ярославским поэтом.

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС

Очевидно, что в ближайшие дни нас будет волновать не только судьба Галимова, но и вопрос: почему самолет с "Локомотивом" на борту, едва взлетев, потерпел крушение и рухнул на землю?

Этот самолет использовался ярославской командой уже во время плей-офф-2011. Чтобы подняться в воздух, хоккейному чартеру была выделена почти трехкилометровая полоса: на самом деле этого хватило бы, чтобы взлететь два раза. Злополучный борт был выпущен в 1993 году с запасом прочности в 36 лет - но отлетал только 18, причем его километровый "пробег" был не очень большим. Ему еще летать и летать.

К тому же у "Локомотива" был не просто Як-42, а машина улучшенной конструкции. Хоккеисты были от нее в восторге - в отличие от прежней "тушки" борт был и просторнее, и комфортнее, и по воздуху "ходил" мягче.

Кстати, даже обычный, не "виповский" Як-42 - машина элитная. Она создавалась в 70-е годы лучшей в мире советской оборонной промышленностью как машина для армейских десантных операций. Полковник с орденами за Афган, преподаватель автора этих строк на офицерских курсах военных переводчиков, рассказывал, что Як-42 был идеальным транспортом для войны. В Афганистане десантники на "яшку" молились - стоявшие на вооружении боевиков средства ПВО мобильный, живучий самолет почти не брали.

Что же касается эксплуатации Яка в мирных целях, то до черной среды 7 сентября он терпел крушение всего три раза. Причем дважды - в Венесуэле и Турции, виной был невысокий профессионализм пилотов.

Тем большим шоком стала катастрофа чартера с "Локомотивом". Ну почему, почему же эта классная машина с опытными пилотами рухнула, не успев толком взлететь?!

В любом случае хоккейная Россия собирается извлечь уроки из страшной катастрофы на пригородном аэродроме Ярославля. "Мы давно хотели создать единую транспортную компанию, услугами которой будут пользоваться клубы лиги. Теперь необходимость появления такого авиаперевозчика настолько очевидна, что он, скорее всего, появится уже в нынешнем сезоне. Гендиректор "Аэрофлота" уже предложил свои услуги, в ближайшее время начнутся предметные переговоры", - рассказал глава лиги Александр Медведев автору этих строк.

А Владислав Третьяк сообщил, что сборная больше не будет пользоваться Як-42: "Это прекрасная модель, игроки национальной команды от нее все годы были в восторге. Да и сам я по депутатским делам в Саратов летаю только на ней. Вот только она все равно скоро устареет. Скажем, завод в Саратове, который делал такие самолеты, давно развалился, специалисты разбежались. Новых машин не собирают, то, что используется сейчас, - старый багаж. А вторая причина… Ну вы ее сами понимаете. Мы люди суеверные, даже думать не хочу о тех словах, с которыми теперь ассоциируется Як. Я уже созванивался с руководителями "Аэрофлота", они готовы к сотрудничеству, а самолетов приобретшей ужасную известность модели в их парке нет".

Андрей КУЗНЕЦОВ

Ярославль