Газета Спорт-Экспресс № 185 (5655) от 18 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

18 августа 2011

18 августа 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1960 год. Часть третья

"СДЕРЖИВАЙТЕ НЕЗДОРОВЫЕ ЭМОЦИИ"

Подготовительный сезон завершен. Участники первенства худо-бедно потренировались в нечеловеческих условиях, доукомплектовались за счет ближних своих, строители придали стадионам более или менее приемлемый вид.

"СОВЕТ БОЛЕЛЬЩИКОВ"

Перед выстрелом стартера огромная нагрузка, связанная с добычей билетов, легла на болельщиков, а администрация стадионов готовилась к мероприятиям по обеспечению порядка на трибунах. (Все познается в сравнении. Атмосфера на трибунах в 60-е годы - полный штиль в сравнении с девятым валом, создаваемым агрессивной частью фанатов команд, обласканных, так называемых народных и им подобных.)

Во многих городах воспитательную работу со зрителями вели в перерывах между таймами. Дикторы зачитывали загодя составленные тексты, напоминали советским людям, что они советские - и этим все сказано: как вести себя в общественных местах, обучены в семье и школе, пионерией и комсомолом.

В Молдавии пошли дальше. 1 марта на заседании президиума федерации футбола республики ее председатель В.Кузнецов предложил создать при администрации Республиканского стадиона общественную организацию для борьбы с нарушителями порядка во время матчей. Сказано - сделано. Тут же сформировали совет болельщиков из разных слоев многослойного общества. В числе 25 избранных - слесарь завода "Автодеталь" В.Даниленко, офицер запаса М.Полетаев, шофер Б.Чернявский, журналист Н.Дорофеев, заведующий кафедрой медицинского института кандидат наук С.Смирнов... Заслуга ли это стадионных агитаторов или "Совета болельщиков", сказать трудно, но, во всяком случае, в течение сезона никаких жалоб по поводу поведения зрителей из Кишинева не поступало.

ПРООБРАЗ "КОДЕКСА ЧЕСТИ"

В Киеве посильную помощь агитаторам, сотрясавшим воздух над газоном стадиона имени Никиты Хрущева, оказал спортивный орган республики - "Радянський спорт", рупор неизмеримо более мощный. Накануне открытия футбольного сезона, 8 апреля, он обратился к болельщицким массам Украины с призывом держать себя в руках, не устраивать драк с теми, кто не разделяет их взглядов. "Дайте себе слово, - призывала газета, - не повторять прошлых оплошностей, сдерживайте нездоровые эмоции, проявления хулиганства, нецензурные выражения, грубые нападки на судей и игроков... Любите свою команду и воздавайте должное команде гостей".

"Не отсюда ли ноги у "Кодекса чести" растут?" - подумал было я и тут же крамольную мысль отбросил. Маловероятно, чтобы создатель "Кодекса" прочитал указанный номер газеты. А если бы и читал? Человек интеллигентный, творческий, ученый муж не опустился бы до плагиата. К тому же он так много успел наворотить, простите, реформировать, родить идей, до коих не додумались лучшие футбольные умы как в советской стране, так и за тысячекилометровыми ее рубежами.

Повторюсь: экологическая обстановка на стадионах и в атмосфере в те годы и сейчас - как говорится, две огромные разницы. Не скажу, что в ясный небосвод не вторгались небольшие облачка, порой и темные тучи. Случалось это крайне редко и воспринималось как происшествие чрезвычайное. В апреле прозвучал тревожный звонок из Баку.

СРАБОТАЛИ ОПЕРАТИВНО

20 мая после игры "Нефтяника" с "Беларусью", когда команды покидали поле, с трибуны бросили камень, угодивший в ногу бакинского игрока. Его доставили в больницу. Нарушителя - им оказался 20-летний Ганыш Аббас оглы Кулиев - задержали и препроводили в милицию. К.Манафриев, автор статьи "Болельщик? Нет, преступник!" (опубликована 25 мая в "Физкультурнике Азербайджана"), предложил устроить над Кулиевым открытый суд на месте преступления. Вот как оперативно сработали на бакинском Республиканском стадионе, не оборудованном видеокамерами! И вместимостью побольше, чем в Питере и Самаре, где бананометателей при современном техническом оснащении "Петровского" и "Металлурга" до сих пор не нашли и, не покидает ощущение, давно уже не ищут и, естественно, не найдут.

Гром в 60-м грянет в июле. В Лужниках случится ЧП союзного значения. Пока же мы освещаем весенние события. Наступит лето, распишу в подробностях. Сроки тогда бузотеры получили солидные. "Демократия" в стране наступит не скоро - через три десятка лет.

ПРИСЯГАЮТ АРБИТРЫ

В предпраздничной суете не успел о судьях обмолвиться. Они, как обычно, провели учебно-тренировочный сбор. На этот раз в Одессе. Удовлетворенные проделанной работой, составили текст воззвания, обращенный к коллегам. Чтобы придать ему больший вес, назовем его (пусть с небольшой натяжкой) клятвой, подобной тем, что произносят спортсмены и арбитры перед открытием Олимпийских игр. Честь зачитать его оказали судьям всесоюзной категории Александру Меньшикову и Юрию Бочарову. Выделю несколько пунктов:

"Постоянно повышать свою физическую, теоретическую подготовку и общеобразовательный уровень.

Подготовить в течение года каждому судье не менее двух молодых арбитров.

Объявить решительную борьбу проявлениям грубости, недисциплинированности, сквернословию со стороны отдельных игроков".

В заключение участники сбора выразили надежду, что обращение "найдет широкий отклик у судей, тренеров и руководителей команд в коллегиях, секциях и федерациях футбола".

Сделаем вид, что поверили, будто вознамерились арбитры "постоянно повышать общеобразовательный уровень", подготовить двух молодых коллег и объявить решительную борьбу с костоломами и матерщинниками. Не смутило ли вас, многоуважаемые читатели, что обещанию судить честно, не поддаваться нажиму высокопоставленных особ и, упаси господь, соблазнам уголовно наказуемым, места в предсезонной присяге не нашлось? И меня смутило. Может, зря придираемся? Какой же честный и порядочный человек унизит себя до того, чтобы кричать на каждом углу: "Я честен и порядочен!" Вот и судьи не стали.

КАК ДОСТАТЬ БИЛЕТИК...

Наконец, и до болельщиков добрались, основной их массы, тех, кто ходил на стадион исключительно из любви к футболу, зрелищу в те благословенные времена честному, искреннему, открытому, без грязи и двойного дна. Главная его забота - билетиком обзавестись. Варианта четыре. Перечислю по степени сложности.

1. Простоять ночь и день у билетных касс с небольшими шансами на успех.

2. Попасть в заявочный список на месте работы или учебы.

3. Приобрести сезонный (в Москве предлагали и месячный) абонемент.

4. Если водятся деньги или ты стеснен в средствах, но способен ограничить себя в других удовольствиях, купить втридорога у спекулянта.

В Киеве число абонементов в связи с расширением на стадионе посадочных мест увеличили. А кассиров обязали развозить заказчикам билеты по домам. Прошу прощения - по местам работы. Что почти одно и то же: работа для советских граждан - второй дом. Все это здорово, если бы заявки удовлетворялись. В реальности перепадало в лучшем случае одному из сотен желающих.

Абонементы - доступнее. Цены на отдельные матчи невелики: лучшие места в Лужниках всего дореформенных 12 рублей (в 61-м, после реформы, - 1 руб.20 коп.), самые дешевые - 5 рублей (50 копеек). Но выложить сразу солидную сумму за весь сезон мог не каждый.

...И ПОПАСТЬ НА СТАДИОН?

Отоваренных болельщиков средства передвижения особо не волновали. Мелочи жизни. К услугам москвичей - метро. На "Динамо" людей чуть ли не до трибун довозили. В Лужники от станции "Спортивная" приходилось добираться пешочком. Небольшая предматчевая прогулка - одно удовольствие. И для здоровья полезно. В других городах - сложнее. Наземных маршрутов не хватало. Пустяки - болельщик и давку, словно в соковыжималке, способен перетерпеть, и на подножке или на чем-то другом, рискуя жизнью, прокатиться. На худой конец на своих двоих, даже на карачках многокилометровый путь преодолеть: главное - билет в кармане!

Однако отдельных сердобольных граждан, пекшихся о ближних своих, и привередливых журналистов устраивало не все. Кандидата наук товарища Али-заде, например. Написал он письмо в "Бакинский рабочий" (опубликовано 2 апреля). В заголовке - вопрос: "Как попасть на стадион?" Действительно, как? "Трамваи в дни Большого футбола забиты. Такси - попробуй достань в часы пик. Но если как-то добрался до стадиона, то обратно тысячи людей вынуждены идти пешком", - жаловался научный сотрудник.

Слезами дело не поправишь. Используя любезно предоставленную ему газетой трибуну, он обратился к городским властям с просьбой выделить в дни футбольных матчей дополнительные автобусные маршруты и чтобы к концу игры они съезжались к стадиону. Дополнительно "организовать, как в других городах, маршрутные такси и усилить поток обычных такси к стадиону".

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Такие же трудности испытывали ленинградцы. В 60-м исполнилось десять лет со дня открытия стадиона-гиганта, красавца, расположенного в живописном парке "Победы". По сто тысяч зрителей частенько собирали трибуны Кировского. Но проход к ним был затруднен. Построить автобусную трассу для доставки людей к стадиону и обратно городские власти не торопились, а, может, и вовсе не желали. Ленинградские издания неоднократно пытались разжалобить отцов города и всякий раз натыкались на сооруженную партократами звуконепроницаемую стену. Одна только "Смена" дважды в течение года (в июле и декабре) безуспешно пыталась достучаться до вельможных товарищей. Безрезультатно. Тем не менее оптимизм журналисты сохраняли. Очередная статья "Стадиону им.С.М.Кирова - автобусную трассу!" ("Смена" от 16.12.60) завершалась словами: "Будем надеяться, что мечты болельщиков сбудутся уже 2 мая 1961 года".

Протянет еще один год терпеливая, многострадальная, умирающая последней надежда или испустит дух в колыбели революции в железных объятиях большевиков? Поживем - увидим. Буду держать вас в курсе.

ПОСТЕПЕННАЯ РЕАККЛИМАТИЗАЦИЯ

А пока, на первый в Ленинграде матч 2 мая и все последующие болельщики проследуют обычным способом. Мы же бросим взгляд из северной столицы в противоположном направлении, где 9 апреля в южных регионах страны открылся 22-й чемпионат Советского Союза (вторая подгруппа вступит на следующий день).

Погода проявила такт, позаботилась о футболистах: для постепенной реакклиматизации создала идентичные условия тем, в каких проводили тренировочные сборы. В Алма-Ате перед игрой "Кайрата" с "Адмиралтейцем" выпал снег. В Ереване накануне встречи "Спартака" с московским "Динамо" целые сутки без перерыва лил дождь. Зрителей он не отпугнул. Стадион напоминал осажденную крепость. Тысячи безбилетников готовились к штурму, оказавшемуся успешным: "Все старания милиции удержать наступающие ряды болельщиков были безуспешны", - писал очевидец, известный журналист Мартын Мержанов ("Огонек", № 16). Хорошо, обошлось без жертв. Москвичи на мокром поле вышли из воды сухими, забив хозяевам четыре мяча, - 4:0.

Через неделю тбилисцы, чтобы превзойти армянских соседей, создали чемпиону более "комфортные" условия. Температура резко рванула вниз и замерла в районе нуля. Небеса обильно, не экономя водные ресурсы, поливали город и превратили футбольное поле, по словам одного журналиста, "в заболоченную тундру". Исполнив миссию, небесные службы уступили место авиаторам. Вертолет несколько часов висел над газоном. Создавая ветер, болото осушил, но грунт оставался тяжелым.

ЗАДНИМ ЧИСЛОМ

Такой же получилась и игра. Единственный гол в ворота хозяев забил Валерий Короленков. Возмущенные трибуны были уверены - из офсайда. Того же мнения придерживались местные журналисты и великий Борис Пайчадзе, человек исключительной порядочности. В отчете об игре ("Матч ошибок и судьи, и футболистов") он сухой нитки не оставил от грузинских мастеров и ужгородского арбитра Александра Малеца: "Единственный гол был забит Короленковым из положения "вне игры". Судья плохо выбирал место, не поспевал за ходом игры. Эта ошибка была не единственной" ("Заря Востока" от 15 апреля). Николай Озеров, который вел радиорепортаж из Тбилиси, момент с взятием ворот дипломатично обошел, а работу судьи оценил теми же словами, что и Пайчадзе.

ВКС по итогам 1959 года назвала девятерых лучших арбитров. Достойного десятого кандидата не нашла. Вдруг весной 60-го передумала и задним числом включила в список Малеца. За какие заслуги, непонятно: в предыдущем сезоне отсудил он всего четыре встречи. После матча в Тбилиси коллегия судей наверняка о своем решении сожалела. Игру я смотрел, мнение трибун по поводу гола разделял полностью. Возвращаюсь к уже упомянутому матчу из-за эпизода, достойного описания.

УЛЬТРА-СИ КРИЖЕВСКОГО

Воздушного аса, летающего защитника московского "Динамо" Константина Крижевского видел в игре не раз. Наблюдать за его потрясающими акробатическими этюдами, безраздельным господством в воздушном пространстве, подкатами, шпагатами - одно удовольствие. Но то, что сотворил 14 апреля в Тбилиси на закате карьеры 34-летний защитник, битый-перебитый (в игре не щадил ни чужих, ни себя), видеть не приходилось и, уверен, не придется. Номер уникальный.

Встреча подходила к концу. Хозяева, пытаясь отыграться, перевели игру ближе к воротам москвичей. Яшин, уставший отбиваться, едва дотягивается до мяча и после столкновения со своим защитником оказывается на земле. Мяч благополучно отскочил к Зауру Калоеву, и тот метров с десяти сильно пробил в угол незащищенных ворот. Так, во всяком случае, показалось зрителям, испустившим многотысячный победный клич. Но что это? Навстречу ракете, летевшей примерно на двухметровой высоте, словно из подземной шахты взметнулась другая, предотвратившая катастрофу.

Картина невероятная. И сейчас четко вижу парящую, вытянутую в струну фигуру Крижевского с демонстративно прижатыми к телу руками. Мяч - из разряда неберущихся. Отрази его вратарь, ему при жизни можно памятник ставить. Крижевский отбил его головой!

Что творилось на трибунах! Какую гамму чувств за несколько мгновений пережили болельщики: радостное предвкушение, горькое разочарование и шок, потрясение от неправдоподобности произошедшего. Придя в себя и осознав реальность увиденного, благородный тбилисский зритель устроил находившемуся в объятиях Яшина Крижевскому продолжительную овацию.

ПЫЛЬНЫЕ БУРИ В СТАЛИНО И РОСТОВЕ

В Сталино перед игрой свирепствовала пыльная буря. Покуролесив, природа смилостивилась. Буря стихла и позволила "Шахтеру" с Киевом сыграть в привычных условиях, а зрителям понаблюдать за эмоциональным украинским дерби и увидеть четыре забитых гола - 2:2.

Добралась пыльная буря и до берегов Дона. "Мелкая пыль забивает рот, затрудняет дыхание. В таких условиях, когда пыль прочерчивает немыслимые кривые, может быть много случайностей", - с тревогой писал из Ростова Алексей Леонтьев. Буря, как и в Сталино, поиграв на нервах команд и зрителей, перед матчем угомонилась.

Благодаря ударному труду стадион "Ростсельмаш" похорошел, "раздался в плечах" и теперь способен был вместить на трибунах свыше 30 тысяч зрителей, на десять тысяч больше, чем в минувшем году. Подарок строителям поднесли роскошный: "Им было предоставлено право занять лучшие места на трибунах", - радостно сообщила 10 апреля областная газета "Молот".

Все распрекрасно: стадион сдали вовремя, буря, побушевав, успокоилась, героев труда отблагодарили, хозяева уверенно переиграли "Зенит" - 3:1. Праздничное настроение подпортил ростовский "Комсомолец": в бочку душистого меда опустил ложечку зловонного дегтя: "Как выяснилось, прибывшему в Ростов "Зениту" негде было тренироваться", - честно, как и подобает комсомольцу, призналась газета.

Окончание - завтра