Газета Спорт-Экспресс № 179 (5649) от 11 августа 2011 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

11 августа 2011

11 августа 2011 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. ЛУЧШИЕ В ИЮЛЕ

Игорь СЕМШОВ: "И ОТКУДА МЕНЯ ЗНАЕТ ЭЙСЕБИО?"

Окончание. Начало - стр. 1

- Вы в курсе, что стали там для Властимила Петржелы наглядным пособием?

- Нет.

- Цитирую: "Мне предлагали взять в "Зенит" Семшова. Игрок техничный и работоспособный, но никогда не казался достаточно надежным. Время это подтвердило. В полуфинале Euro русская полузащита отлично прессинговала испанцев, Хиддинк выбрал верную тактику. Но в один момент Семшов решил не бежать за своим игроком - и Россия пропустила первый гол. Не побежал второй раз - испанцы забили опять. Теперь я показываю своим игрокам видеозапись той игры и говорю: "Важнейший матч в жизни вы можете проиграть в два счета".

- Петржела не прав. Да, я зря выбросился на Сенну, которого не успевал накрыть. Из-за этого потерял Хави. Бежал-то за ним до конца - но не догнал. Почти сразу заменили. Поэтому странно, что Петржела и второй гол повесил на меня. Что касается остального… Я не обижаюсь. Какие-то добрые слова в мой адрес Петржела все же отыскал. Он не захотел брать Семшова в "Зенит", зато взял Адвокат, у которого я сейчас и в сборной играю.

- Поначалу в "Зените" Дик вам не слишком доверял.

- Вот к этому я был готов. Адвокат - тренер консервативный, на перемены в составе идет неохотно. Я знал, что придется все доказывать заново, запастись терпением, выходить не на своей позиции. Мы и с Диком говорили об этом. Единственное, к чему никак не мог привыкнуть, - к тому, что он отменял предматчевые сборы.

- Многие, наоборот, были рады.

- А я чувствовал себя неуютно. Лучше заехать на базу или в гостиницу накануне игры. Там ничто не отвлекает от подготовки. А дома обязательно найдутся какие-то дела, дети просыпаются рано. Помню, жена утром говорит: "Пойдем в парк". - "Ты что? Сегодня играть!" - "Так вас же к обеду собирают". Но все равно в голове не укладывается, как можно по городу разгуливать в день матча.

- Было ощущение, что в "Зените" вас не ждали?

- Приняли меня хорошо - и руководство, и персонал. А футболисты… Конкурентов нигде с распростертыми объятиями не встречают. Наверное, в душе кто-то был не рад, хотя виду не показывал.

- А как же реплика Зырянова - дескать, "Зениту" Семшов не нужен?

- Журналисты могут вырвать фразу из контекста, раздув на пустом месте сенсацию. Костя мне сказал, что так и было: в интервью исказили смысл его слов. С Зыряновым мы сроду не враждовали, у нас нормальные отношения. И вообще, я абсолютно не жалею, что провел год в "Зените". Завоевал бронзовую медаль, стал вторым бомбардиром команды после Фатиха Текке. Поиграл в еврокубках. Познакомился с интересными людьми. По сей день созваниваюсь с Толей Тимощуком, Владом Радимовым, Пашей Погребняком, Славой Малафеевым, Димой Бородиным. С тем же Костей в сборной пересекаемся.

- Вы же и Лучано Спаллетти застали?

- Да, на первом сборе. Насколько мне известно, трансфер в "Динамо" должен был состояться раньше, однако сам Спаллетти его немножко тормозил. А перед отъездом сказал: "Ты - сильный футболист и мне бы пригодился. Но понимаю, что тебе хочется быть в Москве, ближе к семье". Когда играем с "Зенитом", тепло приветствуем друг друга. Какой Спаллетти тренер, знают все. Но я успел убедиться, что у него и человеческие качества исключительные.

* * *

- Петербург - не ваш город?

- Почему? И мне, и детям, когда они из Москвы приезжали, там очень нравилось. Особенно летом. На берегу Финского залива есть чудесные места. По некоторым питерским ресторанам я даже скучаю.

- "Мерседес" оттуда в Москву лично перегоняли?

- Нет, заказал эвакуатор. Не люблю долго сидеть в машине. Максимум, на что хватает, - добраться за четыре с половиной часа к бабушке в Липецкую область. Если ехать надо дольше, воспользуюсь поездом или самолетом.

- Когда-то вы предпочитали БМВ.

- Да, на "мерседес" пересел только в Питере. Возраст, наверное. Захотелось чего-то посолиднее.

- Отправляясь в Петербург, вы сказали: "Я просил в "Динамо" лишь немного поднять мне зарплату". А Дмитрий Иванов говорил, что клуб соглашался повысить ее в полтора раза. Кому верить?

- Все в "Динамо" знали, что я хотел остаться. Но если в некоторых вопросах не нашли компромисса - кто-то должен был уйти. Пришлось мне.

- Вас же и "Спартак" звал?

- От "Спартака" предложений было больше всего. Чуть ли не каждый сезон. В последний раз - перед отъездом в Питер.

- Валерий Карпин позже сокрушался: "Мы уже практически договорились с Семшовым, но тут появился "Зенит", который дал намного больше".

- Так и есть.

- А в прежние годы что мешало стать игроком "Спартака"?

- Я же всегда был связан действующим контрактом, и от меня мало что зависело.

- Клементе Родригес шипами прошелся по вашим ребрам, Моцарт засадил в глаз локтем, Александр Шешуков - бутсой. Почему больше всего страдаете от "Спартака"?

- Может, мстят за то, что к ним не перешел? Шучу. От Шешукова получил ногой по лицу в игровом единоборстве. Уверен, он не нарочно. А вот за Родригеса и Моцарта не поручусь. Впрочем, мне не только от спартаковцев достается. Как-то в "Торпедо" три матча подряд нос разбивали!

- Специально?

- Нет. Просто не везло. Я уж думал, сломают - но он выдержал.

- Над вашей торпедовской зарплатой в сборной смеялись. Сегодня такие игроки там есть?

- Что вы! Времена изменились. Это раньше футболисты делились друг с другом, у кого какая зарплата. Сейчас в контрактах суммы на порядок выше - и уже никто эти темы не обсуждает. Я чужими заработками не интересовался. Да и не пойдешь же к Алешину с плакатом: "Прибавьте зарплату!" Зато в "Торпедо" мог спокойно подписать чистый лист, потому что знал - Алешин не обманет. Он всегда держит слово.

- У вас было хоть одно предложение из-за границы?

- Нет. Пока был молодой, где меня скауты могли заметить? В сборной играл мало, в еврокубках - тоже. Теперь-то получше знают, но в 33 года рассчитывать на серьезные варианты не стоит.

- В одном интервью вы сравнили Миодрага Божовича с Гусом Хиддинком, в другом - с Валентином Ивановым. Неужели между ними что-то общее?

- Да! От Валентина Козьмича на тренировке доставалось кому угодно. Но во время матча он своих в обиду не давал. Если чувствовал, что с кем-то обошлись несправедливо, готов был разорвать судью, игрока чужой команды, тренера. Любого! И Божович с Хиддинком за футболистов всегда горой. Ребята это ценят.

- Божович как-то делил игроков для двусторонки, и в одну команду два раза отправил Чеснаускиса. Быстрее самого Эдгараса на это обратили внимание вы…

- Так он же прибалт.

- Божович тогда усмехнулся: "Ты один меня слушаешь". Вы, наверное, из тех игроков, которые на "теории" точно не заснут?

- Нет. Но видел, как спали другие.

- Кто?

- Давайте без фамилий. Кто-то на заднем ряду книжку читал, кто-то - газету, а кто-то мог покемарить, если свет гасили.

- А тренер куда смотрел?

- Делал вид, что не замечает. Но это прежде теоретические занятия растягивались на час-полтора, и выдержать было тяжело. Нынче они гораздо короче.

* * *

- За что Виталий Шевченко выгонял вас с тренировок "Торпедо"?

- Да это всего раз было. Повздорил с французом Дюво - помните такого? Парень не грубый, но в борьбе мог за майку придержать. И вот дергал меня, дергал. "Викторыч, нарушение!" - кричу. Никакой реакции. Ну и отмахнулся. Шевченко сразу в раздевалку отправил. Я жилетку кинул и пошел. Не сомневался, что на этом моя карьера в "Торпедо" завершена.

- Почему?

- Шевченко постоянно твердил, что мне не хватает бойцовских качеств: "Жестче играй! Становись мужиком!" На лавке держал, воспитывал. А тут еще стычка с Дюво. Но поговорили с тренером один на один - и все утрясли. Шевченко я благодарен. Закалил мой характер. Прошло время - и я стал одним из его любимцев, которому прощалось уже все.

- Объясните, что такое в матче с "Анжи" должен был сказать вам резервный арбитр Рогулев, чтобы настолько разозлить?

- После красной карточки я надел спортивный костюм и встал под навесом у двери, откуда команды выходят на поле. Там было полно народу. Но резервный заявил, что я мешаю проведению матча.

- Формально он был прав?

- Знающие люди потом говорили, что в этой зоне находиться я имел право. В Лужниках, Черкизове, если футболиста удалили, он наблюдает за игрой из тоннеля. Никто его не гонит. Но в Химках тоннеля нет. Как и телевизора в раздевалке. Где же мне матч досматривать? А на трибуну пока доберешься... Это не "Сантьяго Бернабеу", где Моуринью удалили, он через скамейку перелез - и вот уже среди зрителей. Уселся и дальше "Реалом" руководит. В конце концов, резервный мог позвать начальника команды или второго тренера, чтобы меня увели, если он такой принципиальный. Но вместо этого вступил в перепалку. Поймите, я футболистов не идеализирую. Они в таком тоне говорят с арбитром, что часто матч можно заканчивать 6 на 6. Но вы бы слышали, как некоторые судьи общаются с игроками… Фразы проскакивают такие, что мама не горюй! Но за этим никто не следит.

- Вас судья матом посылал?

- Ха! Сплошь и рядом. Ты ему слово, тебе в ответ два. И не знаешь, что делать. Он-то может наказать, а ты судью как накажешь?

- Узнав о дисквалификации, вы бросили загадочную фразу: "На моей ситуации многие захотели показать себя слишком честными людьми". Кого имели в виду?

- Комитет, который принимал решение. Пятиматчевой дисквалификации я не заслуживал. Это очень жестоко. На мне просто отыгрались. Плюс припомнили прошлогодний эпизод с Лазовичем. Не один человек мне об этом говорил.

- Роман Широков назвал ту историю цирком: "Люди видели, что Семшов ударил Данко головой - все, кроме арбитра".

- В "Зените" игроки остры на язык… Но почему-то все молчат, что Лазович бил меня сзади исподтишка. А с моей стороны удара как такового не было.

- Что было?

- Кивок. Потом протянул руку, чтобы помочь подняться - Лазович ее не взял. Побежал как ошпаренный к судье, требовал для меня красную карточку. По-мужски себя нужно вести.

- Вы ведь и после игры сцепились?

- Мы под трибунами столкнулись - и продолжили разговор. Каждый остался при своем мнении.

- Вас растащили?

- Скорее отгородили друг от друга.

- Штраф после Анжи" - рекордный в карьере?

- Да. Иномарку на эти деньги не купишь, но "Жигули" - вполне.

- Помните, во сколько обошелся вам пинок судье Фролову?

- По-моему, в две тысячи долларов. В 1998-м для меня это было больше чем ползарплаты. Я жутко боялся, что дисквалификацию впаяют на десять матчей. Когда дали пять, почти обрадовался. А тут получил столько же - причем не за главного арбитра, а за резервного.

- Говорят, вы и болельщик эмоциональный. Дмитрий Хохлов до сих пор забыть не в силах, как подскочил на кровати от вашего крика во время ночной трансляции из олимпийского Ванкувера.

- Четвертьфинал Россия - Канада пропустить не мог. Дима не выдержал, лег спать. А я терпел до упора. Мы были на сборах, матч показывали только по "Евроспорту", потом картинка пропала. Пришлось в компьютер лезть, выяснять подробности. За наших болел так, что в какой-то момент не сдержался. Но Дима - человек интеллигентный. Даже не ругался. Спросил, какой счет, и дальше заснул.

- Если верить Андрею Воронину, вы знаете расклады по всем командам и игрокам хоть в хоккее, хоть в гандболе.

- Преувеличивает. Я слежу, но не более того. Нравятся игровые виды, особенно хоккей. Еще лыжи, легкая атлетика. Когда Олимпиада, трансляций стараюсь не пропускать. Вот керлинг не воспринимаю.

- Кёрлинг.

- Какая разница? Скучно. Плавание - тоже на любителя. Хотя видел, как недавно на чемпионате мира китаец выиграл заплыв на полтора километра. Впечатлило. И восторгов по поводу "Формулы-1" не разделяю. Вадик Евсеев как завороженный смотрит все 54 круга или сколько их там? А по мне уж лучше регби или американский футбол включить.

- Когда в последний раз несдержанность стала для вас в жизни проблемой?

- Вот вне поля меня вывести из себя невероятно трудно. По молодости еще мог вспылить, сейчас - нет. Если на дороге подрежут, не обращаю внимания. Лояльно реагирую на опоздания, досмотры в аэропорту, нелепые вопросы таможенников.

* * *

- В декабре вы летали с женой в Лондон на "Челси" - "Манчестер Юнайтед", но матч из-за снегопада отменили. Билеты в кассу сдали?

- О билетах договаривался через своего агента Германа Ткаченко. Передать их должны были в день игры, но до этого не дошло. Обидно. Так мечтал увидеть своими глазами матч премьер-лиги, проникнуться духом английского футбола! Выбрал дату, все подгадал. Прилетели с женой в Лондон - и на тебе, снегопад! Через два часа все стало таять, но полиция футбол отменила. Для англичан безопасность превыше всего. Но ничего, погуляли по Лондону. В пабе встретили Хенрика Ларссона.

- Пообщались?

- Постеснялся я подойти. Не настолько хорош мой английский. Да и не факт, что шведский нападающий запомнил меня по матчу на чемпионате Европы.

- Не скромничайте. Если уж вас сам Эйсебио признал…

- Удивительная история. В 2005-м в Москве играли с Португалией. Стояли с Серегой Овчинниковым под трибунами, вдруг подошел Эйсебио. Пожал мне руку, комплиментов наговорил.

- Узнали легенду?

- Я-то - да. Но вот как он понял, кто я?! За сборную толком еще не играл, больше на замену выходил. Спросил у Сереги: "Может, перепутал с кем-то?" - "Нет, назвал твою фамилию, сказал, какой ты классный футболист. Явно не просто так подошел…" Ума не приложу, откуда меня знает Эйсебио?

- Из Лондона в Москву вернулись в срок?

- Да, хотя туда прилетели British Airways. Из-за снегопада компания аннулировала все рейсы. Слава богу, мы поменяли билеты на "Аэрофлот". Знакомым повезло меньше - они зависли там на четыре дня.

- Все это время в аэропорту промаялись?

- Нет, авиакомпания предоставила гостиницу. Это не Россия, где о людях в таких случаях думают в последнюю очередь.

- Юрий Жирков, еще играя в ЦСКА, летал на битву "Барселоны" с "Реалом".

- И у меня такие мысли были, когда весной они проводили сразу четыре матча. Одна игра выпадала на выходной. Но ехать на день не рискнул. Мало ли что. Как-нибудь в следующий раз. Еще Тимощук в Германию на "Баварию" постоянно зовет.

- Дома у него там были?

- Нет. Когда приезжал в Мюнхен, ужинали в ресторане.

- Кстати, тот же Воронин говорит, что знает лишь двух футболистов, которые не пьют пиво: Тимощука и вас.

- Да я вообще к алкоголю равнодушен. По праздникам позволяю себе бокал вина, но не больше. Для меня лучше выпить колы, хоть она и вредная.

- Последний футболист, который был у вас в гостях?

- Из "Динамо" - Дима Хохлов года два назад. Как-то заезжали Слава Даев, Радислав Орловский, с которыми в "Торпедо" играл.

- Даев возглавляет юношескую сборную России. А чем занимается Орловский?

- Тоже тренер. Живет в Минске.

- Есть страны, в которых побывали - и впредь туда ни ногой?

- В начале карьеры денег хватало на путевку в Египет да Турцию. Выбрали Египет, где зимой потеплее. Категорически не понравилось.

- Что именно?

- Атмосфера страны, сервис… Да все! С тех пор в Египте не был и вряд ли буду. Вот Эмираты мне надоесть не могут. В Австрию тоже всегда с удовольствием еду и летом, и зимой. Хоть в отпуск, хоть на сборы.

- Жену однообразие не утомляет?

- Нет. Когда дело касается отдыха, все на мне. Допустим, прошлой зимой, кроме Лондона, больше никуда не поехали.

- Почему?

- Мне не хотелось. Семья восприняла спокойно.

- В морозной Москве можно нормально отдохнуть?

- Почему нет? Живем за городом. Лес, снег, все белым-бело. Красота!

- Снег на участке сами убираете? Или специально обученные люди?

- Второе. Но иногда беру лопату, расчищаю дорожки - чтобы разогреться.

- В ваших любимых Эмиратах есть даже семизвездный отель. Поселиться там ни разу желания не возникало?

- Нет. Когда едешь с семьей, хочется пляжного отдыха, чтобы детям в гостинице было комфортно. А там и посетители, и отношения совсем иного уровня.

- У вас, кажется, в Юрмале квартира?

- Да, в одном доме с Евсеевым. Купили по совету Сергея Овчинникова. Приезжаем с семьей по мере возможности. Место потрясающее: чистый воздух, сто метров до моря, рядом концертный зал "Дзинтари". Мы и зимой однажды были, но летом в Юрмале, конечно, поинтереснее.

- В "Дзинтари" заглядываете?

- Ходили на концерт Валерия Меладзе, на "Новую волну". Там каждый день кто-то гастролирует. Это в Москве я уже не вспомню, когда на концерт выбирался. В последний раз - лет десять назад. В Лужниках выступал Scooter. Концерт еще задержали на два часа.

- На Кевина Кураньи огромное впечатление произвела прошлогодняя поездка с "Динамо" на стрельбище в Балашиху.

- Еще бы! Парень едва прилетел, провел первую тренировку - и его из автомата стрелять повезли. Любой бы на его месте был в шоке.

- Вам-то раньше доводилось держать в руках оружие?

- Калашников и макаров - никогда. Разве что из охотничьего ружья в деревне по бутылкам палил. Но стрелок из меня посредственный. Когда в Балашихе меняли мишени, мои можно было не трогать. По-моему, ни разу не попал.

- Татуировками давно обзавелись?

- В 2007-м перед московской игрой с Англией. Это имена детей. На одной руке - Виктор, на другой - Виктория.

- Продолжения не было?

- Если сделаю еще, то маленькую и тоже что-то личное. Я не фанат тату. Не понимаю, когда люди ходят разукрашенные, как картины. Хотя за границей это дело любят. Взять Бекхэма, Матерацци, Риксена. Да и в "Динамо" расписных легионеров немало.

- Отец ваш считает, что доиграть, если не будет травм, вполне можете до сорока. Вам бы этого хотелось? Или лучше уйти, как Хохлов?

- Главное - сохранить игровой драйв. Пока он есть, и ты в порядке - надо играть. Когда перестанешь его получать, за счет внутренних резервов удержаться на таком уровне будет тяжело. Но пока проблем нет. И это здорово!

Александр КРУЖКОВ