30 мая 2011

30 мая 2011 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 6-й этап - ГРАН-ПРИ МОНАКО

Вчера в Монако действующий чемпион мира Себастьян Феттель на "Ред Булле" впервые в карьере вышел победителем самого престижного "Гран-при". Виталий Петров из "Лотус Рено" после аварии на 69-м круге был увезен в госпиталь принцессы Грейс. Однако серьезных повреждений у россиянина не выявлено.

ГОНКА ПРЕРВАННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Честно говоря, и не вспомню, когда в последний раз в Монако была столь же безумная со всех точек зрения гонка. И не только гонка.

Первая мысль, которая поселилась в голове после субботней квалификации: как хорошо, что опытные пилоты убедили директора гонок от FIA Чарли Уайтинга запретить использование магической системы DRS если не на всей трассе, то по крайней мере на ее самом скоростном, технически сложном и опасном участке, в тоннеле. Потому что именно на выходе из тоннеля случились четыре (!) довольно серьезные аварии, которые - будь разрешена DRS - могли бы закончиться летально. Ведь гонщики такой народ, который не упустит возможности ехать как можно более быстро, даже зная, что это может быть опасно. И если какие-нибудь асы (в чем, честно говоря, я довольно сильно сомневаюсь!) еще смогли бы найти в себе силы не пользоваться DRS в тоннеле по своей воле, то уже горячие новички не преминули бы эту штуку активировать. И одному богу известно, чем все это могло бы кончиться…

В четверг на выходе из тоннеля пострадал наш Петров. Вернее, пострадала его машина - россиянин сумел уйти вправо, в маленький переулочек, созданный специально для таких случаев. В субботу утром тут же разбили свои болиды Витантонио Лиуцци и Нико Росберг. Причем Росберг лишь каким-то чудом избежал по-настоящему страшной аварии, которая вполне могла бы закончиться так же, как авария Карла Вендлингера в 94-м. Итальянец в итоге так и не вышел на старт квалификации, немцу же невероятными усилиями механиков машину починили, и он успел показать время, необходимое для выхода из первого сегмента квалификации.

А уже в самой квалификации точно в этом же месте убил свой "Заубер" и чуть не убил себя 21-летний мексиканец Серхио Перес. Его машину впечатало в торчащий прямо на траверсе тоннеля угол отбойника боком - и только сверхпрочный кокпит да боковые понтоны помогли гонщику избежать летального исхода. Хотя на гонку Перес, которому в госпитале принцессы Грейс диагностировали сотрясение мозга и ушиб правого бедра, так и не вышел.

После этих событий все пилоты в один голос говорили, что виной этим вылетам - кочки на асфальте как раз в зоне торможения, которые все пострадавшие, а также многие из тех, кому повезло больше, пытались объехать, уходя с идеальной траектории и в итоге промахиваясь мимо апекса поворота к бассейну. А Росберг имел полное право гордиться тем, что фактически спас жизнь Пересу - потому что именно после аварии немца и по его настоянию тут реконструировали опасный отбойник.

Авария Переса в итоге оказалась судьбоносной для квалификации. Она случилась за 2.26 до окончания финального сегмента квалификации, и заезды были прерваны красными флагами, которые, естественно, сломали всю хитрую тактику претендентов на поул. В частности, Фернандо Алонсо, показывавшего лучшее время на всех тренировках, и Льюиса Хэмилтона, бывшего, как и его партнер по "Макларену" Дженсон Баттон, чрезвычайно быстрым в ходе квалификации. Но если Алонсо в конце концов смог показать 4-е время, то Хэмилтон остался просто ни с чем - последний летучий круг был сорван, а 7-й результат, который он показал перед этим, был аннулирован стюардами за то, что британец показал его под желтыми флагами. В итоге даже Алонсо признал, что если его планы не были реализованы, скажем так, наполовину, то Хэмилтона эти красные флаги, по сути, лишили поула: "Положение на поле не соответствует ни скорости, ни истинной расстановке сил".

И это было первое серьезное везение действующего чемпиона мира Феттеля в Монако. "Здесь практически негде обгонять даже с DRS и KERS, поэтому Себа ждет легкая прогулка", - сказал Хэмилтон. Слегка ошибся, но об этом позже.

Что касается пилотов "Лотус Рено", то вопреки ожиданиям (а болиды французов традиционно были хороши в Монако) ни Петров, ни Ник Хайдфельд скорости, достаточной для попадания в финальный сегмент, не показали. Еще в четверг оба говорили о неясного происхождения проблемах, которые R31 испытывает на сверхмягкой резине - вместо теоретической прибавки в скорости до 1,3 на круге им удавалось соскрести в лучшем случае пару-тройку десятых. Казалось, что к субботе причину нашли, но это впечатление на поверку оказалось ложным. "Не было никаких проблем с машиной, не было проблем и с трафиком, просто мы оказались не так быстры, как надеялись", - сказал Хайдфельд.

Второе большое монакское везение настигло Феттеля в воскресенье. И снова благодаря аварии и красным флагам.

Старт немец выиграл, а вот позади него в очередной раз разыгралось красивейшее сражение, автором которого, как и неделю назад в Барселоне, стал Алонсо. Испанец как шилом прошил Уэббера и почти прихватил в Сен-Девоте Баттона, но, как известно, в первом повороте (особенно в Монако) гонки не выигрываются, а проигрываются, поэтому он нашел в себе силы сдержаться и не устроить аварии, пропустив Баттона. Но настоящим героем старта стал Росберг - его маневр с правой стороны прямой, почти впритирку к отбойникам надо было видеть! И из седьмого он в мгновение ока стал пятым. А Хэмилтона уже на этой стадии чуть не вынес из гонки пятикратный победитель "Гран-при Монако" Михаэль Шумахер. В итоге британец вплоть до 10-го круга беспрерывно атаковал соперника, который был явно медленнее и просто убивал все надежды Льюиса на приличные очки.

И на 10-м круге в Сен-Девоте атакой по внутреннему радиусу с максимально затянутым торможением он немца прошел! Причем последний снова его чуть не вынес, а заодно и себя самого, лишь чудом вписавшись в поворот.

А впереди тем временем Баттон догонял (!) Феттеля, а Алонсо не отпускал далеко Баттона. Англичанин первым зарулил на пит-стоп на 15-м круге, вынудив "Ред Булл" отвечать - и явно раньше, чем они планировали, потому что механики замешкались с Феттелем, который, скорее всего, должен был заезжать позже, и с Уэббером, для которого этот пит-стоп, видимо, и планировался, но который вынужден был, заехав сразу за Феттелем, ждать, когда вынесут его резину! Бедный австралиец из 4-го мгновенно превратился в 14-го…

А Баттон вышел в лидеры. И получил шикарнейший шанс во второй раз в карьере выиграть эту гонку, победа в которой приравнивается к победе в чемпионате мира. Потому что по скорости шел лучше хваленого "Ред Булла"! К тому же последний никак не мог как следует оторваться и от "Феррари" Алонсо.

На 34-м круге случился первый в этом сезоне пейс-кар - после того как сошел Фелипе Масса, чью "Феррари" в шпильке атаковал Хэмилтон. Бразилец потерял там часть переднего антикрыла. Авария Массы в тоннеле стала прямым следствием этого наскока - бразилец зашел слишком широко и снес всю левую часть болида. И почти тут же в Раскассе прямо на траектории замер "Мерседес" Шумахера… Любопытная деталь: Хэмилтон сказал, что в шпильке Масса повернул в него сознательно! Однако стюарды имели на это иную точку зрения и наказали Хэмилтона проездом по пит-лайн за эту излишне оптимистичную атаку.

Когда на 38-м круге пейс-кар ушел, лидером остался Феттель, которого преследовали побывавший второй раз в боксах Баттон и также заезжавший на пит-стоп Алонсо. С этого момента до финиша шла непрекращающаяся погоня Баттона и Алонсо за Феттелем. Погоня, которая могла увенчаться успехом, ибо англичанин и испанец шли на более свежей резине, и круги проходили на секунду (Алонсо) и две (Баттон) быстрее немца! На 48-м круге Баттон после очередного пит-стопа поменялся с Алонсо местами, и они оба буквально повисли на лидере, вцепившись в него бульдожьей хваткой.

Но досмотреть этот редчайший для Монако и "Формулы-1" поединок за победу с участием трех чемпионов мира до конца нам не удалось. На 69-м круге гонку остановили красными флагами из-за аварии Петрова. Лидерам разрешили сменить резину - и весь обещанный триллер сошел на нет.

А что же случилось с Петровым? Виталий вел грамотную и спокойную гонку, целью которой было набрать как можно больше очков. Ехал он весьма уверенно, ниже 8-го места не опускался, имел все права рассчитывать приехать на финиш даже в числе первых шести. Но на 69-м круге, будучи на довольно изношенной резине, он попал под атаку Хэмилтона и пропустил его. Британец вознамерился тут же атаковать Сутиля, который на входе в Бюро дю Табак получил прокол и пытался удержать машину. Хэмилтон, естественно, притормозил, и в него сзади влетел круговой (!) Альгерсуари, который перед этим зачем-то обогнал Петрова. Россиянин, пытаясь не врезаться в каталонца, получил удар сзади от его напарника и тоже кругового Буеми - и на высокой скорости под углом 45 градусов вошел в отбойник в повороте Луи Широн…

Самостоятельно выбраться из машины он не смог. Гонку остановили. Петрова забрала "скорая" в Госпиталь принцессы Грейс.

А Феттелю судьба подарила первую в его карьере победу в Монако.

История не знает сослагательного наклонения, однако не могу не задаться вопросом - а что было бы, если бы королевская схватка Феттель-Алонсо-Баттон завершилась естественным путем?

Ольга ЛИНДЕ

Прямой эфир
Прямой эфир