Газета Спорт-Экспресс № 23 (5493) от 4 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

4 февраля 2011

4 февраля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

Расизм на трибунах - беда не только российского футбола. В Европе она знакома давно, борьбу с ней европейцы ведут, и временами очень успешно, но успокаиваться считают преждевременным.

ФРАНЦИЯ: КОРСИКАНЦЫ УЖЕ "ДОИГРАЛИСЬ"

Остап Бендер завещал чтить Уголовный кодекс. И пусть сам он, избегая острых ситуаций, неоднократно его все же нарушал, посыл правильный: есть обязательные нормы поведения, которые надо соблюдать. Об этом следует помнить и на трибуне стадиона - в общественном, между прочим, месте, - даже если тебе категорически несимпатичен соперник твоей команды или подмывает ради ее успеха кого-то уязвить и вывести из себя. Помнить, чтобы не навредить ни себе, ни любимому клубу.

Обратимся к Дисциплинарному кодексу ФИФА, принятому в декабре 2008 года, а именно к его статье 58, озаглавленной "Дискриминация". В ней говорится о санкциях по отношению к лицам, которые, "словом или действиями" покушаются на человеческое достоинство в связи с расовым или национальным происхождением, цветом кожи, языком или религиозной принадлежностью. Один из пунктов касается болельщиков. В нем, в частности, отмечается: те, кто все-таки на чужое достоинство покусился, подлежат запрету на посещение стадиона минимум на два года. При этом клуб или ассоциация подвергаются штрафу в размере не менее 30 тысяч швейцарских франков, даже если их самих не в чем упрекнуть. В случае серьезных нарушений могут быть приняты и более жесткие меры: проведение матча без зрителей, присуждение поражения, снятие очков или исключение из соревнований.

Формулировка размытая, но, например, во Франции, где к расовому вопросу относятся очень щепетильно (несмотря на то, что после беспорядков 2005 года, устроенных иммигрантами и их потомками, общественное мнение "качнулось вправо"), очки с клубов уже снимали. В сезоне-2007/08 двух очков недосчиталась выступавшая во втором дивизионе "Бастия", чьи фанаты избрали своей мишенью чернокожего футболиста клуба "Либурн-Сен-Серен" Бубакара Кебе. В выездном матче они донимали его оскорбительными выкриками, буркиниец в конце концов вышел из себя и показал зрителям неприличный жест, за что был удален с поля. За это с корсиканского клуба сняли одно очко. Фанаты не угомонились: в ответной игре перед стартовым свистком на стадионе "Фюрьяни" был развернут баннер: "Кебе, мы не расисты. Доказательство: мы тебя..." - далее нецензурно. Выходка стоила "Бастии" еще одного очка. Правда, на положении команды в таблице это не отразилось - в любом случае она занимала 11-е место.

В том же сезоне "Метц" лишился было одного очка из-за распоясавшегося 38-летнего охранника по имени Кристоф, который заявился на стадион без униформы и принялся поливать оскорблениями капитана "Валансьена" и игрока марокканской сборной Абдеслама Уадду: "грязный негр", "грязный араб", "обезьяна". Футболист в перерыве решил подняться на трибуну, чтобы объясниться с обидчиком по-мужски, но его остановили, а арбитр предъявил игроку желтую карточку за неспортивное поведение. Впоследствии "Метц" провел матч за закрытыми дверями, но очко себе вернул, хотя сражался за него исключительно из принципа - от вылета в D-2 его это не спасало. Кристофу же присудили три месяца тюрьмы условно, на три года отлучили от стадиона и оштрафовали на 2700 евро, из которых 1500 он перевел на счет пострадавшего.

А не далее как 7 января суд парижского предместья Бобиньи приговорил пять болельщиков "ПСЖ" к штрафам от 300 до 600 евро и запрету на посещение стадиона в течение года. Дело тянулось с 29 марта 2008 года, когда эти фанаты развернули на "Стад де Франс", где проходил финал Кубка лиги "ПСЖ" - "Ланс", баннер: "Педофилы, безработные, кровосмешенцы. Добро пожаловать к "шти".

Вторая фраза - название как раз тогда вышедшего в прокат фильма, а "шти" - прозвище жителей севера Франции, так что в данном случае речь шла о человеческом достоинстве без расовой подоплеки. Тем не менее скандал разразился страшный. Тем более что президент республики Николя Саркози, возмутившись, покинул стадион и дал указание провести тщательное расследование. В итоге была запрещена фанатская группировка Boulogne Boys, а "ПСЖ" исключили из следующего розыгрыша Кубка лиги. Клуб, однако, пошел по инстанциям с апелляциями, обратился в гражданский суд - и выиграл дело! В списке участников Кубка его восстановили.

Таким образом, на турнирной судьбе французских клубов выкрутасы болельщиков пока все-таки не сказывались. Но, возможно, это просто стечение обстоятельств.

Зато конкретных виновных таскают по судам. Адвокаты подследственных в деле "ПСЖ" доказывали, что ребята просто пошутили (очень похоже, кстати, повеселились пару лет назад и некоторые почитатели московского "Спартака" на матче со "Спартаком" из Нальчика). В итоге "озорники" еще легко отделались: прокурор добивался для троих парней - автора идеи, "художника" и человека, проносившего на трибуну фрагменты будущего баннера, - условного срока и общественных работ.

Безусловно, публика на западных стадионах тоже иногда выходит за рамки политкорректности и это остается "за кадром", но если уж попал в "кадр", на безнаказанность рассчитывать не приходится. И определенные изменения в настроениях не должны вводить в заблуждение. Тем более что у нас ситуацию иной раз подстраивают под собственное видение проблемы и даже злорадствуют.

Так, в конце прошлого года канцлер Германии Ангела Меркель, говоря о провале "идеи мультикультурного общества", имела в виду не несовместимость немцев с мусульманами. Она упирала на то, что отдельные общины не могут жить по собственным законам и сознательно отказываться от интеграции в общество. О том же заговорили во всеуслышание теперь, после Манежки, и высокопоставленные лица в России: приезжая, допустим, в Москву, люди должны подчиняться ее правилам жизни, а не навязывать свои. Вместе с тем за оскорбление человеческого достоинства, кого бы это ни касалось, и тем более самосуд, наказание должно следовать неотвратимо. В том числе если граждане "фолят" на футболе.

Александр ПРОСВЕТОВ