Газета Спорт-Экспресс № 218 (5391) от 27 сентября 2010 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

27 сентября 2010

27 сентября 2010 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. 15-й ЭТАП - "ГРАН-ПРИ СИНГАПУРА"

УСТРАНЕНИЕ КОНКУРЕНТА

Четвертой в сезоне-2010 и второй подряд победой Фернандо Алонсо на "Феррари" закончился пятнадцатый гоночный уик-энд 61-го чемпионата мира. Вторым подряд сходом отметился в Сингапуре Льюис Хэмилтон на "Макларене", что позволило Марку Уэбберу на "Ред Булле" укрепить лидерство в общем зачете чемпионата. Однако судьба титула по-прежнему не решена - первое место от пятого отделяет всего 25 очков!

Борьба в чемпионате, захватывающем как никогда прежде, вступила в свою решающую фазу. Каждая из оставшихся до финиша сезона-2010 гонок для каждого из пятерки претендентов на титул может оказаться судьбоносной. Ни одному из пятерых - ни Марку Уэбберу, ни Фернандо Алонсо, ни Льюису Хэмилтону, ни Себастьяну Феттелю, ни Дженсону Баттону больше не оставлено права даже на малейшую ошибку - и можно только догадываться, под каким чудовищным психологическим прессингом сейчас находятся все пятеро. Тут не спасает никакой опыт борьбы на высшем уровне, ведь даже уже "очемпионенные" Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон и Дженсон Баттон в такой, как нынче, ситуации прежде не бывали - за корону сражаются не двое, как обычно, и не трое, а сразу пятеро, и ни одного из этой пятерки нельзя выпускать из виду. Потрясающий чемпионат, что и говорить. Чемпионат, в котором не просто каждое очко, даже каждый жест, слово, взгляд и маневр на трассе поистине на вес золота.

НАСЛЕДНИК Эрнана КОРТЕСА

Пять заключительных этапов нынешнего чемпионата - выездные, полтора месяца, вплоть до 14 ноября, "Формула-1" будет оторвана от своих европейских баз, что превращает эти гонки в своего рода чемпионат в чемпионате, схватка в котором как бы начинается заново.

Первая фаза началась на трассе Марина Бэй в Сингапуре еще в пятницу. Да, команды вроде бы работали на свободных тренировках как всегда, однако у каждого действия был свой психологический подтекст. Марина Бэй, по всеобщему мнению, идеально подходит под характеристики "Ред Буллов", а вот "Макларенам" и "Феррари" - мягко говоря, не очень, поэтому Марк Уэббер и Себастьян Феттель озаботились тем, чтобы уже в пятницу как следует дать по мозгам конкурентам, демонстрируя наглость хода, скорость и уверенность. На первый взгляд это у них получилось - Уэббер лидировал в первые полтора тренировочных часа, Феттель - во вторые. Однако умные наблюдатели наверняка отметили про себя, насколько лучше, чем, например, в Венгрии, выглядели и Хэмилтон с Баттоном, и особенно - Алонсо.

В квалификации испанец был фантастически хорош. Со стороны казалось, что от поражения в борьбе за поул он был буквально на волоске, ведь выиграл у Феттеля всего 0,067. Но его результат, показанный в начале заключительной фазы квалификации - 1.45,390, на самом деле был вне опасности, ведь на последних минутах, когда в бой с открытым забралом ринулись все пятеро претендентов на титул плюс еще пятеро тех, кто составлял на этом отрезке их свиту, два финальных круга Алонсо были быстрее, чем у любого из его соперников. Да, самого себя испанец превзойти не сумел, но это означает, что поул он мог завоевать и любым из этих кругов. Хотя схватка действительно была напряженнейшая - пятерка разместилась в просвете меньше 0,6!

Для Алонсо же напряженность заключалась не только в этом. В первой трети квалификации из-за отказа коробки передач из борьбы выбыл его напарник Фелипе Масса. В гараже красных сразу повисла тревога. Тяжелейшее испытание для нервов команды случилось во второй фазе, когда Алонсо по радио передал о явных проблемах в работе двигателя. Неужели и ему грозит стать зрителем?! Испанца зазвали в боксы, где инженеры срочно перепрограммировали софт, регулирующий работу двигателя. Появившийся после этого на трассе Алонсо напоминал кошку, трогающую лапой воду… К счастью, проблему удалось решить - и как только это стало понятно, испанец мгновенно превратился в настоящего потомка конкистадоров, ринувшись завоевывать поул, как аделантадо Кортес - Мексику или его коллега Писарро - империю инков.

- Я выжал из машины все 100 процентов ее возможностей, - сказал он позже.

Не повезло в квалификации россиянину Ваталию Петрову - в самом начале второй фазы в пятом повороте его "Рено" повредила колесо при контакте с отбойником. "Первую фазу квалификации я прошел на жесткой резине и во второй, сразу же обув мягкую, постарался выжать из машины максимум, чтобы обеспечить себе место в десятке, - сказал Петров. - В пятом повороте я начал торможение слишком глубоко внутри, потерял контроль над машиной и повредил правое заднее колесо. Асфальт в этом повороте был еще мокрым после дождя, и это застало меня врасплох. Моя ошибка. Завтра предстоит тяжелая гонка, ведь в Сингапуре очень сложно обгонять".

Ради справедливости стоит отметить, что базовый результат, который Виталий показал на установочном круге второго сегмента, позволил ему сохранить довольно высокое место, а в момент аварии он шел с весьма серьезным превышением собственного графика и явно претендовал на попадание в финальную десятку.

SHOW MUST GO ON!

Гонка, как и ожидалось, получилась напряженной и нервной, причем нервозность ощущалась не только среди лидеров. Даже аутсайдеры местами выделывали такое, что глаза лезли на лоб! Но бог с ними, с аутсайдерами - когда терять нечего, можно позволить себе немного безумства - конечно, в пределах безопасного, и эти безумства только украшают гонку. Но когда безумствуют лидеры, то публике впору хвататься за валидол…

Еще накануне гонки Алонсо пожурил прессу за то, что она слишком жестко критикует пилотов за ошибки: мол, попробовали бы сами повариться в нашей каше и посражаться за титул, оставаясь при этом безупречными. Вчера в Марина Бэй безупречных не было. Ошибались все, вопрос был лишь в последствиях этих ошибок. Наиболее милостивой в итоге гоночная Фортуна оказалась к Алонсо и Феттелю, которые, по сути, все 309 с лишним километров проехали во главе каравана, при этом не осложняя друг другу жизни повышенной активностью. Только на старте испанец и немец сошлись, как говорят в футболе, встык, в результате чего Алонсо свою позицию отстоял - и на финише стал вторым следом за Хэмилтоном гонщиком, который, стартовав в Сингапуре с поула, приехал к победе. И первым, кто выиграл здесь уже во второй раз.

Феттель же в противовес Монце провел вполне зрелую гонку. Столкнувшись уже в начале с перегревом тормозов, не полез на рожон и по-настоящему попробовал прессинговать Алонсо лишь в конце. Да и то с оглядкой, без чрезмерного риска. Так же солидно и уверенно проехал этап Баттон, умеющий, когда нужно, смирять порывы и не ловить журавля в небе.

А вот Хэмилтон и Уэббер в очередной раз устроили фейерверк. Австралиец, чьи позиции были самыми уязвимыми, попытался переиграть конкурентов тактически и на пит-стоп заехал уже на 3-м круге под пейс-каром (который водил пелотон, пока с трассы убирали остановившуюся в опасном месте "Форс Индию" Лиуцци), чтобы уже до финиша резины не менять. А вот лидеры этого не сделали, и теоретически Уэббер получал преимущество - в случае, если сумеет на жесткой непрогретой резине сильно от соперников не отстать. Обратно в очковую зону он пробивался, как лось, ломящийся сквозь молодой осинник, но с11-го места сумел продраться только до 8-го. Однако после того как, начиная с 29-го круга, на пит-стопы начали один за другим заезжать все ехавшие перед ним пилоты, под сурдинку вскарабкался на 3-е - впереди него после боксов на трассу сумели вернуться только Алонсо и Феттель, главный же конкурент, Хэмилтон, оказался в кильватере.

Но Хэмилтон не был бы Хэмилтоном, если бы не попытался отыграться. Атаковал он в тот момент, когда они с Уэббером проходили кругового Ди Грасси. Австралиец слегка замедлился, британец немедленно сунул нос своего "Макларена" внутрь поворота и практически соперника опередил - к моменту неизбежного (когда в дело вовлечен кто-то из "Ред Буллов"!) столкновения он был впереди примерно на полкорпуса! - но Уэббер осторожничать не стал. В итоге - жесткий контакт, и "Макларен" чемпиона мира замирает на обочине с пробитым колесом…

Рукопашная лидеров чемпионата не осталась без внимания со стороны стюардов, но после тщательного анализа ситуации они не усмотрели в том, как Уэббер физически устранил конкурента, ничего предосудительного. Гоночный инцидент - таков вердикт. В итоге - вторая подряд баранка для Хэмилтона.

Гоночным инцидентом стюарды признали и довольно хамскую атаку Михаэля Шумахера на Ника Хайдфельда, после которой младший по статусу немец оказался вмазан в рельс отбойника. Совсем как-то не по-чемпионски - так обходиться с соперниками и соотечественниками! Но на судейский корпус, видимо, расслабляющее влияние оказали красоты Сингапура и удушающая жара.

Кстати, не ясно, чем так рассердил Шумахера Хайдфельд. Возможно, это была месть за то, как несколькими кругами ранее напарник Ника, Камуи Кобаяси, по-самурайски отправил семикратного чемпиона мира обдирать борта "Мерседеса" об отбойники в борьбе за место под солнцем. Правда, Шумахер уцелел в обеих схватках, а вот "Зауберы" пали смертью храбрых в этих боях местного значения…

Ближе к финишу внутреннее напряжение не спало, но внешне оно уже отображалось мало. Видимо, претенденты на титул решили все-таки в целости доехать до финиша, ведь известная в "Формуле-1" с легкой руки Рона Денниса поговорка гласит: чтобы финишировать первым, надо сначала финишировать.

Поэтому на заключительных кругах за шоу ответственным был Роберт Кубица. Поляка, ехавшего на 7-м месте, на 46-м круге зазвали на второй, явно неплановый пит-стоп - из-за подозрения на медленный прокол, обратно он вернулся 13-м. И на самой свежей в пелотоне резине пошел атаковать. Соперников он без всяких церемоний, но и не так откровенно грубо, как Шумахер, косил, как снопы, и в итоге выбрался на 7-е место, отыграв примерно за 10 кругов 7 позиций.

Из тех, кого он обгонял, покладистым оказался только его напарник по команде Виталий Петров, который ехал на почти такой же, как у Уэббера, старой резине, поэтому с точки зрения командного результата пропустить вперед Кубицу было правильно.

В итоге после финиша этой гонки из пятерых претендентов на титул из борьбы не выбыл никто, но если Уэббер лидерство укрепил, Алонсо свои позиции усилил, то Хэмилтон, а в особенности Баттон и Феттель жизнь себе осложнили. Тем не менее ситуация по-прежнему острейшая. Между первым и пятым местами - всего 25 очков, дистанция одной-единственной победы, что означает только одно: show must go on!

Ольга ЛИНДЕ