Газета Спорт-Экспресс № 126 (5299) от 10 июня 2010 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 4

11 июня 2010

11 июня 2010 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-2010. Старт - завтра

Выдающимся игроком без подвигов на чемпионате мира стать можно. Великим - никогда. Об этом в канун старта ЧМ-2010 в Южной Африке обязаны помнить те, кому недостаточно быть "одним из".

ВЫДАЮЩИЙСЯ - ЕЩЕ НЕ ВЕЛИКИЙ

Игорь РАБИНЕР

Зададимся вопросом: когда Пеле приобрел репутацию лучшего игрока всех времен? И ответим без тени сомнения: в 1970 году, когда 29-летний бразилец привел свою команду к третьему за карьеру мировому золоту. В 58-м 17-летний щуплый Эдсон Арантес ду Насименту сверкнул нежданной жемчужиной в составе, где заглавные роли изначально предназначались не ему. В 62-м и 66-м он досрочно завершал турниры из-за травм.

Но ведь самый шик - это когда от человека все ожидают подвигов и он их совершает! В Мексике-70 так и произошло. Будь в карьере Пеле даже не 1091 гол за "Сантос", а три тысячи - без чемпионатов мира все эти локальные супердостижения не имели бы никакого значения. А с тремя золотыми медалями он - Король футбола.

А единственный его реальный конкурент - Марадона? Его мегарепутация - тоже продукт мировых первенств. Получилось, правда, не с первого раза. Накануне золотого домашнего ЧМ-78 17-летний Диего Армандо стал последним "отцепленным" из состава, что, говорят, вызвало у него истерику. Он упрашивал Сесара Луиса Менотти все же взять его на турнир - но тренер был неумолим. И, коль скоро аргентинцы выиграли, говорить о его неправоте не приходится.

Сильные люди руководствуются принципом Ницше: "Все, что не убивает, делает нас сильнее". Так произошло и с Марадоной. Дебютный ЧМ-82 обернулся для него скорее разочарованием - аргентинца, подобно Пеле в 60-х, жестоко били защитники вроде итальянца Джентиле, чью игру против Диего наш Ринат Дасаев охарактеризовал как "зверскую". А бразильца Батисту он в отместку и вовсе ударил, за что получил красную карточку. Аргентина не попала в полуфинал, а Марадона...

Марадона расплатился по всем счетам на двух последующих чемпионатах мира - в Мексике и Италии. На первом в роли капитана и лидера привел к золоту классную команду Карлоса Билардо, забил лучший гол чемпионатов мира, обведя больше половины игроков сборной Англии, и в том же матче вписал свое имя в историю еще и печально знаменитой Рукой Божьей. Право, у гениев даже злодейства получаются гениальными! Спустя 20 лет Зинедин Зидан ударом головой под дых Марко Матерацци в финале ЧМ-2006 подтвердит этот тезис...

А в 90-м Марадона добился едва ли не большего, чем четырьмя годами ранее: команда-то у аргентинцев была в разы хуже, чем в Мексике. И по сути три человека - Диего, а также Каниджа и вратарь Гойкоэчеа - дотащили ее до финала, в котором Аргентина и проиграла-то немцам в результате спорного пенальти. Ну и окончание карьеры Марадоны получилось эпическим: суперигра 33-летнего мастера в матчах с Грецией и Нигерией в США-94, неестественно безумные глаза во время празднования гола африканцам, поимка на допинге... И колоссальный простор для фантазии: если бы Марадоне тогда не "отрубили ноги", как он сам выразился, может, история футбола получила бы еще одно чудо?

Вот и Зинедин Зидан обрел статус великого игрока в первую очередь не в "Ювентусе" и "Реале", а на чемпионатах мира 1998 и 2006 годов. Только с великими могут произойти такие необъяснимые вещи, как два гола головой в финале мирового первенства, при том что играть на "втором этаже" человек фактически не умеет. И опять же с драматическим сюжетом - после удаления и дисквалификации в групповом турнире. Все это добавляет красок к последующему хеппи-энду.

А в Германии от постаревшего Зидана уже мало что ждали, и групповой турнир подтверждал эти опасения. Зато потом - блестящая игра и гол против Испании, четвертьфинал-шедевр с Бразилией. Недавно я наткнулся в интернете на ролик из эпизодов того матча с участием Зидана, наложенный на классическую музыку. Такое, поверьте, заставляет забыть обо всем. Ты погружаешься в сказку и начинаешь верить в то, что разговоры о прагматизме современного футбола - не более чем досужий вымысел. Наслаждаешься высоким искусством и удивляешься, что не до конца оценил его масштаб уже тогда, в Германии. И особенно остро понимаешь, какой же драмой стал для гения эпизод с Матерацци...

Окончание - стр. 3