Газета Спорт-Экспресс № 252 (5129) от 9 ноября 2009 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

9 ноября 2009

9 ноября 2009 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МЕМОРИАЛ ТАЛЯ

Во 2-м туре турнира звезд, имеющего 21-ю категорию, все партии закончились вничью, а в 3-м побед добились главные фавориты: Ананд, Крамник и Аронян.

СЛУХИ О НИЧЕЙНОЙ СМЕРТИ НЕСКОЛЬКО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Москвы

После 2-го тура турнира звезд (а именно так написано на афише Мемориала Таля), все пять партий которого вновь, как и в стартовом туре, закончились вничью, появлявшихся в пресс-центре гроссмейстеров журналисты встречали ироническими вопросами. Например: "Как вы считаете, шахматы - это ничейная игра?" Некоторые при этом отвечали так: "Ну в принципе если никто не делает ошибок, то игра заканчивается вничью". Другие, в особенности те, кто играл белыми, с извиняющимися нотками в голосе говорили: "Я старался, сделал все что мог, но соперник защищался очень хорошо, и в этот раз победить не удалось…"

Именно в таком ключе протекал рассказ о центральной партии 2-го тура Крамник - Ананд.

Сначала на русском языке говорил экс-чемпион мира Крамник, а чемпион мира Ананд тихонько стоял в сторонке, с интересом поглядывая на демонстрационную доску, где Владимир показывал варианты, оставшиеся за кадром. Когда же Владимир ушел, Виши сделал одно интересное признание, на английском.

Индийского гроссмейстера спросили: "До какого момента в вашей партии простиралась ваша подготовка?"

И Ананд не стал лукавить и напускать туману: "В общем-то все это стояло у меня на компьютере". И кивнул на доску, где Владимир оставил заключительную позицию их партии…

Ну что ж, мы к этому стали уже привыкать. В Нальчике на 4-м этапе "Гран-при" ФИДЕ такое же признание сделал Петер Леко, а в Джермуке на 5-м этапе той же серии Левон Аронян высказался афористично: "Играли, но не сделали ни одного своего хода…"

Ничего не поделаешь, прогресс остановить невозможно. Нынче уже никто не сидит с шахматной доской под лампой с зеленым абажуром, не записывает варианты в тетрадку в клеточку. Теперь у гроссмейстеров все содержится в их компьютерных базах.

Однажды в порыве откровенности один великий игрок в ходе супертурнира в Новгороде сказал мне: "Ты не представляешь, какое "дерево вариантов" растет в моем компьютере!"

Сказал, но не показал. Да и на что оно мне?

Так вот, такое же дерево есть нынче у каждого суперигрока в его походном компьютере. И у кого это дерево погуще и поветвистее, а варианты посвежее и посочнее, тот и пан. А у кого и компьютер слабенький, и деревце хилое да чахлое, и вариантики засохшие, прошлогодние, тот соответственно пропал.

Конечно же, компьютеры - компьютерами, деревья - деревьями, а в итоге все решается в борьбе за доской. И кто лучше оценивает, глубже и точнее просчитывает варианты, тот и побеждает. Но, как вы понимаете, лучше идти на бой вооруженным, нежели с голыми руками.

И неслучайно Крамник, рассказывая о центральной партии 2-го тура, то и дело употреблял слово "подготовка". А Ананд, кивнув на демонстрационную доску, без всяких эмоций, спокойно и даже равнодушно сказал: "Да, все это мне было известно".

Подготовка оказалась равной. Сила игры - точность, скорость расчета и его глубина оказались тоже равными. Поэтому - ничья.

Это была первая "полнометражная" партия чемпиона мира и экс-чемпиона после их матча в Бонне. И следует отметить, что Ананд не стал продолжать дискуссию в меранском варианте, которая принесла ему два очка в том противоборстве и, по существу, решила исход поединка в его пользу уже после 6 партий.

Ныне Ананд предпочел подискутировать в "Грюнфельде".

С этой защитой у Крамника связаны очень хорошие воспоминания: "Грюнфельд" был самым любимым оружием 13-го чемпиона мира Каспарова против хода 1.d4, которое Крамнику удалось выбить у него в историческом матче на рубеже веков и тысячелетий.

Когда я на пресс-конференции напомнил об этом Владимиру, он с улыбкой сказал: "Воспоминания о 2-й партии матча в Лондоне конечно приятные..." И добавил: " Нынче же все играют Защиту Грюнфельда, только один я пока держусь".

Действительно, ныне "Грюнфельд" - самый популярный дебют в элите. Его играют практически все ведущие гроссмейстеры (кроме Крамника). Модное поветрие? Борис Гельфанд, против которого в 3-м туре "Грюнфельд" применил Магнус Карлсен, ответить на этот вопрос не смог. Да и кто сможет?

Даже такой закоренелый "славянофил" (то есть любитель славянской защиты), как Аронян, во 2-м туре решил разыграть "Грюн-фельда" против Руслана Пономарева и чуть-чуть не проиграл. А когда у армянского гроссмейстера спросили, почему он решил применить именно этот дебют, Левон ответил: "Хотел сыграть что-то незнакомое, чтобы заставить себя думать самостоятельно".

И пусть для Ароняна такой подход едва не обернулся поражением в партии с Пономаревым, зато после 3-го тура он мне говорил: "Встряска помогла, голову заставил думать, а не вспоминать компьютерные записи. И в партии с Леко это принесло плоды". Конечно же, это, скорее всего, была шутка. Но хорошо известно, что в каждой шутке есть доля шутки, остальное - правда.

В партии Аронян - Леко встретился популярный вариант славянской защиты. Венгерский гроссмейстер, игравший черными, пожертвовал пешку, а взамен получил пешечную лавину на ферзевом фланге. Белым пришлось какое-то время помучиться в тесноте, так как после 25-го хода и ферзевый конь, и чернопольный слон вынуждены были отступить на свои первоначальные позиции. Но чего не сделаешь, имея в запасе лишнюю пешку!

Как только белые сумели раскрутить сумасшедший клубок своих фигур, которые, как слоны в посудной лавке, переступали по полям b1, c1, d2, c2, и белая пешка на g5 скакнула на поле f6 (после взятия на проходе вражеского пехотинца), Леко признал свое поражение.

Вторая результативная партия на данном турнирном отрезке была сыграна в 3-м туре Анандом и Свидлером. Если остальные гроссмейстеры первой рейтинговой десятки порою применяют защиту Грюнфельда, поддаваясь общим тенденциям, то о гроссмейстере с берегов Невы этого не скажешь. Ибо он всегда, при любой погоде и в любом состоянии, играет ее, и только ее. Свидлер настоящий фанат этого динамичного дебюта. Апостол "Грюнфельда".

И надо отметить, что дебютные проблемы черные решили благополучно, но уже в районе 20-го и 21-го ходов в их действиях начались какие-то сбои. Вместо 20…Се6 Ананд при демонстрации партии предложил 20…h5 и не рекомендовал снимать контроль с поля е5 (неудачный ход 21…Кd4). Ну а после ошибки на 25-м ходу партия черных стремительно полетела под откос. Надежды на спасение оставлял ход 25…f4.

Междоусобные битвы Александра Морозевича и Владимира Крамника всегда отличают непримиримость и острота. Достаточно вспомнить их обмен тяжелыми ударами на мексиканском чемпионате мира. А в прошлогоднем Мемориале Таля один неточный ход Крамника в острой, но равной позиции стоил ему очка в таблице. Помню, как Владимир разводил руками: "Честно говоря, произошла вещь удивительная: обычно в позициях примерно равных одной неточности недостаточно, чтобы проиграть партию. Что ж, это было исключением из правил…"

"Исключением из правил" является и сам Морозевич. "Оригинал и эксцентрик - как за шахматной доской, так и вне нее", - говорится об Александре в программке, выпущенной к Мемориалу Таля. Он всегда настроен на борьбу, и это его качество неустрашимого бойца помогло нашей сборной на недавнем чемпионате Европы. Благодаря игре Морозевича наши парни вытащили несколько трудно складывающихся матчей. Александр - подлинный герой чемпионата Европы!

Очевидно, именно тяжелая нагрузка, выпавшая на его долю, дала о себе знать в партии с Крамником. Имея белые фигуры и вполне приемлемую позицию, московский гроссмейстер грубо ошибся (19.Лd1?), и его позиция сразу же стала безнадежной. То есть в зеркальном отражении повторилось то, что было год назад в их партии на III Мемориале Таля.

2-й тур. Ничьи: КРАМНИК - Ананд (Индия), СВИДЛЕР - Иванчук (Украина), Карлсен (Норвегия) - МОРОЗЕВИЧ, Пономарев (Украина) - Аронян (Армения) и Леко (Венгрия) - Гельфанд (Израиль).

3-й тур. Ананд - СВИДЛЕР - 1:0. Аронян - Леко, МОРОЗЕВИЧ - КРАМНИК - 0:1. Ничьи: Гельфанд - Карлсен и Иванчук - Пономарев.

После 3-го тура: КРАМНИК, Ананд и Аронян - 2 очка, Гельфанд, Иванчук, Карлсен и Пономарев - 1,5, МОРОЗЕВИЧ, СВИДЛЕР и Леко - 1.

Диаграммы партий смотрите в PDF