Газета Спорт-Экспресс № 203 (5080) от 11 сентября 2009 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

11 сентября 2009

11 сентября 2009 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Сегодня рано утром по московскому времени в Финиксе состоялся аукцион, который должен прояснить будущее клуба НХЛ "Финикс Койотс" и, возможно, всего американского спорта. О том, какая ситуация сложилась вокруг команды-банкрота, рассказывает собственный корреспондент "СЭ" в Северной Америке.

"КОЙОТЫ" ПОД МОЛОТКОМ

Американские судьи, как правило, заверяют свои вердикты постукиванием по столу специальным молоточком. Это очень старая и почитаемая традиция местного судопроизводства, возможно, берущая свое начало с тех времен, когда публику в залах суда необходимо утихомиривать чем-нибудь, что заглушило бы синхронные звуки жевания и сплевывания табака. А может быть, храмы правосудия когда-то подвергались жестоким налетам банды грецких орехов. Пусть правда останется покрытой завесой тайны, потому что мне лень разыскивать ее в интернете.

Как бы то ни было, но сегодня рано утром по московскому времени судья Редфилд Баум поднял свой молоточек, и раздавшийся вскоре стук все-таки положил конец многомесячным страданиям НХЛ и команды "Финикс Койотс". Ура! И да здравствуют новые многомесячные страдания?

Не случайно ведь судья Баум использует тот же инструмент, которым пользуются аукционеры. Его вердикт всего-навсего решит, кому из двух потенциальных покупателей можно продать вышеуказанный ХК. Но это еще совсем не означает, что проблемы "Койотов" решатся на месте и НХЛ можно будет радостно вступать в новый сезон. Э нет... Проблемы "Койотов", похоже, относятся к той категории, которую решает либо немедленная смена климата, либо девять граммов свинца. Но обо всем по порядку. Если сложившееся положение можно назвать этим словом.

Начнем, собственно, с двух соискателей. Еще недавно их было три, однако на днях один из них - объединение Ice Edge объявило о своем выходе из торгов. Ice Edge, кстати, планировало оставить команду в Финиксе, но при условии, что восемь матчей регулярного сезона будут сыграны в канадском Саскатуне. Что ж, родина Горди Хоу матчей НХЛ не увидит - у Ice Edge, видимо, так и не набралось достаточных финансовых гарантий. Это оставляет в торгах двух человек, которые, поверьте, меньше всего на свете хотят быть наедине друг с другом, - канадского миллиардера Джима Балсилле и комиссара НХЛ Гэри Бэттмена.

Судья должен решить, продать клуб магнату, который выложит за нее почти 250 миллионов долларов, или лиге, которая заплатит гораздо меньше и тут же отправится перепродавать кому-нибудь другому. Казалось бы, простое решение, правда? Эх, знали бы вы, сколько весит сейчас молоток Баума...

С финансовой точки зрения Балсилле, конечно, - единственный приемлемый вариант. Он заплатит столько, что и кредиторы уйдут довольными, и бывший владелец Джерри Мойес внакладе не останется. Проблема лишь в том, что Балсилле немедленно увезет "Койотов" на север, в Гамильтон, а это уже чревато серьезными осложнениями.

НХЛ, например, решительно против. И даже не потому, что знойный Глендейл (пригород Финикса, где находится арена "Койотс") ей почему-то милее бешенно-хоккейного Гамильтона. Просто ей страшно не мил Балсилле. Не мил до такой степени, что на недавнем голосовании владельцев 26 голосов было подано против принятия в лигу канадского магната при трех воздержавшихся ("Финикс", понятно, в голосовании участия не принимал). И если вы считаете, что в Америке все сделки заключаются по правилу "только бизнес, ничего личного", то вот вам объяснение причин такого единодушия: "личные качества г-на Балсилле и сомнения в его порядочности". Вот так, ни больше ни меньше.

Под порядочностью, как известно, подразумевается умение человека соответствовать нормам поведения в том обществе, которому он принадлежит. Балсилле, уже несколько раз пытавшийся пролезть в НХЛ хоть через окно, хоть через дымоход (сначала он попробовал купить и перевезти в Гамильтон "Питтсбург Пингвинз", потом - "Нэшвилл Предаторз"), принятые в лиге нормы подчеркнуто не соблюдал. Этим он заслужил искреннюю нелюбовь Бэттмена, которая и является сейчас единственной преградой между "Койотами" и Гамильтоном.

То есть, конечно же, не единственной. Есть, например, такая вещь, как аренда "Джобинг-ком-Арены", от которой Балсилле еще надо откупиться. Есть возражения со стороны "Торонто", на чью территорию Балсилле собирается вторгнуться. Но Глендейлу канадец уже обещал "взятку" в 50 миллионов долларов, а у "Кленовых листьев", по утверждениям самой НХЛ, нет права вето на переезд кого бы то ни было куда бы то ни было. Скорее всего, это проблему тоже можно будет решить денежным вливанием. А вот купишь ли за деньги любовь Бэттмена?

Комиссар не только обеспечил полное неприятие Балсилле всеми остальными владельцами, но пригрозил заламыванием несусветной пени за переезд "Койотов" - чем-то вроде 150 миллионов долларов. Таких сумм за переезд никто никогда ни с кого не взимал, и Балсилле, конечно же, объявил этот шаг Бэттмена абсурдным и противозаконным. Его собственный эксперт, руководствуясь прецедентами из недавней истории НХЛ и других американских лиг, установил планку примерно раз в десять ниже. На это Бэттмен, как и можно было предполагать, ответил тем же: "Абсурд!" А именно: "Утверждать, что команда НХЛ в Гамильтоне будет стоить лишь на 11-12 миллионов долларов больше, чем команда в Финиксе, абсурдно!"

То есть НХЛ прекрасно понимает, что переезд из Финикса в Гамильтон принесет ей выгоду. Выгоду, которую сама НХЛ оценивает заоблачными суммами. И выступает против этого переезда, потому что ей не люб Балсилле. Кто-то мог бы, наверное, напрячь мозги и назвать эту позицию абсурдной. Сделает ли это судья Баум?

У его чести и без этого головной боли хватает. Ему надо решить, может ли команда переехать в Гамильтон уже в этом сезоне. На этом настаивает Балсилле, даже признавая то, что сезон придется начать в Финиксе. Судья должен определить, могут ли "Койоты" разорвать арендное соглашение с Глендейлом. Этот вопрос, как уже говорилось, Балсилле надеется решить при помощи денег. Кто должен платить задолженность Уэйну Гретцки - еще одна задачка для судьи.

Но главная дилемма Редфилда Баума: имеет ли он право заставить НХЛ принять в свои ряды человека, которого лига принимать не желает. Ведь если судья решит в пользу Балсилле, это может повлечь за собой довольно-таки кошмарные для американского спорта события. До сих пор вопросами принятия и непринятия кого-либо в состав профессиональных лиг занимались исключительно сами лиги. Равно как и вопросами утверждения переезда клубов и расширения в новые города. Теперь же, если будет создан прецедент, это право у лиг могут отнять. Что, например, остановит богатых людей из Нью-Йорка, если им захочется создать в Большом Яблоке три, четыре или даже шесть баскетбольных клубов? Увидим ли мы целый дивизион НХЛ, полностью состоящий из команд южной части провинции Онтарио - самого хоккейного региона на планете?

Сценарий достаточно апокалиптичный, чтобы заставить судью Баума крепко призадуматься перед тем, как опускать свой молоточек. Какое решение он в итоге принял, вы узнаете сегодня. Только не рассчитывайте, что оно будет окончательным. НХЛ уже объявила, что в случае поражения в суде подаст апелляцию. Похо же, судьба несчастных "Койотов" будет решаться еще очень долго и очень болезненно.

Слава МАЛАМУД

Вашингтон