Газета Спорт-Экспресс № 102 (4979) от 15 мая 2009 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

15 мая 2009

15 мая 2009 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Андрей СИЛЬНОВ: "С ПРЕЗИДЕНТОМ ЗДОРОВАЛСЯ ЗА РУКУ, С КНЯЗЕМ ОБНИМАЛСЯ"

Интервью "СЭ" дал олимпийский чемпион Пекина-2008 по прыжкам в высоту.

Я даже не предупреждала Андрея, что хочу взять интервью. Просто позвонила его тренеру Евгению Петровичу Загорулько и попросила разрешения прийти на тренировку в манеж ЦСКА. У Сильнова на тот день были свои планы: снять деньги в банке, сфотографироваться для визы, отвезти документы в американское посольство и пройти там собеседование. Но от беседы с журналистом Андрей не уклонился. Когда закончилась тренировка, мы погрузились в его машину - тот самый подарок президента BMW X5 - и отправились по порядку в пункты а, b, с... Поэтому большая часть интервью прошла на колесах. Не подумайте, что сетую на трудность журналистской работы - наоборот, я очень благодарна Андрею. Хорошо бы все звезды были такими же внимательными, а то иные журналистов в упор не замечают.

ПОДАРОК ПРЕЗИДЕНТА

Машина, на которой мы ездили, меня впечатлила. И первый вопрос, когда наше интервью продолжилось за столиком кафе, напрашивался сам собой:

-Эта машина, на которой мы столько сегодня исколесили по Москве, стала для вас сюрпризом?

- Мы с Катей (бронзовым призером Олимпиады-2006 конькобежкой Екатериной Лобышевой, подругой Андрея. - Прим. Е.Р.) долго гадали, какие будут подарки. Олимпийским чемпионам и призерам Турина машины подарили. После Пекина же все держалось в секрете до самого последнего момента - приема у президента. Когда Дмитрий Медведев сказал, что славные традиции нарушены не будут и призеры получат хорошие автомобили, случилось, как говорится, оживление в зале.

-Машина действительно хороша. Гаишники останавливают на ней часто?

- Пару раз было - за превышение скорости.

-Говорите, что вы олимпийский чемпион?

- Когда у меня еще транзитные номера были, произошел такой случай: передо мной гаишник останавливает BMW X6 и сразу меня. Наверное, ему интересно было машины сравнить. С любопытством заглядывает ко мне в салон: "А что это?" - вдруг показывает на бейджик. А у меня на торпеде табличка: "Пекин-2009". "Это подарок президента", - объясняю ему. Он внимательно все рассмотрел и отпустил с напутствием больше правила не нарушать.

-Сегодня на тренировку Евгений Петрович притащил огромный герб России. "Андрюша просил, вот дочка ему и прислала", - пояснил тренер. Зачем он вам?

- Приехал как-то к Петровичу на дачу, смотрю - герб висит. Мне очень захотелось, чтобы и у меня дома такой же был - я патриот. Кстати, мой герб мне даже больше понравился, чем у Петровича.

-Теперь, когда стали олимпийским чемпионом, стоит только попросить, и все, как по щучьему велению, исполняется?

- Это вы преувеличиваете. Я считаю, что людей надо уважать. Тогда и они к тебе так же будут относиться.

-Но жить-то после Пекина легче стало или сложнее?

- Сказать сложнее не могу. Вот сейчас в американском посольстве управился за 15 минут, а год назад проторчал там полтора часа.

-Так вы же с олимпийской медалью к ним явились...

- Мне так посоветовали. Показал медаль, они всполошились, стали друг друга звать, все посольство сбежалось.

ВЫШЕЛ И ПРЫГНУЛ

-Когда наутро проснулись олимпийским чемпионом, не кольнула мысль: а ведь мог не попасть в Пекин?

- Когда не прошел отбор (на чемпионате России Сильнов был четвертым. - Прим. Е.Р.), я себе сказал: случилось то, что случилось, на этом жизнь не заканчивается. Надо продолжать прыгать. Знал, что до Олимпиады предстоят еще соревнования. Готовился, старался выступать на уровне.

-И совсем не переживали?

- Дискомфорт в таком подвешенном состоянии чувствовался. В голове разные мысли крутились. Да и настроение было не ахти какое.

-И ухитрились при этом показать лучший результат сезона в мире на тот период...

- А что делать?.. Знал, что готов к этому. Вышел и прыгнул.

-К тому времени, как вы прилетели в Пекин, некоторые спортсмены уже стали там олимпийскими чемпионами. За чью-нибудь медаль на счастье подержались?

- Я в эти приметы не верю. Отношусь к ним с улыбкой, даже со смехом.

-Многие опасались жить в Олимпийской деревне, мол, шумно, трудно сосредоточиться...

- По мне, так наоборот - хорошая, спокойная обстановка. Как говорится, благоприятствует.

-Что вас удивило, когда стали олимпийским чемпионом?

- Мы еще неделю оставались в Пекине, и за все это время у меня не было свободного часа: постоянно пропадал в каком-нибудь пресс-центре, в "Русском доме" или на приеме. И так каждый день. Я не высыпался.

-До этого такой востребованности не было?

- Немножко, после победы на чемпионате Европы в 2006 году. А вот чтобы журналисты каждый день звонили, даже после возвращения, такого - нет.

-Наверное, многие хотели познакомиться с олимпийским чемпионом?

- Не особенно, но узнавать стали больше, даже за границей. Буквально на днях летим из Португалии, подходит в аэропорту парень. Я вначале не расслышал, чего он хочет. И так с наездом ему: "Что?!" А он по-английски автограф у меня просит. Конечно, расписался, было приятно.

ПЕРЕД РЕЧЬЮ ВЫПИЛ ШАМПАНСКОГО

-Вы несли флаг на закрытии Олимпиады. Но что греха таить: тому, кто несет его на открытии, достается больше лавров. Не думали об этом?

- Был слух, что могу и на открытии понести. Но мы приезжали в Пекин позже. И идти с флагом доверили Андрею Кириленко.

-Трудно было держать знамя в вытянутой руке?

- Нам дали ремень, в котором есть специальное место, куда вставляется древко. Но, по мне, флаг был не очень тяжелый - килограммов десять. Решил нести просто в руке.

-Уже после Игр олимпийцев принимал президент. На приеме вам пришлось произнести речь. Коленки тряслись?

- Переживал больше, чем перед серьезным стартом. Не так часто приходится выступать перед президентом. Катю накануне замучил, разучивая перед ней речь. Весь день репетировал, она уже запомнила, а я все повторял и повторял...

-Как проходила встреча у президента?

- Опаздывать на такие мероприятия ни в коем случае нельзя. Из-за этого не успел покушать, проголодался. А там сразу предложили шампанское. Я взял бокальчик, выпил и... о-па! Меня повело. Но протрезвел сразу же.

-Речь не забыли?

- Она была у меня на бумажке записана. Я выходил последним. Передо мной выступали Бувайсар Сайтиев и Лариса Ильченко. Смотрю, они все по памяти говорят. Ну, думаю, если выйду со шпаргалкой, не очень красиво получится. Вышел без бумажки. Раза четыре мне даже аплодировали, чего сам не ожидал.

-Вы еще и руку президенту пожали, хотя никто этого не делал.

- По-свойски, как говорится. Я всегда был простым парнем.

-После этого доводилось встречаться с Дмитрием Медведевым?

- Еще пару раз. Был на приеме, на новогоднем мероприятии.

-Президент вас уже узнает?

- Здоровается за руку. Но в Кремле такая обстановка, что времени на разговоры нет.

У ВЫСОТНИКОВ СВОЙ СТИЛЬ

-После триумфа в Пекине прыгать еще хотелось?

- У меня такой кураж после Олимпиады появился! Хотелось подтвердить свой статус. А впереди были еще три старта. В итоге выиграл финал "Гран-при", взял 2,35. Там, кстати, мы вновь встретились со шведом Стефаном Хольмом, это были его последние соревнования. Он так хотел победить после неудачи на Олимпиаде, бился прямо как печенег! Был момент, когда он с первой попытки взял 2,31, а у меня - две неудачные. Хольм сидит, такой радостный. А я оставшуюся попытку переношу на 2,33 и беру. Он эту высоту с первого раза не взял. Такое разочарование у него на лице было написано: ну вот, опять...

-Какие у вас отношения с Хольмом?

- Я его уважаю. Человек смог себя показать, на его счету много выдающихся побед. А ведь ростом не вышел, всего 180 см.

-Вы пропускали зимний сезон. А когда вам всерьез захотелось в сектор выйти?

- Зиму пропускал, чтобы интерес к прыжкам вновь проявился. Устаешь ведь от однообразия. Прыгать же всегда хочется. Но чтобы все и сразу: вышел и высоко прыгнул. А так не бывает. Петрович все на тормоза нажимает: "Не пори горячку".

-Пока вы пропускали зимний сезон, Иван Ухов установил рекорд России, преодолев 2,40. Ретивое не взыграло?

- Да нет. Молодец, показал отличный результат.

-Одно время вы с Уховым у Загорулько вместе тренировались. Но в силу разных причин Иван оказался у Сергея Клюгина. На что тот как-то заметил: "Два медведя в одной берлоге не уживаются". Вам действительно было некомфортно вместе?

- Сергей тоже прошел эту школу - был в одной группе с Вячеславом Ворониным. Они тоже не могли найти общий язык.

-Ну да. Воронин был тогда чемпионом мира. И когда они вместе поехали на Олимпиаду в Сидней, Клюгин мне сам рассказывал, что тренер на него почти не обращал внимания. Но олимпийским-то чемпионом стал Клюгин!

- Так и у нас с Иваном что-то не сложилось. Не могли нормально общаться. Тренер старался разделять нас: я в одно время прыгаю, Ухов - в другое. Но не могу сказать, что отношения между нами были какие-то сверхжесткие. Нет, всегда: "Привет, привет!"

-Летом ожидаете острой конкуренции с Уховым?

- Лето придет, тогда и посмотрим, кто на что способен.

-Вы - олимпийский чемпион, а тренируетесь в группе, хотя многие спортсмены рангом ниже работают с тренером индивидуально. Может, одному лучше?

- Не замечаю разницы между мной и другими ребятами. Петрович знает, какую работу кому давать. Считаю, так и должно быть.

-А вы что, всей группой к одному стилисту ходите, прически у всех одинаковые?

- Такой стиль пошел со времен Патрика Шеберга: высотники должны быть с длинными волосами.

-Почему тогда Хольм почти бритый?

- Видимо, он хочет выделиться.

В СМОКИНГЕ НЕПРИВЫЧНО

-Победу на Олимпиаде вам принес, скажем прямо, не самый высокий прыжок - 2,36.

- Я с таким чемпионат Европы выиграл еще в 2006 году. Но на Олимпиаде психологический фактор сказывается, больше переживаешь, волнуешься.

-Уже в августе пройдет чемпионат мира. Можете там показать более высокий результат?

- Все зависит от соперников, от того, как ты настроишься, как проявишь себя в данной ситуации. Да и то, насколько сильны у тебя нервишки, тоже немаловажно.

-Реально, что кто-то прыгнет выше 2,40?

- Почему нет?

-Например, Андрей Сильнов?..

- Говорить впустую неинтересно, можно лишь предполагать.

-Когда начинаете выступать?

- В начале июня в США будет первый старт.

-К суперрезультату стремиться будете?

- Скорее всего - нет. Этот турнир мне положен по контракту. А если еще и результат покажу высокий, организаторы и вовсе счастливы будут.

-Что еще есть в вашем контракте?

- Нам дают чек на определенную сумму. На нее мы должны набрать вещей в магазине, куда нас привезут.

-Мне всегда интересно, как вы с такими нестандартными фигурами подбираете себе одежду?

- Это не так просто. Например, на ежегодном балу у князя Альбера в Монако обязательно надо быть в смокинге. Я перед этим был в Португалии, думал, подберу себе костюм там. Естественно, на свой рост (198 см) ничего не нашел. Начал звонить менеджеру, чтобы взял напрокат в Монако. На удивление, нашелся мой размер. Надел смокинг, бабочку, все как положено.

-Понравились себе в таком обличье?

- Немножко непривычно было. Но ради встречи с Альбером можно и потерпеть.

-Как вам князь?

- Я уже раза три с ним общался, приятный человек. Ходит без охраны. Можно к нему подойти, обнять: "Как дела?" Он в ответ: "Как у тебя?" Приветливый князь.

О СЕМЬЕ ДУМАТЬ РАНО

-Не сочтите, что вторгаюсь в личную жизнь, но вы давно встречаетесь с Катей. Видите ли себя семейным человеком?

- Вообще-то да. Но говорить об этом рановато. Кате предстоит ответственный сезон. Голова не должна быть забита чем-то посторонним. Если об этом думать, то уходишь от основного дела, разбрасываешься.

-А в доме что-то успеваете сделать?

- Ну, приготовить еду успеваем. Иногда прошу: "Кать, сготовь". Супы ее нравятся. А тут съездила в Италию и теперь готовит разнообразную пасту - то с грибами, то с томатом, то с сыром. Ей нравится придумывать что-то новое.

-Чем отвечаете на такую заботу?

- Готовлю приятные сюрпризы. Например, могу неожиданно к ней на тренировку или соревнования приехать. Это ее всегда радует.

-Знаю, что вы брали у Кати уроки катания на коньках...

- Она говорит, что, когда я приезжаю к ней на тренировки, у нее моральный подъем наступает. Вот чтобы ее поддержать, в свободное время выбирался к ней. Однажды выдался момент, говорю: а давай я попробую на коньках проехать, ни разу на них не стоял. Встал сразу на беговые.

-Так ведь это сложно - нет чтобы вначале попробовать на хоккейных.

- Действительно сложно. Поначалу пару раз упал, потом два круга проехал и даже за руку с Катей прокатился. Ногу, правда, немножко натер. Все, говорю, хватит.

-Катя не осталась в долгу и отличилась у вас на тренировке. Как это было?

- Однажды приехали ко мне на стадион. Она говорит: дай попробую. Прыгали, прыгали... Евгений Петрович к этому подключился. Он у нас заводной: "Ну давай! Разбегись!" Так шутя и прыгнула 160 см.

-После чего Загорулько, насколько я знаю, предложил похудеть ей килограммов на 20, и тогда он, мол, возьмет ее в группу.

- Да, было такое...

- Что сейчас для вас на первом месте?

- Забыть все, что было, и готовиться к основным стартам, где надо показывать высокие результаты.

-Мотивация после олимпийского триумфа сохранилась?

- Для полного комплекта не хватает еще золота чемпионата мира. Да и мировой рекорд уже столько лет стоит...

Елена РЕРИХ