Газета Спорт-Экспресс № 75 (4952) от 10 апреля 2009 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 22

10 апреля 2009

10 апреля 2009 | Хроника

ХРОНИКА

СВОЯ КОЛОНКА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

ТРИ ПИСЬМА

Лет тридцать назад довелось мне услышать от собственного отца анекдот о том, как при назначении нового главного тренера уволенный предшественник принес тому три письма. И оставил их со словами: мол, будет трудно - открывай первый конверт. Если это не поможет решить проблему, надо вскрывать второй. Ну а если совсем труба - третий.

Когда до писем дошло дело (а какому руководителю в спорте легко?), на первом листке обнаружилось одно слово: "Обещай!" На втором, вскрытом еще через какое-то время, стояло: "Вали все на меня". И, наконец, добравшись до третьего письма главный тренер прочитал заключительное пожелание: "Пиши три письма".

Недавнее заседание Исполкома ОКР и последовавшее за ним заседание Коллегии Минспорта заставило вспомнить бородатый анекдот еще раз. Потому что суть выступлений высоких начальников сводилась к одному: дела в нашем спортивном хозяйстве, при том что до зимних Олимпийских игр в Ванкувере остались считаные месяцы, обстоят крайне плохо. Причем на многих фронтах.

Обычно перед Олимпиадами в высоких кабинетах изучают статистику выступлений соответственно зимних или летних команд, составленную на основании результатов мировых первенств предыдущего сезона. И выводят некий медальный прогноз. Увы, по существующим на сегодня подсчетам Россия может претендовать разве что на место в десятке. Но даже такой прогноз применительно к Играм в Ванкувере я не стала бы рассматривать всерьез. По единственной причине - из-за допинговых скандалов, случившихся в этом сезоне в биатлоне и лыжах. Причем не только на самом высоком уровне, но и на том, который обычно остается вне внимания прессы.

Прогресс антидопинговых методик сделал явным то, что раньше сходило с рук, и мы, как всегда, оказались к этому не готовы. Вот и получается: то, что сейчас происходит в двух наиболее медальных (и традиционно выигрышных) для России зимних видах спорта, делает совершенно бессмысленным подсчет гипотетических олимпийских медалей Ванкувера. Вместо них мы запросто можем получить очередной скандал. А может, и не один. Ходим как по минному полю: не далее как на этой неделе стало известно, что обнаружены еще две положительные пробы. И снова - в биатлоне. А где громыхнет в следующий раз?

Вопрос "Кто виноват?" лежит обычно между вторым письмом из упомянутого анекдота и третьим. Похоже, ситуация в российском спорте дошла именно до этой отметки. Как результат - на недавних заседаниях министр костерил руководителей федераций, а те, в свою очередь, валили все на тренеров и врачей. Причем накал эмоций оказался таков, что наружу выплеснулась даже та информация, которая явно была предназначена исключительно для внутреннего пользования.

Прекрасно понимаю: не сможет Виталий Мутко, сколь бы сильное желание ни испытывал, поймать за руку всех нарушителей и предотвратить все возможные последствия. К тому же министром он стал меньше года назад, а министерство свое начал строить практически с нуля. Но ответственность-то в итоге все равно на него ляжет! А значит, пора задуматься, как свести проблемы к минимуму. Попытаться создать систему, при которой всей цепочке - спортсмену, тренеру, врачу - было бы категорически невыгодно играть в нечестные игры.

По биатлону, безусловно, нынешние скандалы ударили больнее всего. При этом мне абсолютно понятны шаги, уже предпринятые президентом Союза биатлонистов России Михаилом Прохоровым, который учредил в рамках СБР комиссию по расследованию допинговых дел, привлек своих юристов. Но ведь сделал-то он это потому, что соответствующих служб в структуре российского спорта до сих пор нет! Теперь президент СБР принял решение провести медицинское обследование своей команды в Израиле. Не говорит ли это о том, что и со спортивной медициной в российском спорте беда? Другой версии я просто не нахожу. Причем ясно, что Прохоров не о Ванкувере думает. Точнее, не столько о нем, сколько о перспективе. О Сочи-2014, например.

Но биатлон - это всего лишь один вид спорта. А что делать с остальными? Не рекомендовать же их руководству прибегнуть к крайней мере - начинать писать письма. Да и кому их писать?