Газета Спорт-Экспресс № 22 (4899) от 5 февраля 2009 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

5 февраля 2009

5 февраля 2009 | Футбол

ФУТБОЛ

ИГРА НА ВЫЖИВАНИЕ

СЕМЕЧКИ? А ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ

Надписи на груди, с которыми выходят на игру футболисты, - не просто деталь дизайна их формы. Это источник, из которого наряду с прочими наполняется бюджет клуба. Не пересохнет ли он в условиях финансового кризиса?

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

УСЛОВНО ТИТУЛЬНЫЕ

Что может быть логичнее, чем продажа пустого рекламного места на футболках? Что может быть правильнее с точки зрения извлечения прибыли? Что может быть эффективнее такой рекламы? И что может быть проще, казалось бы, поисков рекламодателей?

Первые три вопроса для России, как и для всего остального мира, вполне актуальны. Четвертый сформулирован с точностью до наоборот. В нашем футболе найти желающих стать титульными спонсорами команд премьер-лиги крайне непросто.

Мы собрали информацию о том, как поставлено дело в российской клубной элите. Картина такова: лишь четыре команды премьер-лиги имели или будут иметь спонсоров, которых с некоторой долей условности можно назвать титульными. У пяти логотипы на майках рекламируют генерального спонсора. То есть происходит дублирование рекламы, которую фактические кормильцы могут сколь угодно крупно разместить в десяти других местах, каких они только пожелают. У семи клубов титульных спонсоров в настоящий момент нет вообще.

В первую группу входят "Динамо", "Спартак", "Химки" и "Кубань". Бело-голубые в свое время были чуть ли не пионерами титульного спонсорства в России, предоставляя площадь на футболках не только мировым монстрам из Xerox, но и таким экзотическим покупателям рекламной площади, как издание "Экономика и жизнь". Тем не менее на разных этапах все это приносило живые деньги, отказываться от которых в клубе не собираются. Доводилось слышать, правда, что прошлогодняя титульная надпись "Металлоинвест" была размещена в счет долга бизнесмену Алишеру Усманову, но кто скажет, что такого рода экономия хуже иных доходов? Да и Внешторгбанк, имеющий виды на участие в связанных с "Динамо" коммерческих проектах, вряд ли разместит свой логотип "с позиции силы", если выиграет такое право в будущем сезоне. Скорее всего, клуб получит от этого реальную, а не виртуальную выгоду.

У красно-белых ситуация самая прозрачная. У клуба есть владелец и есть титульный спонсор, дающий за надпись на футболках в зависимости от занятого в таблице места от 3 до 7 миллионов долларов в год. То, что Леонид Федун и "Лукойл" тесно связаны, не имеет значения, поскольку и клуб, и нефтяной холдинг - учреждения частные, и отношения у них сугубо коммерческие: заплатил деньги - получи рекламу. Вот если бы на футболках было написано "Федун", это выглядело бы административным нажимом. А "Лукойл" упоминание о себе, любимом, относительно щедро спонсирует. Получается, видит в этих тратах конкретную выгоду.

Похожая картина в "Кубани", ставшей не так давно частным клубом (а появлению любого частного клуба в сегодняшней России стоит от души поаплодировать). Краснодарцев возглавил генеральный директор "Индустриального союза Донбасса" Олег Мкртчан. При этом прошлогодний титульный спонсор краснодарцев "Русская горно-металлургическая компания" - составная часть донбасской структуры. Продает арматуру балки, уголок, швеллер, трубы...

Даже если она полностью принадлежит Мкртчану, но помогает ему нести его сугубо частные футбольные расходы, попутно себя рекламируя, - уже хорошо. А если бы ту же помощь главному акционеру "Кубани" оказывала совсем посторонняя компания, было бы еще лучше. В первую очередь для самого акционера. Правда, ясности с титульным спонсором на новый сезон в Краснодаре пока не наступило.

У "Химок" тоже все не просто. В прошлом сезоне команду поддерживала "Межрегиональная девелоперская компания". На сайте клуба она до сих пор значится генеральным спонсором, на сайте самой МДК речь идет о титульном спонсорстве, в реальности же никакого спонсорства, похоже, больше нет. Известно, что фирма плотно занимается недвижимостью в Химках. Она же была задействована в строительстве нового клубного стадиона, принадлежащего администрации подмосковного города. Сколько стоила при таких схемах надпись на клубной футболке, были ли выплаты реальными, бартерными или воображаемыми, остается только предполагать.

Сумму прошлогоднего контракта в открытых источниках мне найти не удалось. Однако выгоду спонсорство приносило, в какой бы форме она ни была выражена. Что будет в новом году, кто и за сколько купит место на футболках химчан, сегодня совершенно не ясно. В пресс-службе МДК, куда я обратился, сначала взяли паузу на прояснение ситуации, а потом подтвердили: продлевать контракт с клубом девелоперы, скорее всего, не будут.

Окончание и другие материалы - стр. 5