Газета Спорт-Экспресс № 281 (4861) от 10 декабря 2008 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

10 декабря 2008

10 декабря 2008 | Экстремальные

ВОЗДУШНЫЕ ГОНКИ

Сергей РАХМАНИН: "САМОЛЕТ, НА КОТОРОМ ЛЕТАЛ, ПРОСТО МЕДЛЕННЫЙ"

Сергей Рахманин, в прошлом двукратный абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу в категории "unlimited", два года как участвует в воздушных гонках Red Bull Air Race. Корреспондент "СЭ" попросила его поделиться впечатлениями о прошедшем сезоне.

-Старожилом этих соревнований вас пока еще назвать нельзя, но вы уже и не новичок. Как сами себя сейчас оцениваете?

- Уже начал осваиваться, теперь понимаю в гонках гораздо больше. Думаю, что у меня вырабатывается и свой стиль. Результата, правда, пока не видно. Дело в том, что самолет, на котором я летал в 2007-м и 2008 годах, - просто медленный. Могу сказать, что в следующем сезоне, когда пересяду на другую машину, мои результаты будут лучше. Конечно, о месте в турнире пока говорить трудно, ведь другие пилоты тоже совершенствуют технику. Но по отношению к самому себе образца 2008 года я буду летать быстрее, это точно.

-Но 9 пилотов из 12, участвующих в гонках, летают, как и вы, нa Egde 540?..

- Тут, как и в автоспорте: одни и те же модели машин, одних и тех же фирм-производителей, после того как их подготовили к соревнованиям, отличаются друг от друга. Гонщики делают их под себя. У нас тоже применяется модернизация самолетов, она ограничена правилами, но есть к чему приложить руки, голову и бюджет. В основном, чтобы самолет летел быстрее, надо увеличивать мощность двигателя, делать машину более аэродинамичной и легкой.

-Какие цели вы ставили, придя два года назад в воздушные гонки?

- Считаете, что надо обязательно ставить перед собой цель победить, даже если это никак не сопоставляется с реалиями? Конечно, я пришел не просто так полетать. Можно сказать, что цель и была, и есть одна: летать чисто, грамотно, безопасно. По сравнению с моим первым сезоном в Red Bull Air Race я, как гоночный пилот, достаточно сильно изменился. В начале было очень сложно определить: от чего больше зависит результат. От техники или пилота? И в каких соотношениях? Сейчас я понимаю, что разница в технике пилотирования между пилотами, участвующими в гонке, меньше, чем разница между самолетами, на которых они выступают. В гонках от самолета результат зависит гораздо больше, чем в высшем пилотаже.

-Остались еще трудности, с которыми пока не справились?

- Лично я таких не вижу. Но если самолет не позволяет лететь быстро, тут уж ничего не поделаешь. Немного не хватает информации о различных параметрах гонки для анализа и подготовки к следующим полетам.

-Для вас есть разница - летать над землей или над водной поверхностью?

- Если большого рельефа на земле нет, то и разницы практически нет. Достаточно сложно было летать лишь в Monument Valley (США) по совокупности причин: превышение (высота более двух тысяч метров), высокая температура воздуха, что уменьшает мощность двигателя, и трехмерная трасса с достаточно большим перепадом высот между воротами.

-С кем-то из пилотов уже подружились?

- У меня со всеми очень хорошие отношения. Все пилоты - люди серьезные, большинство из них я знал и раньше, когда занимался высшим пилотажем. Во время подготовки к моему первому сезону, которая проходила под Мадридом, мне очень сильно помогал испанец Алехандро Маклин. Наш тренировочный лагерь находился на его "домашнем" аэродроме. Мы и сейчас проводим с Алексом много времени, обсуждаем, как летать правильно и что было сделано неверно.

-А знаменитый "разбор полетов" у вас существует?

- Разбор проводится после каждого летного дня, но обсуждаются на нем в основном вопросы организации и безопасности. Все, что касается тактических решений, то есть как летать по конкретной трассе, чтобы результат был лучше, - на официальном разборе полетов не обсуждается.

-Есть ли у вас свой любимый этап в гонках?

- Все этапы, в которых я принимал участие, были очень хорошо организованы. Что же касается трассы, то если она "прямая", тогда все в гонке зависит от самолета - насколько быстро он летит. Летчик в таких случаях практически не принимает никаких решений, только следует от ворот к воротам. Но есть и такие трассы, где надо самому принимать массу решений, где роль летчика повышается. Мне они нравятся больше.

-В этом году в восьми этапах вы набрали два очка, а австриец Ханнес Арх, который тоже выступает в Red Bull Air Race второй год, стал чемпионом. В чем разница?

- Пользуясь случаем, еще раз поздравляю Ханнеса с первым местом. Рад за него, мы с ним из одного поколения, вместе начинали в прошлом году. Тогда он был десятым, а сейчас сменил самолет и стал первым. Есть над чем задуматься. Но, разумеется, ему было очень нелегко даже при наличии хорошего самолета. Он выдержал сильное психологическое давление, которое всегда присутствует, когда начинается борьба за первые места.

-Вы ведь в будущем году тоже будете летать на новом самолете...

- К сезону-2009 я буду готовиться на самолете MXS. В 2008 году на таком же выступали Маклин и Найджел Лэмб. Я планировал начать летать на нем еще в середине прошлого сезона, но не получилось.

- Результатом этого сезона, наверное, не очень довольны?

- Нет, почему же, я доволен. Для меня критерием является не только финальная таблица, где у меня два очка и предпоследнее место, я стараюсь оценить и то, как использовал возможности самолета, на котором выступал. В этом плане сезоном вполне удовлетворен.

-Где пройдет подготовка к следующему?

- Скоро уезжаю в США, в Северную Каролину, где начну готовить самолет к предстоящему сезону. Таких визитов предполагается два. А в марте состоится небольшой тренировочный сбор перед началом гонок.

-Знаю, что в гонке ожидается увеличение состава пилотов. Это на чем-то отразится?

- Больше пилотов - длиннее программа, теоретически могут возникнуть сложности с трансляцией. Но все же неплохо, что нашего полку прибудет.

Елена РЕРИХ

RED BULL AIR RACE-2008

Итоговое положение после 8 гонок

Пилот

Страна

Самолет

Очки

1. Ханнес АРХ

Австрия

Edge 540

61

2. Пол БОМХОМ

Великобритания

Edge 540

54

3. Кирби ЧАМБЛИСС

США

Edge 540

46

4. Майк МАНГОЛЬД

США

Edge 540

44

5. Петер БЕШЕНЫЙ

Венгрия

Edge 540

34

6. Стив ДЖОНС

Великобритания

Edge 540

33

7. Найджел ЛЭМБ

Великобритания

MXS

30

8. Алехандро МАКЛИН

Испания

MXS

21

9. Николас ИВАНОФФ

Франция

Extra 300SR

19

10. Майкл ГУЛИАН

США

Edge 540

16

11. Сергей РАХМАНИН

Россия

Edge 540

2

12. Глен ДЕЛЛ

США

Edge 540

0